Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание

Вопрос о государственном кредитовании особенно актуален в настоящее время для нашей страны и пашей республики. Актуальность этого вопроса укрепляет проблема выплаты долга по осуществленным кредитным операциям. Государственный кредит и кредит в целом дает широкие возможности заемщику для осуществления и достижения определенных целей при отсутствии или недостатке денежных средств. По нецелевое использование заемных средств может привести к самым печальным последствиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
РАЗДЕЛ I.ТЕОРИЯ КРЕДИТА…………………………………………………....5
1.1. Происхождение кредита………………………………………………......5
1.2. Элементы кредитования…………………………………………………..9
РАЗДЕЛ II. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.........................12
2.1. Становление и развитие кредитной системы России.............................12
2.2. Государственный кредит как экономическая и финансовая
категория................................................................................................................13
2.3 Функции государственного кредита.........................................................14
РАЗДЕЛ III. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА................................17
3.1 Формы государственного кредита............................................................17
3.2 Международный кредит............................................................................20
3.3 Бюджетный кредит как специальная разновидность государственного кредита……………………………………………………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................25

Работа состоит из  1 файл

гос.кредитWord.docx

— 50.65 Кб (Скачать документ)

n   официальные: ссуды, выданные ЦБ РФ;

n   неофициальные: кредитование коммерческими банками и др. кредитными учреждениями;

n   смешанные: выдача ссуд осуществляется ЦБ РФ через коммерческие банки

n   ссуды, выданные международными организациями.

2. Форма выдачи (предоставления) ссуды.

n   налично-денежные ссуды (путем перечисления средств со счета на счет или которые выдаются наличными деньгами);

n   рефинансирование (переучет векселей, ломбардные ссуды, покупка ресурсов на межбанковском рынке, выпуск коммерческим банком облигаций и других долговых обязательств);

3. Валюта ссуды.

n   выдача ссуды в национальной валюте;

n   выдача ссуды в валюте страны кредитора;

n   выдача ссуды в валюте третьей страны;

4. Количество участников кредитуемой операции.

n   двухсторонние сделки;

n   многосторонние («зеркальные»)

5. Цели и назначение  ссуды.

n   на увеличение капитала (на увеличение производственных фондов, на прирост запасов, на расширение объемов производства);

n   на временное пополнение средств (платежные ссуды на оплату платежных документов, при кратковременных затруднениях - краткосрочные овердрафты);

n   ссуды под готовую продукцию

n   потребительские ссуды (кредиты предоставляются населению);

n   ссуды на восполнение утраченного капитала.

6. Выбор метода и вида, формы ссудного счета (об этом  остановимся отдельно в п.4.3. настоящей  работы)

7. Клиентский признак:

n   кредиты крупным и средним предприятиям;

n   ссуды мелким предприятиям;

n   ссуды населению;

n   межбанковское кредитование;

8. Степень обеспеченности суды.

n   обеспеченные;

n   необеспеченные (бланковые).

9. Техника предоставления ссуд.

n   цельные ссуды, т.е., как правило, выдаваемые одной суммой;

n   кредитные линии.

Отдельно остановимся  на специфике такого вида кредитования, как предоставление кредитной линии. Использование кредитных линий  требует особенно тесной работы с  заемщиком, т.к. означает, что заемщик  может в любой момент получить ссуду в банке, а банк должен держать  ресурс для этого клиента.

Существуют следующие виды кредитных линий:

-сезонная;

-возобновляемая, т.е. клиент  воспользовался кредитной линией, затем погасил всю задолженность  и только потом имеет право опять пользоваться;

-кредитная линия с  уведомлением клиента о верхнем  пределе кредитования, превышение  этого предела либо недопустимо,  либо за превышение берутся повышенные проценты;

-подтверждаемая: это означает , что каждый раз клиент согласовывает условия конкретной суммы в рамках кредитной линии.

10. Сроки пользования кредитом. В нашей банковской практике (хотя  в каждом банке может быть  разная классификация по срокам) используется следующая классификация:

n   до востребования;

n   краткосрочные (до 3 месяцев);

n   среднесрочные (3 месяца- 6 месяцев);

n   долгосрочные (свыше 6 месяцев).

11. Направления вложения.

n   ссуды на текущие нужды;

n   инвестиционные.

