Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне. Основными объектами являются государственного регулирования являются экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, социальное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Основными источниками данной курсовой работы являются различная учебная и методическая литература, а также периодические издания, посвященные экономике Республики Беларусь. В курсе лекций «Государственное регулирование национальной экономики» отражены важнейшие методы, формы и система регулирования в условиях белорусской модели развития. В «Макроэкономике» Лемешевского И.М. изложены инструменты и модели государственного регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………….…3
1. Необходимость макроэкономического регулирования экономики….5
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………………9
3. Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь……..19
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список используемых источников…………………….………………………….…26

Работа состоит из  1 файл

Общая.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

       Формирование  и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформированную конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами.

       Исторически сложились три модели государственного регулирования экономикой: классическая, кейнсианская и институционально-социальная. 
Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).

       Кейнсианская  модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка. В соответствии с этой моделью, рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

       Институционально-социальная модель, предполагает реализацию трех функций государства, путем его исторического оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические и социальные факторы (институты). Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя этим сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

       Данная  модель является  ориентиром для  стран с трансформационной  экономикой.

       Государственное регулирование экономики управление можно также охарактеризовать как элемент экономической системы. И реализация указанных ниже принципов государственного управления имеет свойство трансформироваться в зависимости от параметров господствующей экономической системы, которая, в свою очередь, определяет основополагающие принципы экономической политики. В таблице представлена характеристика моделей государственного регулирования в различных экономических системах. 

Таблица 1 – Принципы экономической политики в зависимости от модели государственного регулирования

Признаки  и структурные  элементы модели Командно-административная экономика Рыночная  экономика Смешанная экономика
Формы собственности 

на средства производства

Государственная и колхозно-кооперативная в сельском хозяйстве Негосударствен-ная, частная Государственная, негосударственная, смешанная
Народно-хозяйственное  планирование Организация планирования из единого центра Отсутствует Предплановая  функция для принятия экономических  нормативов и бюджетной политики
Участие государства в планировании на предприятиях Директивное планирование всех параметров производства Отсутствует Рекомендательное. Конкурсный государственный

заказ

Снабжение и торговля Адресное централизованное распределение Коммерческая торговля Коммерческое  снабжение и торговля
Ценообразование Государственные монополистические цены Рыночные (свободные) цены Государственные, кооперативные, договорные и рыночные цены
 Методы  финансового перераспределения Изымание в  бюджет всей прибыли,

средств для  модернизации,

доход от торговли

Минимальные налоги Стабильно высокие  налоги
Функции государственных финансов Денежное обеспечение  материальных пропорций планов Финансирование  специальных затрат государства Финансирование  государственных, научно-технических программ, дотаций
Способы поддержки материально-денежного  баланса Государственная регламентация финансовых затрат предприятий,

 уровня зарплаты  и цен

Рыночное регулирование  спроса и предложения Налоговая, кредитная  политика,

политика цен. Инвестиционные  программы

Назначение  руководителей предприятий Назначаются государственными органами Менеджера назначает  правление предприятия Правление выбирает коллектив. Руководителя назначает  правление
 Контроль  уровня заработной платы Централизованное ограничение средней заработной платы и строгая государственная тарификация Внутрифирменная тарификация контроль за уровнем  минимальной заработной платы Государственная тарификация и контролирование  минимальной заработной платы
Регулирование государством негосударственного сектора Директивное управление Государственное регулирование предпринимательства  не допускается Невмешательство в хозяйственную деятельность. Регулирование  посредством налогообложения
Организация конкуренции Условий для  конкуренции нет, производство, обмен и распределение монопольные Свободная конкуренция Конкуренция стимулируется  рынком
Способ  социальной защиты Директивная регламентация Ответственности за социальную защиту свободных предпринима-телей Обязательная  государственная форма защиты и контроль за выполнением требований социальной защиты

Источник  – собственная разработка

       Несмотря  на все безусловные достоинства  построения моделей, они, тем не менее, не могут быть абсолютными и исчерпывающими. Трудность состоит главным образом в том, что очень тяжело из всех возможных выбрать наиболее объективные предпосылки построения модели. В то же время модель может быть наиболее полной, но трудной для понимания и расчетов. Следует избегать также слишком простых методов моделирования, поскольку они не могут содержать весь необходимый для изучения материал и служить инструментом анализа экономической действительности.

