Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание

Вопрос о государственном кредитовании особенно актуален в настоящее время для нашей страны и пашей республики. Актуальность этого вопроса укрепляет проблема выплаты долга по осуществленным кредитным операциям. Государственный кредит и кредит в целом дает широкие возможности заемщику для осуществления и достижения определенных целей при отсутствии или недостатке денежных средств. По нецелевое использование заемных средств может привести к самым печальным последствиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
РАЗДЕЛ I.ТЕОРИЯ КРЕДИТА…………………………………………………....5
1.1. Происхождение кредита………………………………………………......5
1.2. Элементы кредитования…………………………………………………..9
РАЗДЕЛ II. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.........................12
2.1. Становление и развитие кредитной системы России.............................12
2.2. Государственный кредит как экономическая и финансовая
категория................................................................................................................13
2.3 Функции государственного кредита.........................................................14
РАЗДЕЛ III. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА................................17
3.1 Формы государственного кредита............................................................17
3.2 Международный кредит............................................................................20
3.3 Бюджетный кредит как специальная разновидность государственного кредита……………………………………………………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................25

Работа состоит из  1 файл

гос.кредитWord.docx

— 50.65 Кб (Скачать документ)

Государственные займы как  форма государственного кредита  характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются па финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование, которая выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета.

В тех случаях, когда правительство  гарантирует безусловное погашение  займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите - гарантированных займах, по которым правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) в реформируемый период.

Внешний (международный) государственный  кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются па условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Основной целью государственных  внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной' помощи.

Государственные внешние  займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются  в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение  займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые страны, международные финансовые организации - Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Деятельность Российской Федерации как кредитора и  гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

1. По субъектам заемных  отношений — займы, размещаемые  центральными и территориальными органами власти.

2.  По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке  - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита являются основными. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг, Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают.

4. В зависимости от  срока привлечения средств - краткосрочные  (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от I года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более). Краткосрочные  займы используются для финансирования  временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например опреде- ленным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета.

6. По характер} выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаются на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам.

7. По методу определения  дохода долговые обязательства  государства бывают с твердым или плавающим доходом. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

9.По методам размещения  займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В основном облигации размещаются па добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями.

 

 

 3.2 Международный кредит и классификация международного кредита

Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в  сфере международных экономических  отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов.

Возник международный  кредит в ХIV-ХV вв. в международной торговле, особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а позднее — в Америку и Индию.

Функционирует такой кредит на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого характера за счет внешних и внутренних источников.

Формы международного кредита можно классифицировать следующим образом:

  • по источникам - внутреннее и внешнее кредитование внешней торговли;
  • по кредитору - фирменные, банковские, государственные, кредиты международных валютно-кредитных организаций;
  • по назначению - коммерческие, или торговые
  • по форме - товарные (предоставляемые экспортерами импортерам), валютные (предоставляемые в денежной форме);
  • по валюте займа — в валюте страны-должника, в валюте страны-кредитора, в валюте третьей страны, в международно-счетной денежной единице (СДР, ЭКЮ и др.);
  • по срокам - сверхсрочные (суточные, недельные, до трех месяцев), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти); при пролонгации (продлении) краткосрочных и среднесрочных кредитов они становятся долгосрочными, причем с государственной гарантией;

 

3.3 Бюджетный кредит как  специальная разновидность государственного кредита

Решение многочисленных социально-экономических  задач развития государства и общества невозможно без использования финансовых средств публично-правовых образований. Использование этих финансовых средств производится в виде разнообразных форм их расходования. Одной из таких форм является предоставление бюджетных средств на условиях возвратности и платности.

БК РФ определяет бюджетный  кредит как форму финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (статья 6 БК РФ). Можно выделить несколько разновидное гей бюджетных кредитов: бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (статья 76 БК РФ), бюджетный  кредит государственным и муниципальным унитарным предприятиям (статья 77 БК РФ) и бюджетный кредит бюджету другого уровня.

Бюджетный кредит, предоставляемый  юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями:

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 БК РФ бюджетный кредит может  быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным  или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов.

Погашение задолженности  бюджетов субъектов Российской Федерации, а также взыскание использованных не по целевому назначению сумм производится путем учета этих сумм при взаимных расчетах федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации в части финансовой помощи, а также за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В заключение сделаем следующий  вывод. Можно выделить две самостоятельные разновидности бюджетных кредитов.

Во-первых, это бюджетный  кредит юридическим лицам, элементами которого являются бюджетный кредит государственным или муниципальным унитарным предприятиям и бюджетный кредит иным юридическим лицам. Отношения, возникающие при предоставлении таких кредитов, являются гражданско-правовыми и регулируются нормами гражданского законодательства и специальными гражданско-правовыми нормами, установленными в статьях 76 и 77 БК РФ.

Во-вторых, это бюджетный  кредит, предоставляемый другому  публично-правовому образованию. Отношения  по предоставлению таких бюджетных  кредитов являются финансово-правовыми. Нормы гражданского права для их  регулирования применяться не могут.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение государственного кредитования в нашей стране очень  велико и его нельзя недооценивать. Нужно отметить, что в последнее  время темпы экономического развития России очень высоки и это дает государству право использовать свободные денежные ресурсы для выдачи государственных кредитов. И этот шаг является оправданным и верным, ведь использование этих средств, при грамотном осуществлении всех операций, может приносить значительные доходы. Конечно, кредитные операции всегда связаны с определенными рисками, не исключением является и государственный кредит. Но ведь именно государственное кредитование целевых программ в регионах, отраслей промышленности, бюджетов разных уровней является рычагом установления экономической стабильности в стране. А стабильность в свою очередь является главным фактором экономического развития.

Несомненно, что развитие кредитных операций представляет собой  будущее нашей страны, богатой  и развитой державы. Что же касается сегодняшних дней, то нельзя не предостеречь наше правительство о целевом  использовании бюджетных средств и о грамотном ведении экономической политики, в которой не последнее место должен занимать такой сильный экономический инструмент как государственный кредит.

При положительном бюджетном  сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Для нашей страны в современных  условиях рыночной экономики абсолютно  необходимо развитие регионов Сибири и Дальнею Востока на фоне уже промышленно развитых и индустриализованных западных и центральных областей нашей страны. В осуществлении этой непосильной задачи нашему государству может помочь государственный кредит. Выделение кредитов и значительные денежные вливания в социальные, и экономические проекты регионов Сибири и Дальнего Востока позволят нашей стране занять позицию мирового экономического лидера. Уже много говорилось, говорится и будет говориться об экономическом потенциале этих регионов, но реальным толчком к превращению их в центры мировой промышленности может стать государственный кредит.

Сейчас наша страна находится  на недостаточном уровне экономического

развития, чтобы свободно предоставлять кредиты из федерального бюджета. Темпы роста российской экономики дают основания предполагать, что совсем скоро это станет возможным и тогда государственное кредитование выйдет на передовые позиции в экономической стратегии нашей страны.

После проделанной работы можно сделать вывод о том, что осуществлять кредитные операции в рамках государственного кредитования можно и даже нужно. В нашей  стране механизм государственного кредитования нуждается в значительном усовершенствовании, и, прежде всего, эти усовершенствования должны коснуться органов исполнительной власти отвечающих за проведение ревизионной  и бухгалтерско-учетной деятельности. Необходимо внедрение в систему  государственного кредитования более  квалифицированных специалистов, которые смогут сформировать более грамотную стратегию в области государственного кредитования. Государственный кредит может быть одним из  наиболее удобных и выгодных инструментов для осуществления финансовой и кредитной политики государства.

Информация о работе Государственный кредит