Государственный долг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:05, реферат

Описание

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1.Сущность и особенности государственного долга…………………………………… 4-8

2. Управление государственным долгом……………………………………………… 9-12

3.Принципы и методы управления государственным долгом……………………… 13-14


4.Эволюция управления долгом в Российской Федерации………………………… 15-19


Заключение…………………………………………………………………………………..20

Список использованных источников……………………………………………………....21

Работа состоит из  1 файл

реферат БС.docx

— 55.94 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1.Сущность  и особенности государственного  долга……………………………………  4-8

2. Управление государственным долгом………………………………………………  9-12

3.Принципы и  методы управления государственным  долгом………………………  13-14 

4.Эволюция управления  долгом в Российской Федерации…………………………   15-19 

Заключение…………………………………………………………………………………..20

Список использованных источников……………………………………………………....21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать  дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

После аннулирования государственного долга  дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической  политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.

С переходом  к формированию основ рыночной экономики  в начале 90-х годов Россия столкнулась  с отсутствием отечественного опыта  по организации и ведению государственных  долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи  с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.

Проблемы, связанные с управлением государственным  долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований  очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может  привести к серьезным проблемам  в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных  займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить  ситуацию возможно только лишь зная все  особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный  опыт.

1.Сущность и особенности государственного долга

В соответствии с Законом «О государственном  внутреннем долге Российской Федерации» государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации.

На практике государственный внутренний долг РФ состоит из:

  1. кредитов, полученных Правительством РФ;
  2. государственных займов;
  3. других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов, путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). Функционирование системы государственного кредита Имеет следствием рост государственного долга.

Традиционная  роль государственных займов — обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств — дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения стали определяться не только дефицитом государственного бюджета, как ранее, но и потребностями регулирования денежного обращения.

Государственные займы — основная форма государственного кредита, представляющая кредитные  отношения, в которых государство  выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.

1.  По  способу размещения государственные  займы дел на несколько основных  групп: свободно обращающиеся, обращаемые  по подписке, принудительные.

2.  Государственные  займы бывают краткосрочные —  со сроком погашения до одного года, среднесрочные — до пяти лет, и долгосрочные — свыше пяти лет.

3.   По видам доходности подразделяются  на процентные (займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашении или тираж выигрышей).

4.  По  месту размещения различаются  государственные займы; внутренние (в национальной валюте) и внешние,  реализуемые иностранных денежных  рынках (в валюте  страны-кредитора государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества. Государственные займы выпускаются как центральным правительством, так и местными органами управления. В общей сумме долга преобладают займы центральных правительств, хотя с 60-х годов более высокими темпами растут займы местных органов власти. По займам центрального правительства в отдельных странах устанавливается предел задолженности (лимит государственного долга). Обострение финансовой неустойчивости, рост бюджетного дефицита, инфляция ведут к резкому возрастанию краткосрочной задолженности, увеличению ее доли в общей сумме государственного долга. Наличие огромного краткосрочного долга вынуждает государство ежемесячно осуществлять рефинансирование государственных займов, т. е. выпускать новые казначейские векселя взамен тех, срок обращения которых истек.

5.  Государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Внутренние государственные займы обычно оформляются облигациями на всю сумму займа. Безоблигационные займы — займы правительства у сберкасс или внешние межправительственные займы, которые оформляются путем записей по счетам государственного долга.

6.  Различают рыночные и нерыночные облигации и специальные выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации составляют от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Нерыночные облигации государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правительственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др. Облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже.

Государственные займы в странах с развитой рыночной экономикой размещаются преимущественно при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов (или их объединений), которые кредитуют государство под всю сумму займа, получая его по более низкому по сравнению с номинальным эмиссионному курсу, а затем реализуют его на денежном рынке. Кроме того, им выплачивается за размещение займа определенное комиссионное вознаграждение.

В современных  условиях государственная задолженность  достигла таких масштабов, что некоторые  государства оказываются не в  состоянии погашать обязательства  по государственным займам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются срока (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему.

Государственные ценные бумаги представляют собой совокупности долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в государственной собственности (либо под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.

Финансирование  государственного долга посредством  вы пуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшим; издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвестор испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных

взаймы  государству.

Государственный долг возникает в определенные моменты  функционирования государства,  когда  его расходы начинают превышать  доходы, когда бюджетный дефицит  становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. 

Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным   государственным   займам,   полученным   кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Государственный долг состоит из задолженности центрального правительства (которая составляет основную часть долга), местных органов власти, государственных предприятий и некоторых других долгов. Соотношение между внутренним и внешним государственным долгом зависит от типа государства и в различные моменты его развития может существенно различаться.

Погашение государственного долга производится за счет ординарных доходов государственного бюджета — налогов. Связь займов с налогами проявляется тогда, когда приходит время платить проценты и погашать долги. Однако в условиях огромной государственной задолженности эти доходы оказываются недостаточными, и для погашения государственного долга, как правило, выпускаются новые государственные займы (рефинансирование). Государственный долг погашается через казначейства и банки путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведением тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, то есть ежегодных платежей, включающих проценты и соответствующую часть капитальной суммы долга, в редких случаях из погасительных фондов.

Можно сказать, что по достижении определенной величины долга система государственного кредита становится малоэффективной, а государственный долг превращается в генератор собственного увеличения.

В целях  обслуживания государственного долга  налоговый пресс не ослабевает, и  государственный долг начинает выступать  одним из средств, усиливающих перераспределение  национального дохода.

Выбор конкретной формы государственной  задолженности определяется способом привлечения средств. Если заимствования  предоставляются иностранными государствами, международными финансовыми организациями, консорциумами банков, то они оформляются  в виде кредитов. Реже кредиты применяются  при заимствованиях на внутреннем рынке, в связи с тем, что они обладают ограниченной ликвидностью и их перепродажа затруднена. Кредитами оформляется задолженность правительства перед центральными банками, однако такие кредиты представляют собой эмиссионное финансирование (хотя, например, в РФ кредиты, выданные Центробанком Правительству, включаются в состав внутреннего государственного долга). Важным способом привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита является выпуск государственных займов, размещаемых на внутреннем и международном финансовом рынках.

В зависимости  от рынка размещения, валюты займа  и некоторых других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. К внутреннему долгу, как правило, относят кредиты, полученные от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещаемые на национальном рынке. Однако иностранные инвесторы часто активно приобретают такие ценные бумаги, в результате чего появляется проблема классификации подобной задолженности. Самостоятельную проблему представляют кредиты и займы в иностранной валюте, но размещаемые на национальном финансовом рынке.

Информация о работе Государственный долг в РФ