Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:06, контрольная работа
Мировой опыт развития кооперативного движения доказывает, что кооперация является важным компонентом рыночных отношений. Как форма объединения и организации труда кооперация появилась тогда, когда в сферу рынка начали втягиваться широкие слои населения и у значительной его части возникла необходимость в объединении усилий, чтобы в условиях жесткой конкуренции реализовать свои экономические права, не говоря уже о культурных и духовных потребностях. При этом масштабы кооперирования расширялись вместе с ростом товарно-денежных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
3
Идеи и принципы кооперативной демократии в кооперативной теории и практике
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
23
Например, в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», уставами райпо, облпотребсоюзов и Белкоопсоюза право решать наиболее важные, стратегические вопросы жизнедеятельности кооперативных организаций отнесены к исключительной компетенции высших представительных органов управления этих организаций. Данная мера призвана гарантировать демократический характер управления в потребительской кооперации, исключить возможность принятия ключевых решений узким кругом должностных лиц.
Этим же целям служат и такие нормативные положения, как установление правомочности собрания уполномоченных потребительского общества и общего собрания представителей членов союза потребительских обществ при условии присутствия не менее двух третей участников собрания: принятие некоторых важнейших решений не простым, а квалифицированным большинством голосов; ежегодная отчетность правления кооперативной организации перед ее высшим представительным органом (рисунок 1).
Исключительно
важное значение с точки зрения регламентации
и обеспечения соблюдения норм кооперативной
демократии имеют также специальные
статьи закона о потребительской
кооперации и разделы уставов
потребительских обществ о
Формы проявления
кооперативной демократии несут
на себе отпечаток времени. Как и
другие важнейшие аспекты деятельности
потребительской кооперации, они
трансформируются и адаптируются в
соответствии с меняющимися социально-
В этой связи особого внимания заслуживает проблема обеспечения участия пайщиков в демократическом процессе управления делами кооперации.
Рисунок 1. Схема проведения отчетов и выборов в потребительской
кооперации
Забота об укреплении членской базы, поддержании на должном уровне роли и активности членов-пайщиков была в прошлом и является в настоящее время одной из первостепенных в деятельности кооперативных организаций всех без исключения стран. И это понятно. Пайщик - определяющая фигура в кооперации. Без пайщиков нет и кооперации.
На первоначальных
этапах развития кооперации пайщики
могли непосредственно
Между тем
и сейчас в учебной литературе,
а также в нашей практической
деятельности и документах участие
членов-пайщиков в управлении деятельностью
кооперативных организаций
Отождествление
участия членов-пайщиков в
Что такое
«самоуправление»? Это право на внутреннее
управление, обусловленное относительной
автономией. В потребительской кооперации
самоуправление обеспечивается всей совокупностью
норм и принципов кооперативной
демократии, в том числе четко
регламентируемыми правилами
Рисунок 2. Схема структурных элементов системы кооперативного
самоуправления
В условиях потребительской кооперации Беларуси, когда первичными кооперативами являются крупные районные потребительские общества, значительно возрастает роль уполномоченных потребительских обществ. Они становятся главным связующим звеном между пайщиками и всеми уровнями управления потребкооперации. В соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» уполномоченный потребительского общества организует деятельность кооперативного участка, доводит до сведения членов кооперативного участка решения собрания уполномоченных. С учетом всего этого одной из важнейших задач является создание пайщикам необходимых условий для избрания своими представителями наиболее авторитетных, пользующихся доверием, подготовленных и социально активных членов кооператива.
Другой
не менее важной задачей в деле
поддержания надлежащего уровня
кооперативной демократии было и
остается предоставление всем членам
кооператива возможности
Эффективной остается и такая форма участия пайщиков в управлении делами потребительской кооперации, как общественные комиссии по контролю за деятельностью кооперативных предприятий. Их работу необходимо совершенствовать и всячески поддерживать. Данные о количестве членов-пайщиков, кооперативных участков и комиссий кооперативного контроля приведем в таблице 1.
Таблица 1 - Данные о количестве членов-пайщиков, кооперативных
участков и комиссий кооперативного контроля по
состоянию на 01.01.2006 г.
[5,с.62]
Наименование потребсоюзов |
Члены пайщики (тыс. чел.) |
Кооперативные участки |
Комиссии кооперативного контроля | ||
количество |
человек | ||||
2002 |
2006 | ||||
Брестский |
273,3 |
270,0 |
1278 |
1638 |
5100 |
Витебский |
189,7 |
187,9 |
1221 |
1378 |
4327 |
Гомельский |
213,0 |
201,5 |
1857 |
2076 |
6496 |
Гродненский |
219,5 |
217,6 |
1775 |
1835 |
5582 |
Минский |
321,1 |
325,6 |
2353 |
2615 |
7902 |
Могилевский |
142,3 |
145,8 |
1239 |
1654 |
5012 |
Белкоопсоюз |
1358,9 |
1348,4 |
9723 |
11196 |
34419 |
Отмеченные формы и методы работы, разумеется, при должном уровне ее постановки в своей совокупности вполне достаточны для обеспечения эффективного участия пайщиков в управлении делами кооперации. При этом не следует пытаться искусственно вовлекать в активные формы самоуправления каждого пайщика, тем более против его желания. Ведь главная для большинства пайщиков форма участия в деятельности потребительскою общества, помимо свободного права голоса, — это приобретение товаров и пользование другими услугами в кооперативных предприятиях, а важнейшим условием и показателем такого участия будет количество и качество данных услуг, культура сервиса.
