Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:06, контрольная работа
Мировой опыт развития кооперативного движения доказывает, что кооперация является важным компонентом рыночных отношений. Как форма объединения и организации труда кооперация появилась тогда, когда в сферу рынка начали втягиваться широкие слои населения и у значительной его части возникла необходимость в объединении усилий, чтобы в условиях жесткой конкуренции реализовать свои экономические права, не говоря уже о культурных и духовных потребностях. При этом масштабы кооперирования расширялись вместе с ростом товарно-денежных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
3
Идеи и принципы кооперативной демократии в кооперативной теории и практике
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
23
Проблема демократического управления и контроля характерна для кооперативов во всем мире. Она связана с противоречием между потребительскими целями и предпринимательскими методами кооператива.
Правление потребительского общества и его председатель выступают в роли предпринимателя - основного элемента в получении прибыли. А распределение этой прибыли производится потребительскими методами. Таким образом, руководство не получает должного вознаграждения. При снижении уровня контроля руководители идут на финансовые нарушения. Данное явление приводит к нарушению принципа кооперативной справедливости: недопустимо обогащение одного члена кооператива за счет другого. Эта проблема частично решается путем увеличения заработной платы руководителя, по сравнению с рядовым работником. Вместе с тем, можно предложить ряд мер по расширению демократического управления и контроля в потребительской кооперации Беларуси.
Для обеспечения
равенства прав пайщиков, подотчетности
руководства и взаимного
• определение стратегии развития потребительского общества;
• принятие мер, имеющих первостепенное значение для кооператива;
• выборы руководящих работников потребительского общества;
• координация деятельности отдельных составных частей кооператива.
Правление потребительского общества определяет цели и задачи кооператива, планирование, принятие решений, их реализацию и контроль.
В потребительских обществах Республики Беларусь хорошо развит элемент административного управления. Следовательно, главная задача в настоящий момент - повышение уровня демократии в руководстве кооперативом. Для этого в нормативных документах потребительской кооперации необходимо записать следующие положения:
- равенство прав члена-пайщика и пайщика-руководителя;
- подотчетность руководства пайщикам. Демократический контроль осуществляется выборным контрольным органом. Любой пайщик может проконтролировать по своему желанию правильность использования вложенных им средств;
- заработная плата руководства пропорциональна его вкладу в результаты хозяйственной деятельности потребительского общества и систематически корректируется решениями общего собрания пайщиков.
Эффективность данных мер доказана мировой кооперативной практикой, и они могут быть успешно реализованы в Беларуси.
Проблема экономического участия членов-пайщиков является в настоящее время очень актуальной. В потребительской кооперации Беларуси отсутствуют следующие элементы, необходимые для реализации этого принципа МКА: личная мотивация члена-пайщика; преимущества от участия в кооперативе больше, чем потери; кооперативные выплаты; объем и качество участия членов-пайщиков, которые обеспечивают успешное функционирование кооператива.
Для того, чтобы внедрить принцип экономического участия членов-пайщиков, необходимо предпринять следующие меры:
- законодательно закрепить преимущество членов потребительских обществ перед остальным населением, обслуживаемым этим кооперативом;
- изменить законодательство по участию потребительских обществ в коммерческой деятельности любых форм;
- снять ограничения в распределении прибыли между пайщиками.
Осуществление
в ближайшее время данных мероприятий
в республике маловероятно, так как
это требует изменений в
Кроме экономического
участия важно рассмотреть
- работа в кооперативном участке;
- пропаганда идей кооперации и кооперативных принципов;
- возрождение духовности, борьба с социальными пороками (пьянство, наркомания и т. д.);
- организация при магазинах центров отдыха, библиотек;
- взаимодействие с представителями религиозных конфессий;
- организация неформального общения жителей в праздничные дни и религиозные праздники;
- подписка на газеты и журналы потребительской кооперации;
- привлечение в потребительскую кооперацию молодежи.
Механизм
социального участия пайщиков еще
не отработан. Если исходить из опыта
Каменецкого райпо Брестского облпотребсоюза
Беларуси и Шумячского райпо Смоленского
облпотребсоюза России, то представляется
реальным проводить следующие
- пустующие или неэффективно использующиеся площади в центральной части сельских населенных пунктов отдать под оборудование центров кооперативных участков;
- центр кооперативного участка может иметь уголок пайщика, уголок заготовителя, библиотеку, стол заказов;
- работу центра должен организовывать опытный авторитетный кооператор или социальный работник;
- центру необходимо реализовывать задачи, перечисленные выше при характеристике социального участия членов-пайщиков.
