Государственный долг и его особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родив-шись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то на-оборот.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Государственный бюджет 5
1.1. Структура государственного бюджета 5
1.2. Бюджетные расходы 7
1.3. Бюджетные доходы 10
1.4. Бюджетный дефицит 12
Глава 2. Государственный долг и его последствия 15
2.1. Причины возникновения государственного долга и его виды 15
2.2. Последствия государственного долга и методы управления им 18
2.3. Управление государственным долгом 20
Заключение 22
Список использованной литературы: 24

Работа состоит из  1 файл

Гос.долг ШРТ 111.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

 

 

1.4. Бюджетный дефицит

 

       Бюджетный процесс предполагает балансирование ( выравнивание ) государственных доходов и расходов. Однако на практике почти во всех странах  в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов. Бюджетный дефицит покрывается, как я уже говорил, либо дополнительной эмиссией денег, что развивает неконтролируемую инфляцию, подрывает стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработаная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. Широко практикуется избыточная эмиссия денег в развивающихся странах, особенно в ряде государств Латинской Америке, а в последнее время в России и других странах СНГ. Либо покрывается государственными займами - внутренними и внешними. Они менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают негативное воздействии на экономику страны. Во-первых, в определённых ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных и нарушает таким образом  рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже правительство создаёт достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надёжными заёмщиками, как государственные органы. Увеличение спроса на кредиты на рынке ссудных капиталов из-за новых государственных займов способствует удорожанию кредита - росту учётной ставки ( эффект вытеснения). Проведение активной фискальной политики вряд ли может дать сбалансированный бюджет в каждый конкретный год. Должно ли это быть предметом беспокойства? Рассмотрим несколько противоположных концептуальных подходов к бюджету.

Ежегодно балансируемый бюджет до 30-х годов общепризнанно считался желанной целью государственных финансов. Но ежегодно балансируемый баланс в основном исключает фискальную деятельность государства, а также  может углублять колебания экономического цикла. Допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. При этих обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно  либо (1) увеличить ставки налога; либо (2) сократить государственные расходы; либо (3) использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них ещё больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. В процессе   ифляции повышаются денежные доходы, сразу же автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно либо (1) снизить ставки налога; либо (2) увеличить правительственные расходы; либо (3) использовать сочетание обоих подходов. Ясно, что использование любого из этих трёх подходов усилит инфляционное давление в экономике.

Бюджет, балансируемый на циклической основе предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъёма необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъёмы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, и, следовательно задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита  в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

Функциональные финансы. Этот подход предполагает балансирование бюджета - ежегодной и циклической основе - второстепенной. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятности, т.е. балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и всё возрастающим государственным долгом - пусть будет так. в соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначительны в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является - во-первых  и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Не один из  приведённых здесь концептуальных подходов к бюджету  в чистом виде в современном мире не применяется.

 

 

Глава 2. Государственный долг и его последствия

2.1. Причины возникновения государственного долга и его виды

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные профициты.

Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько путей:

Сокращение расходов госбюджета. Данный путь не всегда выполним, т.к. уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.

Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижает возможность роста ВВП.

Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит из-за обращения государства за кредитом к национальным банкам; превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств; выпуска облигаций.

Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Данный путь погашения бюджетного дефицита – самый опасный, он ведет к лавинообразному течению инфляции. К этому способу государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Это способ отказа от части долга, т.к. его выплата происходит обесцененными деньгами.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующим нарастанием долговых последствий. Увеличивается государственный долг и необходимость его выплаты с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Внешний долг более опасен для экономики, так как нужно расплачиваться ресурсами страны.

 

2.2. Последствия государственного долга и методы управления им

          

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Такие как:

Поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений).

Отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики.

Возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга.

Происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг.

В конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП.

Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них – усиление дифференциации населения.

Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь есть два пути: 1) добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга; 2) когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.

 

 

2.3. Управление государственным долгом

 

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная.

При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.

Информация о работе Государственный долг и его особенности в РФ