РАЗДЕЛ II. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

2.1. Становление и развитие кредитной системы России

Зарождение кредитных  организаций в России началось с  момента предоставления права осуществлять кредитные операции монетной конторе. Это произошло в 1733 году. С тех пор в стране стали создаваться государственные банковские учреждения, среди которых ведущую роль играли Монетная контора, Дворянский банк, Государственный земельный банк. Купеческий банк и другие, основными задачами которых были кредитование дворян, купцов и осуществление депозитных операций.

Утверждение капиталистического способа производства потребовало  прове- дения преобразований в кредитной системе. В 1860 г. был создан Государственный банк Российской империи, за которым впоследствии была закреплена эмиссионная функция. Кроме того, стали создаваться частные коммерческие и ипотечные банки, общества взаимного кредита, ссудно-сберегательные и кредитные товарищества, земские, городские, сельские, волостные банки, кредитные союзы. В целом во второй половине XIX века и в период до начала 1-й мировой войны в России кредитная система развивалась так же, как и в других капиталистических государствах, и была представлена всеми перечисленными выше звеньями. 

Развитие кредитной системы  России было прервано 1-й мировой  войной и революцией 1917 года. За период с 1917 по 1932 г. были национализированы  частные кредитные учреждения и  создана однозвенная банковская система, представленная Госбанком  СССР, специализированными банками  финансирования и краткосрочного кредитования (Сельхозбанк и Цекомбанк - упразднены в 1959 г., Промбанк и Торгбанк в том же году объединены во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений Стройбанк СССР).

Банк внешней торговли был преобразован во Внешэкономбанк, обслуживающий внешнеэкономическую деятельность, а Стройбанк - в Промстройбанк, который обслуживал предприятия промышленности, транспорта, связи и Госснаб СССР. Кроме того, для предприятий и организаций агропромышленного сектора были созданы Агропромбанк СССР, для непроизводственной сферы и  кооперативных предприятий -Жилсоцбанк. Самостоятельный статус получили сберегательные кассы, преобразованные в Сбербанк СССР.

Именно с этого периода  началось формирование современной  банковской системы России, соответствующей  потребностям рыночной экономики, когда  в стране было разрешено создание региональных, отраслевых, кооперативных  и иных банков на паевых и акционерных  началах, которые стали прообразом настоящей и будущей банковской системы России и на которых отрабатывались принципы и методы банковской деятельности применительно к рыночным отношениям. Если па 1.01.89 г. Госбанком СССР был зарегистрирован 41 банк, то на 1.04.91 г. их число достигло 310. Стремительный рост числа банков начался  с 1992 года и на 01.01.95 достиг 2517.

 

2.2. Государственный кредит  как экономическая и финансовая категория

Государственный кредит - это  совокупность экономических отношений  между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом,

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких- либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и - несет черты  как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при  предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Как финансовая категория  государственный кредит выполняет  три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

 

2.3 Функции государственного кредита

Перейдем к рассмотрению функций государственного кредита. Можно выделить следующую особенность, состоящую в том, что в количественном отношении преобладает деятельность государства в качестве заемщика средств. Объемы операций по кредитованию государством юридических и физических лиц значительно ниже. 

В тех случаях, когда государство  берег на себя ответственность за погашение займов или других обязательств, взятых юридическими или физическими  лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Как финансовая категория  государственный кредит выполняет  три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство ооеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

2. Регулирующая функция  государственного кредита заключается  в том, что, вступая в кредитные  отношения, государство вольно  или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансиру-ются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке  в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвести-ции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:  1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными ин-

4. Функция ускорения концентрации и централизации капитала. Кредитный механизм способствует процессу  превращения  прибавочной стоимости в капитал и раздвигает границы индивидуального накопления. Для увеличения масштабов производства зачастую недостаточными являются средства отдельных хозяйствующих суоъектов, поэтому разрозненные части их прибавочной стоимости стекаются и накапливаются в кредитных учреждениях и, достигнув значительных размеров, активно содействуют процессу расширенного воспроизводства. Кроме того, концентрации подвергаются свободные денежные средства населения. Важную роль играет кредит и в централизации капитала, так как способствует превращению индивидуальных предприятий в предприятия коллективной формы собственности. Как правило, кредитные учреждения предоставляют кредиты предприятиям с устойчивым финансовым положением, обладающим собственными средствами производства. Тем самым создаются неодинаковые условия хозяйствования, и в результате конкурентной борьбы предприятия, испытывающие определенные финансовые трудности, могут быть поглощены другими, т.е. осуществляется централизация капитала. 
                       

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ   III. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

3.1 Формы государственного кредита

Государственный кредит, как  уже отмечалось, подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.  Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

Информация о работе Государственный кредит