Социальная работа в потребительской кооперации Беларуси должна постоянно развиваться, так как именно эта направленность отличает ее от частной и государственной торговли. Частные торговцы, максимизируя трибыль, никогда не будут специально заниматься социальной защитой населения.
Следовательно, отдав приоритет социальной работе, превратив центры кооперативных участков в центры духовной жизни потребительская кооперация докажет гражданам и государству свою уникальность и востребованность. Занимаясь только экономической деятельностью, потребительская кооперация обречена на неудачу, так как эффективность частной торговли всегда выше кооперативной. Акцент на социальную работу позволит убедить государство в необходимости льгот для потребительских обществ.
О том, как
решаются сегодня задачи, стоящие
перед потребительской
За истекший 2007 год Белкоопсоюз обеспечил выполнение прогнозных показателей, устанавливаемых потребительской кооперации Советом Министров Республики Беларусь. Темп роста розничного товарооборота составил 111,3 % при задании 109-110 %, привлечения инвестиций — 110,6 при прогнозе 100 %. Энергопотребление сокращено на 8 процентных пункта при прогнозе 8 %.
Положительные результаты достигнуты и по другим основным параметрам развития кооперативного хозяйства[3,с.2-3]. Так, темпы роста за 2005 год составили: товарооборота предприятий общественного питания — 111,7 %, в том числе по собственной продукции — 112,3; платных услуг — 112,7, в том числе бытовых услуг, оказываемых населению, — 138,8; закупок сельскохозяйственной продукции и сырья — 116,7, объема реализации этой продукции — 122; производства потребительских товаров — 103,8; внешнеторгового оборота — 112,7, в том числе экспорта товаров — 152,6 %.
Улучшилось
финансовое положение системы
За счет мер по усилению зависимости оплаты труда от его производительности в 2007 году удалось на 2,9 процентных пункта сократить разрыв в размерах средней заработной платы работников потребительской кооперации и средней заработной платой в Республике Беларусь в целом. Хотя средняя заработная плата работников потребительской кооперации на 36 % ниже и составляет в настоящее время 301 тыс. р.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея
кооперации не являлась изобретением
какого-либо гениального реформатора
или мыслителя, а возникла самопроизвольно
в народной среде. Она дала возможность
повысить уровень жизни самых
широких слоев населения, способствовала
их просвещению, росту их гражданского
статуса и человеческого
Будучи продуктом кооперативного движения, кооперативные ценности выражают моральный выбор самих кооператоров. Ценности кооперации взаимно переплетаются и дополняют друг друга. Воплощение их в реальную жизнь способствует оказанию кооперативами косвенного положительного влияния на общество, создавая при этом устойчивые модели, которые способны обеспечить благополучие своих пайщиков. В основу этих моделей положены принципы, которые и позволяют адаптировать кооперативные ценности к кооперативной практике. Образно говоря, кооперативные принципы являются путеводителем, с помощью которого кооперативы внедряют ценности в жизнь.
Однако теоретические разработки кооперативных идей за полтора века ничего фундаментального к рочдельским принципам не добавили. Основные ценности кооперации - добровольность, независимость, демократичность, честность - остаются незыблемыми. Всякие попытки подмены этих принципов и ценностей приводили либо к огосударствлению кооперации, либо к превращению ее в акционерные общества.
Образование
МКА стало огромным прогрессивным
явлением в общественной жизни того
времени. Оно ознаменовало переход
в сотрудничестве с национального
на международный многосторонний уровень.
Взаимовыгодная торговля, материальная
и моральная поддержка борьбы
беднейших слоев населения за
свои экономические права, совместные
выступления за принятие специального
кооперативного законодательства содействовали
укреплению и развитию кооперативного
движения во всем мире. На мировой арене
появилась влиятельная
Залогом длительного существования МКА, пережившего несколько кризисов и при этом не распавшегося, явилось признаваемое кооператорами всех стран единство принципов кооперативного движения. Кооперативные принципы реализуются только в системе, тесном взаимодействии друг с другом. Нарушение хотя бы одного из них ведет к разрушению всей конкретной кооперативной структуры. В международном кооперативном движении они используются как критерии истинности кооперативов: хозяйство, придерживающееся в своей деятельности этих принципов, выделяется из многообразия существующих форм хозяйственной деятельности как «кооператив», что служит основой объединения кооперативов в союзы.
Таким образом,
можно сказать, что истинные кооперативы
строят свою работу в соответствии
с общепризнанными
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