Идеи и принципы кооперативного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:06, контрольная работа

Описание

Мировой опыт развития кооперативного движения доказывает, что кооперация является важным компонентом рыночных отношений. Как форма объединения и организации труда кооперация появилась тогда, когда в сферу рынка начали втягиваться широкие слои населения и у значительной его части возникла необходимость в объединении усилий, чтобы в условиях жесткой конкуренции реализовать свои экономические права, не говоря уже о культурных и духовных потребностях. При этом масштабы кооперирования расширялись вместе с ростом товарно-денежных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

Идеи и принципы кооперативной демократии в кооперативной теории и практике
6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
23

Работа состоит из  1 файл

идеи и принципы кооперативной демократии в кооперативной теории и практике.docx

— 46.52 Кб (Скачать документ)

Например, в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», уставами райпо, облпотребсоюзов и Белкоопсоюза право решать наиболее важные, стратегические вопросы жизнедеятельности кооперативных организаций отнесены к исключительной компетенции высших представительных органов управления этих организаций. Данная мера призвана гарантировать демократический характер управления в потребительской кооперации, исключить возможность принятия ключевых решений узким кругом должностных лиц.

Этим  же целям служат и такие нормативные  положения, как установление правомочности  собрания уполномоченных потребительского общества и общего собрания представителей членов союза потребительских обществ при условии присутствия не менее двух третей участников собрания: принятие некоторых важнейших решений не простым, а квалифицированным большинством голосов; ежегодная отчетность правления кооперативной организации перед ее высшим представительным органом (рисунок 1).

Исключительно важное значение с точки зрения регламентации  и обеспечения соблюдения норм кооперативной  демократии имеют также специальные  статьи закона о потребительской  кооперации и разделы уставов  потребительских обществ о правах и обязанностях членов-пайщиков.

Формы проявления кооперативной демократии несут  на себе отпечаток времени. Как и  другие важнейшие аспекты деятельности потребительской кооперации, они  трансформируются и адаптируются в  соответствии с меняющимися социально-экономическими и общественно-политическими условиями.

В этой связи  особого внимания заслуживает проблема обеспечения участия пайщиков в  демократическом процессе управления делами кооперации.










 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Схема проведения отчетов и выборов в потребительской

                    кооперации

 

Забота  об укреплении членской базы, поддержании  на должном уровне роли и активности членов-пайщиков была в прошлом и  является в настоящее время одной  из первостепенных в деятельности кооперативных  организаций всех без исключения стран. И это понятно. Пайщик - определяющая фигура в кооперации. Без пайщиков нет и кооперации.

На первоначальных этапах развития кооперации пайщики  могли непосредственно участвовать  в решении практически всех вопросов управления деятельностью кооператива. Однако уже простое количественное увеличение пайщиков потребительского общества порождает условия, ставящие объективные пределы участию  каждого из них в процессе непосредственного  управления кооперативом. Эти пределы  становятся еще более жесткими и  очевидными в условиях деятельности крупных многоотраслевых кооперативных  союзов в современной рыночной среде.

Между тем  и сейчас в учебной литературе, а также в нашей практической деятельности и документах участие  членов-пайщиков в управлении деятельностью  кооперативных организаций зачастую ассоциируется в основном с формами  работы, преобладавшими на первоначальных этапах развития кооперации, со сферой так называемой прямой демократии. Подобные представления - явный анахронизм. Нельзя поэтому не согласиться с теми представителями современной кооперативной мысли, которые прямо указывают, что сегодня в организациях с относительно большим членством неэффективно, да и нереально позволять каждому отдельному члену кооператива непосредственно участвовать в управлении и принятии решений. Они могут реализовывать свое право опосредованно, путем выражения своего мнения и голосования.

 Отождествление  участия членов-пайщиков в деятельности  кооперативных организаций с  формами непосредственного участия  их в управлении кооперативами  порождает еще одно ошибочное  суждение. Оно заключается в том,  что сфера кооперативного самоуправления  будто бы ограничивается только  низовым кооперативным звеном.

