Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа
В 1999 году предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счёт доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.
1. Бюджетный дефицит и появление государственного долга. 3-4
2. Что такое государственный долг?
2.1. Государственный долг: содержание и основные формы 4-9
2.2. Обслуживание государственного долга 9-10
2.3. Государственные гарантии – составная часть государственного долга.10-12
3.Особенности государственного долга России.
3.1. Управление государственным долгом России. 12-15
3.2. Формирование внешнего долга. 15-16
3.3. Внешний долг РФ за 2003 год. 16-18
3.4. Внутренний долг РФ. 18-19
4. Последствия государственного долга.
4.1. Тяжесть бремени государственного долга. 19-20
4.2. Роль государственного долга в рыночной экономике 20-21
5. Заключение 22
Литература 23
Новый российский долг снизился за год на 1,2 млрд дол. – до 39,8 млрд дол. По-прежнему наибольший объём обязательств в структуре нового федерального государственного внешнего долга России приходится на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте (26,8 млрд дол. Или 67% нового российского долга). Задолженность перед международными финансовыми организациями также сократились и оценивались в 6,6 млрд дол. (17%). Долг по межправительственным кредитам составил 4,9 млрд дол. (12%), рублёвые обязательства перед нерезидентами в форме ГКО-ОФЗ уменьшилсь с 0,5 до 0,1 млрд дол. (0,1%), объём прочей задолженности незначительно вырос – до 1,4 млрд дол. (около 4%).
Внешний долг субъектов РФ увеличился на 0,1 млрд дол. И равнялся 1,2 млрд дол. США.
Обязательства перед МВФ
Обязательства указаны в млрд дол. США.
Существенно
увеличилась иностранная
Наиболее
весомый рост долговых
В
целом структура внешнего
На 1 января 2004г. отношение внешнего долга всех секторов экономики к объёму ВВП составило 42% (44% - на начало 2003г.). По сектору государственного управления (включая задолженность перед МВФ) данный показатель снизился с 30 до 24%.
3.4. Внутренний долг РФ.
Государственные внутренние заимствования осуществляются на финансовых рынках – рынке ссудных капиталов (кредиты) и рынке ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и т.д.). Впервые размещение ГКО производилось в 1993г. и до финансового кризиса в августе 1998 года ГКО являлись основным инструментом государственных заимствований (они давали 4/5 всех поступлений от реализации ценных бумаг государства). Однако всё большая часть средств от продажи ГКО направлялась на погашение предыдущих выпусков: в 1993г. на это было использовано 15% выручки, в 1994г. – 55%, в 1997г. – 79% и в 1998г. планировалось направить 88%.
Таблица 3 Внутренний гос. долг России, на конец года, в млрд. руб.
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. (на 01.10) | |
Внутренний госдолг |
8,3 |
15,5 |
88,4 |
191,2 |
365,6 |
499,6 |
699,1 |
В том числе ГКО-ОФЗ |
0,2 |
10,3 |
73,7 |
237,1 |
384,9 |
457,4 | |
Внутренний госдолг, % к реальному ВВП |
56,1 |
11,8 |
19,7 |
16,7 |
24,0 |
28,6 |
37,1 |
В том числе ГКО-ОФЗ |
0,2 |
2,3 |
6,4 |
15,6 |
22,0 |
24,3 | |
Удельный вес ГКО-ОФЗ в |
1,3 |
11,7 |
38,5 |
64,9 |
77,0 |
65,4 |
В дальнейшем происходило снижение внутреннего долга России. Так на 01.01.2000г. верхний предел государственного внутреннего долга составил 583,6 млрд. руб. (90% от верхнего предела, установленного законом «О федеральном бюджете на 1999 год» в сумме 648,3 млрд. руб.). Государственный внутренний долг по государственным ценным бумагам составил 563,5 млрд. руб., из них ГКО-ОФЗ с учётом новаций – 522,1 млрд. руб., ОГСЗ – 4,9 млрд. руб., ОГНЗ – 2,7 млрд., задолженность организаций АПК и предприятий отраслей промышленности, переоформления в векселя Минфина России – 28,1 млрд. руб. Таким образом, за 1999г. госдолг сократился на 24% (в конце 1998г. объём государственного внешнего долга составлял 767,4 млрд. руб.)
Верхний предел государственного долга России на 01.01.2001г. составил 610,7 млрд. руб., а верхний предел гос. долга был установлен 652,1 млрд. руб. По оперативным данным Минфина России на 01.11.2001г. гос. внутренний долг России составлял 561.7 млрд. руб. и увеличился за 9 месяцев 2001г. на 4,3 млрд. руб. (на 0,8%) в основном за счёт выпуска государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом.
Таблица 4 Структура государственного внешнего долга РФ, млрд.дол.
