Инфляция и антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я постараюсь рассмотреть сущность инфляции и методы борьбы с нею с учетом особенностей ее протекания в России. Для этого мне предстоит остановиться на изучении действительных инфляционных причин роста цен. Таким образом, первая глава моей работы посвящена понятию сущности и причинам инфляции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инфляция 4
Сущность Инфляции 4
Причины инфляции 5
Типы и виды инфляции 6
Последствия инфляции 8
Кривая Филлипса 10
Глава 2. Современные инфляционные процессы в России. 12
Особенности инфляции в России 12
Глава 3. Антиинфляционная политика государства. 17
Методы борьбы с инфляцией. 17
Зарубежный опыт 19
Антиинфляционная политика России 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Инфляция и антиинфляционная политика государства.docx

— 123.19 Кб (Скачать документ)

     В 1995 году в России проводилась очень  жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был равен 17,3% ВВП.

     Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП. Кредиты ЦБР для  его покрытия намного уменьшились. Если в феврале-июне 1994 г. задолженность  правительства Центробанку выросла  на 11%, то за аналогичный период 1995 года - лишь на 11% .

     Основные  положения немонетаристского подхода  отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен.

     В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года.

     Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что в целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику. то связано прежде всего с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

     - соблюдение жестких денежных  ограничений; 

     - меры по стабилизации валютного  курса; 

     - отказ от покрытия дефицита  федерального бюджета прямыми  кредитами Банка России и переход  к государственных заимствованиям  на рынке ценных бумаг;

     - принятие Правительством Российской  Федерации ряда решений, 

     ограничивающих  рост цен на продукцию отдельных  отраслей и сектором экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

       Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно  новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики.

     Но  несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что  в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе.

Глава 3. Антиинфляционная политика государства.

Методы  борьбы с инфляцией.

 

    Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

1). Косвенные методы

1. Регулирование  общей массы денег через управление  ими центральным банком;

2. Регулирование  ссудного и учетного процесса  коммерческих банков через управление  ими центральным банком;

3. Обязательные  резервы коммерческих банков, операции  центрального банка на открытом  рынке ценных бумаг.

2). Прямые методы

1. Прямое  и непосредственное регулирование  государством кредитов и тем  самым – денежной массы;

2. Государственное  регулирование цен;

3. Государственное  (по соглашению с профсоюзами)  регулирование заработной платы;

4. Государственное  регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и  валютного курса.

3). Первоочередные антиинфляционные  методы

Сбивать темпы инфляции – значит, сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого  подходят все те методы, которые  ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся  следующие:

1. Обеспечение  страны в достатке продовольствием.  Для налаживания продовольственного  дела в стране следует оказать  государственную финансовую помощь  сельскохозяйственным предприятиям  всех видов собственности и  провести мягкую реформу колхозов  и совхозов:

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а  также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной  торговли промышленными товарами в  обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание  разрушенного инвестиционного поля  народного хозяйства, без чего  функционирование экономики становится  невозможным.

3. Налаживание  снабженческо-сбытовых связей между  предприятиями. Хозяйственные связи  предприятий в рыночном режиме  наиболее эффективны в основном  через систему крупных оптовых  купцов-синдикатов.

4. Взамен  налога на добавленную стоимость,  стимулирующего в современных  условиях хозяйствования в России  рост инфляции и крайне трудно  поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным  платежом в бюджет налог на  прибыль, дифференцировав его  ставки в зависимости от роста  рентабельности и роста объемов  производства, что будет нацеливать  производителей на рост массы,  а не только нормы прибыли.10

5. На  время кризиса необходимо централизовать  банковскую систему России, имея  в виду обязательное исполнение  коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для  стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

а) создать  систему стимулирования развития мелкого  бизнеса в сфере производства и услуг;

б) создать  условия для повсеместного распространения  параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и  по месту жительства для закупки  и реализации продовольственных  и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам;

7. В  течение кризисного периода следует  также проводить рациональную  государственную политику защиты  внутреннего рынка и строгого  контроля частной экспортной  деятельности. 11 
 
 

Зарубежный  опыт

     Особый  интерес представляет послевоенный опыт ФРГ и Японии. Обе страны – первая в 1948 г., вторая – в 1949 г. – провели радикально быстрый, так называемый шоковый переход от государственной к рыночной экономике. Решающими его направлениями были либерализация цен и параллельные антиинфляционные меры, направленные на сдерживание той высокой инфляции, которая могла быть вызвана освобождением цен. Как известно, «шоковые» реформы в ФРГ и Японии были успешными, в том числе и с точки зрения предотвращения высокой инфляции. Последнее обычно объясняется жесткостью использовавшихся антиинфляционных мер (конфискационная реформа в ФРГ, сильные монетаристские ограничения в Японии). Однако причины заключались не только в этом. Применялись две группы особых мер, имевших исключительно важную роль и в сдерживании инфляции, и вообще в успехе «шоковых» рыночных реформ. Во-первых, в этих странах, особенно в Японии, в период проведения «шоковой терапии» и длительное время после нее сохранялся жесткий государственный внешнеэкономический и валютный контроль. Так, в ФРГ была введена свободная обратимость национальной валюты лишь в 1965 г., а в Японии – и того позже, в начале 1970-х гг. (т.е. когда были достигнуты высокая конкурентоспособность собственной продукции и достаточная прочность национальной валюты). Во-вторых, и после либерализации цен длительный период сохранялось достаточно жесткое государственное регулирование цен ряда товаров и услуг, имеющих важное народнохозяйственное и социальное значение (энергоресурсы, с/х продукция, оплата за жилье и др.).12

     Следует отметить, что эти две группы мер  принципиально отличают «шоковый»  вариант перехода к рыночной экономике, использованный ФРГ и Японией, от «шокового» варианта, рекомендуемого ортодоксальной программой МВФ, в которую  наряду с либерализацией цен и  антиинфляционной политикой в качестве обязательной составляющей входит и  всемирная либерализация внешнеэкономической  деятельности. На период с 1965-1980гг. уровень  инфляции в Японии составлял наибольшее 9%, в Германии 1,6%. В настоящий момент уровень инфляции в данных странах  можно просмотреть в приложении 2. Так же это можно посмотреть в динамике индекса потребительских  цен представленных ниже 

 

     Рис 4. Динамика индекса потребительских  цен в Германии за 2008-2009гг.13

 

      Рис 5. Изменение потребительских цен  в Японии с 1970-2009гг.

     Зарубежный  опыт такой страны, как Великобритания также представляет особый интерес  в изучении стратегии преодоления  инфляции. В 20 столетии в экономической  жизни этой страны произошли существенные изменения, связанные с усилением  вмешательства государства в  экономику. Особенно показателен в  этом отношении период после 2-ой мировой  войны.

     Выход из кризиса был найден правительством консерваторов во главе с М. Тэтчер. В основе политики правительства  консерваторов лежали идеи экономического либерализма. Важнейшее положение  этой концепции заключалось в  том, чтобы сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной  жизни общества, усилить значение рыночных механизмов.

     В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения  денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели должны были стать ослабление налогового контроля над функционированием рынка, повышение  роли кредитно-денежных институтов, радикальное  изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения  частных лиц и предпринимателей.

     Одним из ведущих направлений деятельности правительства консерваторов стала  борьба с инфляцией. Были сокращены  займы, предоставляемые государством частному сектору, стали строго контролировать темпы роста денежной массы в  обращении, был отменен контроль над ценами и заработной платой, повышены ставки процента.14

     Важным  инструментом борьбы с инфляцией  и в целом воздействия государства  на хозяйственную жизнь был государственный  бюджет. Более 90% доходов английского  бюджета в конце 70-х – начале 80-х годов составляли налоги.

     Существенной  составной частью антиинфляционных мер консерваторов было их стремление к ограничению государственных  расходов. Проводилась политика сокращения внутреннего потребления.

     Антиинфляционная  политика правительства М. Тэтчер имела  положительные результаты. Уже в 1982 - 1983 гг. темпы инфляции снизились  до 5%, в конце 80-х гг. - до 3,5 в год, то есть до величины, рекомендуемой  монетаристской школой.

     Другим  важнейшим направлением реформ был  курс на значительное сокращение или (в  ряде отраслей хозяйства) на полную ликвидацию государственного предпринимательства. Это выразилось, прежде всего, в осуществлении  широкой денационализации предприятий  государственного сектора экономики  и преимущественном стимулировании частного бизнеса.

     Результаты  реформаторской деятельности правительства  консерваторов проявились очень  быстро. Рост личного потребления  населения благотворно сказывался на снижении темпов инфляции. Кроме  того, положительное воздействие  оказал и важнейший элемент налоговой  политики правительства – снижение подоходного налога.15

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика государства