Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:42, курсовая работа

Описание

Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года.

Содержание

Введение 3
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции 4
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 9
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 15
Практикум 22
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

     Каким же образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство расходует  деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают  в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.

     Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому  неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.

     Следует различать структурный и циклический  дефицит государственного бюджета. Данное разграничение основано на различии его структурной и циклической  частей. Размеры структурной части бюджета определяются действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок. Циклическая часть бюджета зависит от колебаний деловой активности.

     К причинам бюджетного дефицита можно  отнести:

     - спад общественного производства;

     - рост предельных издержек общественного производства;

     - массовый выпуск «пустых» денег;

     - излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

     - возросшие затраты на финансирование ВПК;

     - оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.

     Воздействие бюджетного дефицита на уровень экономической  активности определяется способами  его финансирования, в числе которых  основными являются:

     - выпуск новых денег (монетизация);

     - выпуск займов;

     - рост налоговых поступлений.

     Монетизация осуществляется в форме эмиссии наличных денег, а также в некоторых других формах, таких, как кредиты Центрального банка государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочка платежей государства за приобретенные товары и услуги. Если поставщиками товаров и услуг являются государственные предприятия, то нередко дефициты накапливаются, что увеличивает дефицит государственного бюджета. Если товары и услуги поставляет частный сектор, то цены на них заранее завышаются, что ведет к повышению темпов инфляции.

     Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению не однократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в критических ситуациях - во время войны или длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итого все это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

     Наиболее  надежным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные  займы, которые подразделяются на краткосрочные (от 1 года до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Они  осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Государство, выходя на денежный рынок с целью размещения займов, вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частным сектором. В результате увеличения спроса на денежные средства процентная ставка растет, что способствует вытеснению с денежного рынка частных инвесторов. Инвестиции в частном секторе сокращаются, потребительские расходы уменьшаются. В результате возникает «эффект вытеснения» частных инвестиций.

     «Эффект вытеснения» имеет место только при структурном дефиците. При циклическом дефиците этот эффект не действует, поскольку во время экономического спада спрос на деньги уменьшается, что ведет к снижению процентных ставок. Таким образом, в целом интенсивность и масштабы действия эффекта вытеснения частных инвесторов зависят от целого комплекса факторов: величины сбережений, инфляционных ожиданий экономических субъектов, характера проводимой денежно-кредитной политики, динамики валютных курсов и т.д.

     Финансирование  дефицита государственного бюджета  путем увеличения налоговых поступлений  предполагает, как правило, снижение ставок налогообложения для достижения ими оптимального уровня, что позволяет в перспективе расширить базу налогообложения. Это соответствует эффекту Лаффера.

     При выборе направления бюджетно-налоговой  политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов.

     В коротком периоде снижение налоговых  ставок может привести к увеличению бюджетного дефицита вследствие сокращения налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, снижение налоговых ставок вызовет повышение спроса на деньги. При неизменном их предложении произойдет повышение процентных ставок, следствием чего будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора.

     Государство имеет несколько источников средств  для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:

     - печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;

     - неналоговые поступления, например доходы от иностранного туризма;

     - внешний долг - международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны.

     - внутренний долг - государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению.

     Таким образом, нельзя утверждать точно относительно таких финансовых явлений, как дефицит  и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительно или, наоборот, отрицательное само по себе. Возникновение дефицита и профицита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического, так и неэкономического характера.

     Если  государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный  объем производства возрастает. В том числе говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

     Мультипликатор  сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных  дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, т.е. о сохранении равенства ∆T = ∆G, где под символом ∆T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ∆G – все изменения расходов бюджета.

     Если, например, государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастает на величину

     ∆Y = ∆G * 1 / 1- b (1- t) + m’, где t- предельная налоговая  ставка, ∆Y- прирост дохода, m’- предельная склонность к импортированию.

     Если  правительство одновременно повысит автономные налоги на ∆Ta = ∆G, то равновесный объем выпуска снизится на величину:

     ∆Y = -∆Ta * b / 1 – b (1-t) + m’ ,

     Где Ta – автономные налоги, независящие  от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и  т.д. ).

     Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

     ∆Y = ∆G * ( 1 / 1 – b * (1-t) + m’ – b / 1 – b * (1-t) + m’ ,

     ∆Ta < 1

     Т.е. ∆Y < ∆G = ∆Ta.

     Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных  расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величину дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов).

 

3.  Балансирование госбюджета и его особенности в России

     Стремление  к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня  одна из главных задач.

     При этом следует учитывать, что способы  решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета.

     Бюджетная политика основывается на трёх теоретических  концепциях, которые построены на различных макроэкономических основаниях.

     1. Бюджет, балансируемый ежегодно.

     До  недавнего времени ежегодно балансируемый  бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое  развитие национальной экономики. Однако такое состояние бюджета исключает  или в значительной степени уменьшает  возможности фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будет ещё большее сокращение совокупного спроса.

     Рассмотрим  другой пример, показывающий, как стремление ежегодно балансировать бюджет может  стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении номинальных  денежных доходов автоматически  увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.

     2. Бюджет, балансируемый на циклической  основе.

     Суть  в том, чтобы сумму бюджетных  дефицитов уровнять с суммой бюджетных  профицитов, полученных при подъёме.

     Проблема  в том, что спады и подъёмы  в экономическом цикле могут  быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъёма. Появившийся в период спада дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

     3. Функциональный подход балансирования  бюджета. 

     Суть  в том, что дефицит и профицит бюджета это только один из макропоказателей, поэтому считается, что если другие макропоказатели в норме, то обращать внимание на дефицит и профицит не нужно. Здоровая экономика сама со временем вернёт бюджет к балансу.

     При разработке прогноза первой бюджетной  трехлетки (2008-2010 гг.) расчеты темпов роста объема ВВП оставляли желать лучшего - достаточно сравнить предполагаемый объем ВВП в смежных бюджетных трехлетках. Удивляет качество прогнозных оценок (табл.1), где объем ВВП на один и тот же 2009 г. выражен величинами 39,48 и 51,17 трлн. руб. Различаются они в 1,31 раза. Соответственно на 2010 г. в том и другом проектах объемы ВВП различаются в 1,31 раза (44,8 и 59,1 трлн. руб). Предполагаемые уровни цен на нефть совершенно не согласуются с реалиями глубины кризиса, хотя на момент внесения в палаты Федерального собрания проекта закона о бюджете темп их снижения обозначился довольно четко. Поэтому прогноз следовало корректировать. Аналогично расходы федерального бюджета на один и тот же 2009 г. в бюджетных расчетах на 2008-2010 и 2009-2011 гг. различаются в 1,22 раза, а на 2010 г. - в 1,29 раза.

     Все это ставит под вопрос целесообразность такого бюджетного прогнозирования  и основанного на показателях  прогноза трехлетнего планирования. В трехлетних расчетах на 2008-2010 и 2009-2011 гг. бюджетный профицит на один и  тот же 2009 г. представлен величинами 59,3 и 1902,4 млрд. руб. Различаются они в 32,07 раза! На 2010 г. подобные величины составляют 36,3 и 1413,4 млрд. руб. и различаются уже в 38,93 раза. Однако и они на самом деле будут совсем иными, поскольку бюджетные расчеты базировались на нереалистических прогнозных оценках динамики мировых цен на нефть и газ.  

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования