Идеи и принципы кооперативного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:06, контрольная работа

Описание

Мировой опыт развития кооперативного движения доказывает, что кооперация является важным компонентом рыночных отношений. Как форма объединения и организации труда кооперация появилась тогда, когда в сферу рынка начали втягиваться широкие слои населения и у значительной его части возникла необходимость в объединении усилий, чтобы в условиях жесткой конкуренции реализовать свои экономические права, не говоря уже о культурных и духовных потребностях. При этом масштабы кооперирования расширялись вместе с ростом товарно-денежных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

Идеи и принципы кооперативной демократии в кооперативной теории и практике
6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
23

Работа состоит из  1 файл

идеи и принципы кооперативной демократии в кооперативной теории и практике.docx

— 46.52 Кб (Скачать документ)

Проблема демократического управления и контроля характерна для кооперативов во всем мире. Она связана с противоречием между потребительскими целями и предпринимательскими методами кооператива.

Правление потребительского общества и его  председатель выступают в роли предпринимателя  - основного элемента в получении прибыли. А распределение этой прибыли производится потребительскими методами. Таким образом, руководство не получает должного вознаграждения. При снижении уровня контроля руководители идут на финансовые нарушения. Данное явление приводит к нарушению принципа кооперативной справедливости: недопустимо обогащение одного члена кооператива за счет другого. Эта проблема частично решается путем увеличения заработной платы руководителя, по сравнению с рядовым работником. Вместе с тем, можно предложить ряд мер по расширению демократического управления и контроля в потребительской кооперации Беларуси.

Для обеспечения  равенства прав пайщиков, подотчетности  руководства и взаимного доверия  на общем собрании потребительского общества решаются следующие вопросы:

•  определение  стратегии развития потребительского общества;

•  принятие мер, имеющих первостепенное значение для кооператива;

•  выборы руководящих работников потребительского общества;

•  координация  деятельности отдельных составных  частей кооператива.

Правление потребительского общества определяет цели и задачи кооператива, планирование, принятие решений, их реализацию и контроль.

В потребительских  обществах Республики Беларусь хорошо развит элемент административного  управления. Следовательно, главная  задача в настоящий момент - повышение уровня демократии в руководстве кооперативом. Для этого в нормативных документах потребительской кооперации необходимо записать следующие положения:

-  равенство прав члена-пайщика и пайщика-руководителя;

-  подотчетность руководства пайщикам. Демократический контроль осуществляется выборным контрольным органом. Любой пайщик может проконтролировать по своему желанию правильность использования вложенных им средств;

- заработная плата руководства пропорциональна его вкладу в результаты хозяйственной деятельности потребительского общества и систематически корректируется решениями общего собрания пайщиков.

Эффективность данных мер доказана мировой кооперативной  практикой, и они могут быть успешно  реализованы в Беларуси.

Проблема экономического участия  членов-пайщиков является в настоящее время очень актуальной. В потребительской кооперации Беларуси отсутствуют следующие элементы, необходимые для реализации этого принципа МКА: личная мотивация члена-пайщика; преимущества от участия в кооперативе больше, чем потери; кооперативные выплаты; объем и качество участия членов-пайщиков, которые обеспечивают успешное функционирование кооператива.

Для того, чтобы внедрить принцип экономического участия членов-пайщиков, необходимо предпринять следующие меры:

-  законодательно закрепить преимущество членов потребительских обществ перед остальным населением, обслуживаемым этим кооперативом;

-  изменить законодательство по участию потребительских обществ в коммерческой деятельности любых форм;

-  снять ограничения в распределении прибыли между пайщиками.

Осуществление в ближайшее время данных мероприятий  в республике маловероятно, так как  это требует изменений в Гражданском  кодексе Республики Беларусь.

Кроме экономического участия важно рассмотреть проблемы социального участия членов-пайщиков в деятельности потребительской  кооперации. Под социальным участием пайщика предполагается следующее:

-  работа в кооперативном участке;

-  пропаганда идей кооперации и кооперативных принципов;

-  возрождение духовности, борьба с социальными пороками (пьянство, наркомания и т. д.);

-  организация при магазинах центров отдыха, библиотек;

-   взаимодействие с представителями религиозных конфессий;

-  организация неформального общения жителей в праздничные дни и религиозные праздники;

-  подписка на газеты и журналы потребительской кооперации;

-  привлечение в потребительскую кооперацию молодежи.

Механизм  социального участия пайщиков еще  не отработан. Если исходить из опыта  Каменецкого райпо Брестского облпотребсоюза Беларуси и Шумячского райпо Смоленского  облпотребсоюза России, то представляется реальным проводить следующие мероприятия  по активизации социального участия:

-  пустующие или неэффективно использующиеся площади в центральной части сельских населенных пунктов отдать под оборудование центров кооперативных участков;

-  центр кооперативного участка может иметь уголок пайщика, уголок заготовителя, библиотеку, стол заказов;

-  работу центра должен организовывать опытный авторитетный кооператор или социальный работник;

-  центру необходимо реализовывать задачи, перечисленные выше при характеристике социального участия членов-пайщиков.

Социальная  работа в потребительской кооперации Беларуси должна постоянно развиваться, так как именно эта направленность отличает ее от частной и государственной торговли. Частные торговцы, максимизируя трибыль, никогда не будут специально заниматься социальной защитой населения.

Следовательно, отдав приоритет социальной работе, превратив центры кооперативных  участков в центры духовной жизни потребительская кооперация докажет гражданам и государству свою уникальность и востребованность. Занимаясь только экономической деятельностью, потребительская кооперация обречена на неудачу, так как эффективность частной торговли всегда выше кооперативной. Акцент на социальную работу позволит убедить государство в необходимости льгот для потребительских обществ.

О том, как  решаются сегодня задачи, стоящие  перед потребительской кооперацией, можно судить по итогам 2007 года и в целом последних пяти лет.

За истекший 2007 год Белкоопсоюз обеспечил выполнение прогнозных показателей, устанавливаемых потребительской кооперации Советом Министров Республики Беларусь. Темп роста розничного товарооборота составил 111,3 % при задании 109-110 %, привлечения инвестиций — 110,6 при прогнозе 100 %. Энергопотребление сокращено на 8 процентных пункта при прогнозе 8 %.

Положительные результаты достигнуты и по другим основным параметрам развития кооперативного хозяйства[3,с.2-3]. Так, темпы роста за 2005 год составили: товарооборота предприятий общественного питания — 111,7 %, в том числе по собственной продукции — 112,3; платных услуг — 112,7, в том числе бытовых услуг, оказываемых населению, — 138,8; закупок сельскохозяйственной продукции и сырья — 116,7, объема реализации этой продукции — 122; производства потребительских товаров — 103,8; внешнеторгового оборота — 112,7, в том числе экспорта товаров — 152,6 %.

Улучшилось  финансовое положение системы потребительской  кооперации. По итогам 2007 года организациями системы получено 25,3 млрд р. прибыли.

За счет мер по усилению зависимости оплаты труда от его производительности в 2007 году удалось на 2,9 процентных пункта сократить разрыв в размерах средней заработной платы работников потребительской кооперации и средней заработной платой в Республике Беларусь в целом. Хотя средняя заработная плата работников потребительской кооперации на 36 % ниже и составляет в настоящее время 301 тыс. р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Идея  кооперации не являлась изобретением какого-либо гениального реформатора  или мыслителя, а возникла самопроизвольно  в народной среде. Она дала возможность  повысить уровень жизни самых  широких слоев населения, способствовала их просвещению, росту их гражданского статуса и человеческого достоинства. Идея кооперации, ее традиции, культура, весь кооперативный образ жизни  оказали большое влияние на развитие демократии, утверждение социально ориентированной хозяйственной деятельности и внесли значительный вклад в мировую цивилизацию. Постоянно развиваясь, втягивая в себя все новые социальные, хозяйственные и профессиональные группы людей, кооперация на протяжении долгих лет сохраняет практически одни и те же формы организации. Она стала законной частью рыночной системы, занимая свою нишу в современных рыночных отношениях. Опыт истории показал и доказал, что кооперация способна не только не раствориться в других общественно-экономических структурах, но и в самых разных условиях находить оптимальные варианты защиты своих членов благодаря системной целостности своих принципов и механизма их функционирования. В основу ее деятельности были положены разработанные в 1844 г. роч-дельскими пионерами принципы, которые пересматривались всего трижды: в 1937, 1966 и 1995 гг.