Сложность управления кооперативными организациями в современных условиях породила еще один вопрос кооперативной демократии проблемного характера, заслуживающий повышенного внимания. Дело в том, что поддержание должного уровня управления и обеспечение высокой экономической эффективности требуют, чтобы во главе кооперативных организаций находились управленцы-профессионалы высокого класса. Из-за отсутствия в достаточном, количестве таких работников в среде кооператоров в ряде кооперативных организаций стран Запада пошли на обособление и сосредоточение функций менеджмента в руках наемных управляющих кооперативами и их союзами, которые пришли со стороны и не знакомы с культурой кооперативного движения. Выборные же органы этих кооперативов и их союзов оставили в своих руках лишь общие властные и контрольные функции. Все это порождает немало проблем.
С учетом наших исторических, культурных и иных традиций нам не следует ни сейчас, ни в обозримом будущем идти на подобного рода обособление функций управления. У нас имеется широкая и динамичная база для воспитания управленцев высокой квалификации из числа членов-пайщиков. Подтверждением тому является кадровый состав наших руководителей и специалистов, сложившаяся современная система кооперативного образования. Так, более 95% председателей и членов правлений районных потребительских обществ, областных и республиканских потребсоюзов родились в деревнях или райцентрах, они не только сами смолоду стали пайщиками, но и их родители, как правило, были пайщиками. Эти люди хорошо знают социальную среду, в которой работает потребительская кооперация, более 80% из них прошли подготовку в кооперативных учебных заведениях.
Приведенные факты свидетельствуют и о том, что каждый талантливый и трудолюбивый член-пайщик имеет шанс максимально реализовать свое демократическое право па участие в управлении делами потребительской кооперации.
Современное
состояние потребительской
Проблемы совершенствования деятельности потребительской кооперации в современных условиях требуют тщательного анализа и поиска оптимальных путей решения. Эти задачи может выполнить только большой коллектив аналитиков и практиков.
В ходе проводимого анализа необходимо учитывать особый статус потребительской кооперации, относящейся к частно-групповой форме собственности, и исторический опыт ее развития, который говорит о том, что этот институт общества функционирует на основе добровольного членства, обслуживает преимущественно малоимущие свои населения и активно поддерживается законодательными и исполнительными структурами власти для создания социальной стабильности в обществе. Также следует иметь в виду, что потребительская кооперация Беларуси обладает солидной материальной базой, квалифицированным менеджментом и многолетним опытом районы на сельском рынке. Государство осуществляет поддержку потребительской кооперации, так как одна из основных ее структур - сельская торговая сеть - осуществляет низкорентабельное или убыточное торговое обслуживание сельских жителей.
Главная проблема современного развития потребительской кооперации - соблюдение интересов сельского жителя, члена-пайщика, восстановление его статуса совладельца и постоянного клиента потребительского общества. Снятие этой проблемыемы автоматически вызовет решение и других насущных вопросов потребительской кооперации. Истинная экономическая и социальная заинтересованность членов-пайщиков в результатах и эффективности деятельности своего потребительского общества приведет к тому, что потребительская кооперация Беларуси осуществит успешную реорганизацию своей деятельности и займет достойное место в новой социально ориентированной рыночной белорусской экономике.
Рассмотрение проблемы совершенствования системы потребительской кооперации можно и нужно начинать с анализа соответствия форм и методов работы белорусских кооператоров универсальным кооперативным принципам МКА. В Декларации о кооперативной идентичности, принятой конгрессом МКА в Манчестере (1995 год), говорится о следующих главных принципах кооперации:
• добровольное и открытое членство;
• демократическое управление и контроль;
• экономическое участие членов;
• автономия и независимость;
• образование, повышение квалификации;
• сотрудничество между кооперативами;
• забота об обществе.
Кооперативное законодательство Республики Беларусь и практика деятельности потребительской кооперации в достаточной степени реализуют принципы «добровольное и открытое членство», «образование, повышение квалификации», «сотрудничество между кооперативами», «забота об обществе». Следовательно, ориентируясь в развитии на принципы МКА, предстоит уделить внимание принципам «демократическое управление и контроль», «экономическое участие членов», «автономия и независимость».