Что такое  «самоуправление»? Это право на внутреннее управление, обусловленное относительной  автономией. В потребительской кооперации самоуправление обеспечивается всей совокупностью  норм и принципов кооперативной  демократии, в том числе четко  регламентируемыми правилами делегирования  полномочий по «вертикали» управления, а также взаимодействия представительных и исполнительных органов управления.  Поэтому Белорусский союз потребительских  обществ, как и крупные  многоуровневые кооперативные организации других стран, представляет собой сложную  самоуправляющуюся систему.  Непосредственное  участие членов-пайщиков  в управлении кооперативными делами в низовом  звене системы - один из важных компонентов кооперативного самоуправления (рисунок 2).


 

 


 


 


 


 

 



 


 

 

Рисунок 2. Схема структурных элементов системы кооперативного

                    самоуправления

В условиях потребительской кооперации Беларуси, когда первичными кооперативами  являются крупные районные потребительские  общества, значительно возрастает роль уполномоченных потребительских обществ. Они становятся главным связующим  звеном между пайщиками и всеми  уровнями управления потребкооперации. В соответствии с Законом «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»  уполномоченный потребительского общества организует деятельность кооперативного участка, доводит до сведения членов кооперативного участка решения  собрания уполномоченных. С учетом всего этого одной из важнейших  задач является создание пайщикам необходимых  условий для избрания своими представителями  наиболее авторитетных, пользующихся доверием, подготовленных и социально активных членов кооператива.

Другой  не менее важной задачей в деле поддержания надлежащего уровня кооперативной демократии было и  остается предоставление всем членам кооператива возможности свободного выражения своего мнения и предложений  по вопросам улучшения кооперативной  деятельности. После соответствующего анализа и учета реальных возможностей данные предложения, в том числе  оформленные в виде наказов пайщиков, подлежат исполнению.

Эффективной остается и такая форма участия  пайщиков в управлении делами потребительской  кооперации, как общественные комиссии по контролю за деятельностью кооперативных  предприятий. Их работу необходимо совершенствовать и всячески поддерживать. Данные о  количестве членов-пайщиков, кооперативных  участков и комиссий кооперативного контроля приведем в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1 -  Данные о количестве членов-пайщиков, кооперативных

                      участков  и комиссий кооперативного контроля по

                      состоянию  на 01.01.2006 г.

[5,с.62]

Наименование  потребсоюзов

Члены пайщики (тыс. чел.)

Кооперативные участки

Комиссии  кооперативного контроля

количество

человек

2002

2006

Брестский

273,3

270,0

1278

1638

5100

Витебский

189,7

187,9

1221

1378

4327

Гомельский 

213,0

201,5

1857

2076

6496

Гродненский

219,5

217,6

1775

1835

5582

Минский

321,1

325,6

2353

2615

7902

Могилевский

142,3

145,8

1239

1654

5012

Белкоопсоюз

1358,9

1348,4

9723

11196

34419


 

Отмеченные  формы и методы работы, разумеется, при должном уровне ее постановки в своей совокупности вполне достаточны для обеспечения эффективного участия пайщиков в управлении делами кооперации. При этом не следует пытаться искусственно вовлекать в активные формы самоуправления каждого пайщика, тем более против его желания. Ведь главная для большинства пайщиков форма участия в деятельности потребительскою общества, помимо свободного права голоса, — это приобретение товаров и пользование другими услугами в кооперативных предприятиях, а важнейшим условием и показателем такого участия будет количество и качество данных услуг, культура сервиса.

Сложность управления кооперативными организациями  в современных условиях породила еще один вопрос кооперативной демократии проблемного характера, заслуживающий  повышенного внимания. Дело в том, что поддержание должного уровня управления и обеспечение высокой экономической эффективности требуют, чтобы во главе кооперативных организаций находились управленцы-профессионалы высокого класса. Из-за отсутствия в достаточном, количестве таких работников в среде кооператоров в ряде кооперативных организаций стран Запада пошли на обособление и сосредоточение функций менеджмента в руках наемных управляющих кооперативами и их союзами, которые пришли со стороны и не знакомы с культурой кооперативного движения. Выборные же органы этих кооперативов и их союзов оставили в своих руках лишь общие властные и контрольные функции. Все это порождает немало проблем.

С учетом наших исторических, культурных и иных традиций нам не следует ни сейчас, ни в обозримом будущем идти на подобного рода обособление функций управления. У нас имеется широкая и динамичная база для воспитания управленцев высокой квалификации из числа членов-пайщиков. Подтверждением тому является кадровый состав наших руководителей и специалистов, сложившаяся современная система кооперативного образования. Так, более 95% председателей и членов правлений районных потребительских обществ, областных и республиканских потребсоюзов родились в деревнях или райцентрах, они не только сами смолоду стали пайщиками, но и их родители, как правило, были пайщиками. Эти люди хорошо знают социальную среду, в которой работает потребительская кооперация, более 80% из них прошли подготовку в кооперативных учебных заведениях.

Приведенные факты свидетельствуют и о том, что каждый талантливый и трудолюбивый член-пайщик имеет шанс максимально реализовать свое демократическое право па участие в управлении делами потребительской кооперации.

Современное состояние потребительской кооперации Республики Беларусь далеко от илеального.

Проблемы  совершенствования деятельности потребительской  кооперации в современных условиях требуют тщательного анализа  и поиска оптимальных путей решения. Эти задачи может выполнить только большой коллектив аналитиков и  практиков.

В ходе проводимого  анализа необходимо учитывать особый статус потребительской кооперации, относящейся к частно-групповой форме собственности, и исторический опыт ее развития, который говорит о том, что этот институт общества функционирует на основе добровольного членства, обслуживает преимущественно малоимущие свои населения и активно поддерживается законодательными и исполнительными структурами власти для создания социальной стабильности в обществе. Также следует иметь в виду, что потребительская кооперация Беларуси обладает солидной материальной базой, квалифицированным менеджментом и многолетним опытом районы на сельском рынке. Государство осуществляет поддержку потребительской кооперации, так как одна из основных ее структур - сельская торговая сеть - осуществляет низкорентабельное или убыточное торговое обслуживание сельских жителей.

Главная проблема современного развития потребительской  кооперации - соблюдение интересов сельского жителя, члена-пайщика, восстановление его статуса совладельца и постоянного клиента потребительского общества. Снятие этой проблемыемы автоматически вызовет решение и других насущных вопросов потребительской кооперации. Истинная экономическая и социальная заинтересованность членов-пайщиков в результатах и эффективности деятельности своего потребительского общества приведет к тому, что потребительская кооперация Беларуси осуществит успешную реорганизацию своей деятельности и займет достойное место в новой социально ориентированной рыночной белорусской экономике.

Рассмотрение  проблемы совершенствования системы  потребительской кооперации можно  и нужно начинать с анализа  соответствия форм и методов работы белорусских кооператоров универсальным кооперативным принципам МКА. В Декларации о кооперативной идентичности, принятой конгрессом МКА в Манчестере (1995 год), говорится о следующих главных принципах кооперации:

•  добровольное и открытое членство;

• демократическое  управление и контроль;

•  экономическое  участие членов;

•  автономия  и независимость;

• образование, повышение квалификации;

• сотрудничество между кооперативами;

•  забота об обществе.

Кооперативное законодательство Республики Беларусь и практика деятельности потребительской  кооперации в достаточной степени  реализуют принципы «добровольное  и открытое членство», «образование, повышение квалификации», «сотрудничество  между кооперативами», «забота об обществе». Следовательно, ориентируясь в развитии на принципы МКА, предстоит  уделить внимание принципам «демократическое управление и контроль», «экономическое участие членов», «автономия и независимость».

Информация о работе Идеи и принципы кооперативного движения