Будучи  продуктом кооперативного движения, кооперативные ценности выражают моральный  выбор самих кооператоров. Ценности кооперации взаимно переплетаются  и дополняют друг друга. Воплощение их в реальную жизнь способствует оказанию кооперативами косвенного положительного влияния на общество, создавая при этом устойчивые модели, которые способны обеспечить благополучие своих пайщиков. В основу этих моделей  положены принципы, которые и позволяют  адаптировать кооперативные ценности к кооперативной практике. Образно  говоря, кооперативные принципы являются путеводителем, с помощью которого кооперативы внедряют ценности в  жизнь.

Однако  теоретические разработки кооперативных  идей за полтора века ничего фундаментального к рочдельским принципам не добавили. Основные ценности кооперации - добровольность, независимость, демократичность, честность - остаются незыблемыми. Всякие попытки подмены этих принципов и ценностей приводили либо к огосударствлению кооперации, либо к превращению ее в акционерные общества.

Образование МКА стало огромным прогрессивным  явлением в общественной жизни того времени. Оно ознаменовало переход  в сотрудничестве с национального  на международный многосторонний уровень. Взаимовыгодная торговля, материальная и моральная поддержка борьбы беднейших слоев населения за свои экономические права, совместные выступления за принятие специального кооперативного законодательства содействовали  укреплению и развитию кооперативного движения во всем мире. На мировой арене  появилась влиятельная организация, объединявшая в то время около 2 млн. членов, с мнением которой нельзя было не считаться.

Залогом длительного существования МКА, пережившего несколько кризисов и при этом не распавшегося, явилось  признаваемое кооператорами всех стран  единство принципов кооперативного движения. Кооперативные принципы реализуются  только в системе, тесном взаимодействии друг с другом. Нарушение хотя бы одного из них ведет к разрушению всей конкретной кооперативной структуры. В международном кооперативном  движении они используются как критерии истинности кооперативов: хозяйство, придерживающееся в своей деятельности этих принципов, выделяется из многообразия существующих форм хозяйственной деятельности как  «кооператив», что служит основой  объединения кооперативов в союзы.

Таким образом, можно сказать, что истинные кооперативы  строят свою работу в соответствии с общепризнанными кооперативными ценностями и принципами, которые  являются применительно к кооперации своего рода «мировыми стандартами». И именно благодаря своим ценностям и принципам кооперативы представляют собой не обыкновенную предпринимательскую структуру, а ячейку особой формы общественного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка / ГКИ - Гомель, 1995.
  2. Кизилевич, А.В. Понятие и организационные основы кооперативного движения/А.В. Кизилевич, Д.Б.Сахарова//БТЭУ – Гомель -2002
  3. Кулешов, В.В. Актуальные проблемы и перспективы развития потребительской кооперации Республики Беларусь/В.В. Кулешов// Потребительская кооперация  - № 11 – 2007 – с. 2-3
  4. Лаппо, Л.Л. Организационное построение потребительской кооперации Республики Беларусь, органы кооперативного управления и контроля / Л.Л. Лаппо,А.И. Савинский// Основы кооперативного движения.- Мн.,2004.-Гл.3.- С.-46-64.
  5. Паламарчук В.Е Организационно-правовые основы кооперативов и их союзов / В.Е. Паламарчук// МКИ – М.,1998
  6. Сахарова,Д.Б. Потребительская кооперация/ Д.Б. Сахарова, И.С. Котов//История и теория кооперативного движения: учеб. пособие.-Мн.,2005.-Гл.8.- С.132-136.
  7. Управление кооперативным хозяйством: Учебник/сост.А.К. Семенов// Экономика – М.,1990

 


Информация о работе Идеи и принципы кооперативного движения