01.01.2001г. |
01.07.2001г. |
01.10.2001г. | |
Гос.внешний долг РФ (включая долг СССР) |
143,4 |
137,8 |
138,9 |
Задолженность странам-участницам Парижского клуба |
47,5 |
42,9 |
43,9 |
Задолженность странам-участницам, не вошедшим в Парижский клуб |
19,5 |
19,6 |
19,8 |
Коммерческая задолженность |
6,7 |
6,5 |
6,5 |
Задолженность перед международ. фин. организациями |
16,1 |
15,4 |
15,1 |
МВФ |
8,8 |
8,1 |
7,9 |
Мировой валютный банк |
7,1 |
7,1 |
7,0 |
ЕБРР |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Еврооблигационные займы |
36,4 |
36,2 |
36,4 |
ОВГВЗ и ОГВЗ |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
Задолженность по кредитам Банка России |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
Источник: www.minfin.ru
Для управления внутренним долгом важно поддерживать высокотехнологичную систему торгов ГКО-ОФЗ, что позволит в режиме реального времени получать информацию об объёме долга и платежах по каждому выпуску. В Концепции единой системы управления долгом отмечено, что активные операции на рынке ГКО-ОФЗ будут способствовать улучшению структуры долга и снижению стоимости его обслуживания. Однако, игра государства на долговом рынке должна носить ограниченный характер, поскольку в противном случае можно подорвать доверие участников рынка.
4.Последствия государственного долга.
4.1.Тяжесть
бремени государственного долга
В соответствии с классической экономической теорией государственный долг снижает уровень национальных сбережений и, следовательно, величину внутренних и внешних инвестиций. Это приводит к сокращению основного и денежного капитала в экономике (эффект «вытеснения капитала») и уменьшению объёмов национального дохода. В данной статье предпринята попытка количественной оценки влияния государственного долга на снижение темпов экономического роста.
Можно проследить, как увеличение государственного долга влияет на объём капитала в экономике. Наращивание долга вызывает рост расходов на его обслуживание; последние обусловливают необходимость увеличения ставки налогообложения. Это сопровождается повышением предналоговой процентной ставки, которое ведёт к снижению равновесного количества. Таким образом, следствием наращивания государственного долга является вытеснение частного капитала и связанное с этим падение темпов роста национального производства.
В целях упрощения расчёт расходов по обслуживанию государственного долга, не обеспеченных увеличением налоговой базы, проведём на основе внешнего долга РФ. В 2002г. он был равен примерно 140 млрд.дол. (около 60% ВВП), процентные ставки по внешнему долгу – в среднем 6% годовых. Средние темпы роста российской экономики в 1996-2000гг. были около 1%. В случае отсутствия у России внешнего долга ежегодная экономия процентных расходов бюджета могла бы составить около 3% ВВП. Применительно к 2000г. это более 200 млрд.руб. Приблизительно на такую сумму платежей иностранным кредиторам сократилась величина национального дохода.
Другой причиной замедления экономического роста можно назвать так называемые невосполнимые потери, связанные с дополнительными налогами в целях обслуживания долга. Третьим каналом влияния на государственный долг считается вытеснение капитала при увеличении реальных процентных ставок для кредитования экономики. В этом случае в 2000г. объём национального производства мог быть выше на 350-420 млрд.руб. Это не катастрофичные, но тем не менее серьезные экономические потери. В будущем их можно вполне избежать или снизить. Для этого необходимо проведение взвешенной и обоснованной долговой политики, позволяющей сократить уровень и стоимость обслуживания гос. долга до приемлемых значений.
4.2.Роль государственного долга в рыночной экономике.
Единой научно-теоретической
Самой главной
выгодой для государства,
Размер сальдо бюджета и объём реального ВВП являются двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга. Дефицит бюджет приводит к увеличению объёма государственного долга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счёт которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счёт рост денежной массы создаются условия рефинансирования долга. В зависимости от соотношения названных двух факторов можно условно выделить два подхода к определению роли гос. долга в рыночной экономике.
1.Классический подход к определению роли гос. долга в экономике заключается в использовании гос. займов в качестве субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к гос. долгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики. В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство в этот период заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. Принято считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счёт государственных займов. Гос. долг становится, таким образом, субститутом (заменителем) налоговых поступлений.
В
фазе увеличения деловой
Понятие
«снижение деловой активности»
означает кратковременное
Итак, классический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании государственного долга в качестве субститута налогов и заключается в том, что объём гос. займов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объём займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экон. спаду, объём займов минимизируют или досрочно погашают гос. долг.
2.Альтернативный подход к определению роли гос. долга в экономике основан на прямо противоположной концепции – в фазе снижения деловой активности объём займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объём займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объём займов минимизируют или досрочно погашают гос. долг.