Инфляция и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..……....1
Глава 1 Теоретические основы понятия инфляция………………………..........2
1.1 Понятие инфляции …………………………………………………………...2
1.2 Причины инфляции …………………………………………………………..4
1.3 Основные виды инфляции …………………………………………………...6
1.4 Индексы инфляции ………………………………………………………….14
1.5 Социально-экономические последствия инфляции …………………........18
1.6 Антиинфляционная политика ……………………………………………...23
Глава 2 Особенности инфляции в России ……………………………………..29
2.1 Инфляция 1992-1993 гг. …………………………………………………….30
2.2 Анализ процессов инфляции 1995-1997 гг. ……………………………….31
2.3 Инфляционные процессы в России 2000-2008гг…………………………..32
Заключение ………………………………………………………………………37
Библиографический список …………………………………………………….38

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 276.50 Кб (Скачать документ)

     Возможные убытки:

     1) работающие по найму, где зарплата  оговорена на определённый срок;

          2) кредиторы, предоставившие долго - и среднесрочные ссуды при фиксированном проценте;

          3) получатели фиксированных платежей - аренды, платы за коммунальные услуги (оговоренные контрактом);

         4) лица, хранящие наличные деньги в “кубышках”.

     Возможные выигрыши:

     1) при возрастающей инфляции выгодно  брать в долг;

     2) вложение в недвижимость, картины  и т.д.;

     3) у государства могут возникнуть  известные “выгоды”, связанные  с ростом налоговых поступлений  от личных доходов;

     4) выгодно конвертировать отечественную  валюту в иностранную. 

Возникшие инфляционные явления имеют и  негативные социальные последствия.

     Прежде  всего, снижаются реальные доходы населения, а соответственно и уровень жизни, так как система образования доходов более инерционна, чем цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за её повышение. Если цены повысились, предположи, в сентябре, то, начав борьбу за повышение зарплаты в октябре, результаты её можно получить в лучшем случае в ноябре. А это значит, что фактически 2-3 месяца население живёт в условиях снижения реальных доходов.

     Так как инфляция - это процесс постоянный, то, начав, в октябре борьбу за увеличение зарплаты на 10 % в соответствии с ежемесячным темпом инфляции и получив это увеличение в ноябре, мы в таком случае не получим полную компенсацию, так как полученная прибавка к этому времени также обесценится. Поэтому, если государство берет на себя компенсацию затрат, то компенсация должна быть опережающая.

     Второе  негативное последствие для населения - обесценивание вкладов и сбережений. Для того, чтобы огородить вклады от обесценивания, процент по вкладам  и процент инфляции как минимум  должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и её больше увеличат спрос, а возможность кредитования производства резко сократиться, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса.

     И третье, что могут ощутить потребители, - это потеря части компенсационных  доходов от увеличения налогов. Это  происходит, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения доходов населения. В этом случае доходы увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и соответственно сумма дохода, поэтому из одной налоговой группы получатель дохода перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть полученного дохода уходит в виде налога, а реальные доходы уменьшаются. Для того чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать тот предельный доход, за которым начинается действие прогрессивных налоговых ставок.

      Таким образом, инфляция ведёт к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом на население, что обусловливает  отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы  от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

1.6 Антиинфляционная  политика

   Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

      1. Политика, направленная на сокращения  бюджетного дефицита, ограничение  кредитной экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В соответствии  с монетаристскими рецептами  применяются регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

      2. Политика регулирования цен и  доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен.  Одним из средств служит индексация  доходов, определяемая уровнем  прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.

      Конкретные  методы сдерживания инфляции, "дозировка" и последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависят  от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит определить схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией.

      Денежно-кредитные  мероприятия в неоклассической  и неокейнсианской теориях направлены на достижение одних и тех же целей, но разными методами. Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного "перегрева экономики", чтобы не допустить галопирующей инфляции.

      В противоположность кейнсианской схеме  представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. "Утверждение о том, что деньги - это единственный источник колебаний номинального дохода... - пишет М.Фридман,- является преувеличением, но оно верно отражает общий смысл наших выводов". Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

      Денежная  политика государства традиционно  рассматривается как важнейшее  направление государственного регулирования  экономики.