       Целью реформирования экономики Республики Беларусь является построение социально ориентированной рыночной экономики. Экономическая система республики перестраивается, ориентируясь на развитие рыночной сферы, в тоже время необходимо предусмотреть социальный аспект. Социальная направленность государственной деятельности является сущностной характеристикой государства с социально ориентированной моделью рыночной экономики. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.  [16]

       Государственное регулирование трудового потенциала представляет собой очень сложный  механизм, охватывающий все многообразие аспектов объекта регулирования (демографический, экономический, социальный) и весь его  воспроизводящий цикл - формирование, распределение и использование.

       Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических  и правовых. Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между  целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда. Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д.

       И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.

       Противоречивость  между целями и между инструментами государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.

       Таким образом, современная экономика Республики Беларусь представляет собой соединение прежних остаточных черт командно-административной системы  и так и рыночных компонентов. В таких условиях наибольшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов, т.е. форм и методов регулирования экономики. Отсюда – важность поиска всё более эффективных мер регулирования, повышение роли государства.

       Следует отметить, что страны с развитой рыночной экономикой имеют более высокий уровень жизни, уровень заработной платы и социальной обеспеченности населения. Республика Беларусь  находится на переходном  этапе развития рыночных отношений, и ликвидацию всех негативных последствий рынка взяло на себя государство. Поэтому государственное регулирование выполняет роль оптимизатора   в решении экономических вопросов, т.е. является необходимым звеном в любой экономической системе. 
 

- 

 

3. Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь 

       Осмысление  теории и практики государственного регулирования экономики позволяет выделить ряд специфических проблем, которые требуют знания как со стороны самих регулирующих органов, так и граждан страны, в интересах которых, по определению, и осуществляется такая политика.

       Важными задачами  на современном этапе в Республике Беларусь  является защита конкуренции, сглаживание асимметричности информации (контроль за качеством товаров и услуг), препятствовать распространению вводящей в заблуждение рекламы, контроль за достоверностью предоставляемыми фирмами информацией.

       Государство в Республике Беларусь должно прежде всего обеспечивать институционально-правовую основу развития экономики, рыночных отношений.Также  в функции государства входит обеспечение макроэкономической (стабилизационной) политики, обеспечение условий долгосрочного экономического роста [11,с.  348].

       Основными проблемами экономики Республики Беларусь на современном этапе остаются недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высокихимпортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле. Эти трудности имеют многообразный характер. Негативное воздействие на экономику Беларуси во многом было обусловлено высоким уровнем ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России, низкой конкурентоспособностью белорусских товаров, отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.

       Одна  из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах, большие издержки государственного регулирования.  Оно действительно стоит достаточно дорого, причем без жесткого контроля со стороны общества затраты будут только возрастать в силу закономерной тенденции роста бюрократических структур.

       Также отсутствие представления у основной массы населения о целях и путях реформирования экономики, низкий уровень управляемости внутри государственных структур, высокое ресурсопотребление и, как следствие, высокая материалоемкость и энергоемкость продукции,  затратные схемы ценообразования предприятий-монополистов, низкая инвестиционная активность, не способствующая инновационной деятельности предприятий, низкий платежеспособный спрос, который вынуждает предприятия снижать объемы производства, сохраняя производство лишь дешевой и некачественной продукции – все эти факторы негативно влияют на экономический рост и стабилизационные мероприятия государственного регулирования экономикой. Государство пытается решать эти проблемы с помощью административного регулирования экономических процессов, что, в свою очередь, накладывает непосредственный отпечаток на инфляцию, ценообразование и государственную ценовую политику.

       Существует  также и проблема временного характера: чему следует отдать предпочтение - интересам и целям сегодняшнего дня или будущему? Наконец, возможны и просто ошибки в выборе целей, вызванные неточным анализом существующей ситуации, неразработанностью теоретических основ такого анализа, неполноценностью информационной базы, некомпетентностью руководителей и др.

Информация о работе Государственное регулирование