      Высшая  цель денежно – кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно – кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно – кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

           В любом случае проводником  денежно – кредитной политики  государства выступает центральный  банк в соответствии с присущими  ему функциями, а объектами  политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

     Определенную  роль в денежно-кредитном регулировании  экономики, а также - преодолении  инфляционных процессов – играют:

    - дисконтная политика, то есть политика регулирования учетного

              процента центрального банка;

    - операции на открытом рынке, которые состоят в покупке-продаже преимущественно государственных ценных бумаг;

    - политика норм обязательных резервов: норму кассовых резервов; норму минимальных резервов; коэффициент казначейства, или обязательство банков хранить в резервах определенное количество государственных ценных бумаг.

           В 2008 году проводились  следующие меры по оздоровлению российской экономики:

1) Увеличение  размера максимальной величины  пособия по безработице.

2) Снижение  ставки налога на прибыль с 24 до 20%

3) Меры  налогового стимулирования

4) Повышение  ставки рефинансирования с 12 до 13% годовых

5) Увеличение  уставного капитала Внешэкономбанка  (75 млрд. руб.)

6) Расширение  государственной поддержки субъектов  малого и среднего    предпринимательства

7) Расширение  ресурсной базы и повышение  ликвидности банковской системы

8) Обеспечение  приоритетности закупки отечественных  товаров по государственным и  муниципальным программам с выделением  товаров массового производства

9) Увеличение максимального размера возмещения по вкладам физических лиц в банках. (Увеличен с 400 тыс.рублей до 700 тыс.рублей).

        Все меры, принятые в 2008  году  направлены на поддержку банковского  сектора, для стабильности финансового  рынка.

     В 2009 время проводятся следующие меры государства по борьбе с инфляцией, и в общем с экономическим кризисом. Так, например, в апреле этого года, в Лондоне, состоялся саммит «большой двадцатки».

       В повестке дня лондонского саммита стояли пять главных вопросов:

    1. контроль за работой финансовых рынков;
    2. стимулирование экономического роста;
    3. укрепление международных финансовых институтов, включая Международный валютный фонд;
    4. поддержка всемирной торговли и противодействие протекционизму,
    5. помощь беднейшим странам;

     По итогам обсуждения была принята совместная Декларация. Вот шесть главных подходов по преодолению нынешнего финансового и экономического кризиса.

     Первый  из них состоит в реформе банковского  сектора, где будет введено наблюдение за деятельностью хэдж-фондов, а  также финансовыми инвестиционными инструментами, включая деривативные ценные бумаги. Образуется также Международная коллегия за наблюдением за работой национальных финансовых рынках.

     Во-вторых, достигнута договоренность о проведении работы по дальнейшей стабилизации банков, включая соглашение о том, каким образом вывести из банковской системы "токсичных" облигаций - потерявших свою ликвидность ценных бумаг.

     В-третьих, будут предприняты дополнительные усилия по стимулированию роста мировой  экономики. При этом достигнуто согласие направить на это 1 трлн долларов, включая 500 млрд долларов на увеличение фондов Международного валютного фонда /МВФ/.

     В-четвертых, лидеры договорились провести реформу  международных финансовых и экономических  институтов, включая МВФ.

     Одновременно  будет дан новый импульс мировой торговле в виде предоставления новых экспортных кредитов на 250 млрд долларов.

     И, наконец,  саммит принял решение расширить помощь беднейшим странам, которые сейчас больше других пострадали от кризиса. В этих целях, кроме прочего, достигнута договоренность продать из запасов МВФ золото на сумму в 50 млрд долларов.

     В настоящее время Правительство  РФ и Банк России уже проводят следующие  меры по оздоровлению российской экономики  в 2009 году:

1) Софинансирование  региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации

2) Увеличение  размера пособия по безработице

3) Увеличение  ассигнований для перечисления  в Пенсионный фонд

4) Дополнительное  увеличение объемов финансирования  мероприятий активной политики занятости населения

5) Индексация  государственных пособий, социальных  выплат и стоимости набора  социальных услуг с учетом  нового прогноза инфляции

6) Субсидии  на поддержку образовательных  кредитов

7) Увеличение  предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом

8) Снижение  ставки налога на прибыль

9) Государственная  поддержка экспорта промышленной  продукции

10) Субсидирование  части процентных ставок российским  организациям автомобилестроения  и транспортного машиностроения по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия