Инфляция и эффективность государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:19, контрольная работа

Описание

Инфляционные процессы как проявление кризисных явлений в экономике России. Первоочередные антиинфляционные методы государства. Влияние центрального банка на регулирование денежной политики государства, его возможности по ограничению темпов инфляции.

Содержание

Вступление............................................стр. 2
Что такое инфляция?...................................стр. 2
Причины инфляции......................................стр. 3
Антиинфляционная политика государства(методы борьбы с инфляцией)стр. 4
"Антиинфляция" по-российски...........................стр. 8
Центральный банк......................................стр.15
Таргетирование........................................стр.1
Заключение.....................................стр.20

Работа состоит из  1 файл

инфляция 3.docx

— 52.66 Кб (Скачать документ)

Составляющие антиинфляционной стратегии:

1. гашение антиинфляционных  ожиданий путем информирования  населения;

2. долгосрочная денежная  политика (введение жестких лимитов  на ежегодные приросты денежной  массы);

3. сокращение бюджетного  дефицита (увеличение налогов или  уменьшение расходов государства).

Антиинфляционная тактика  должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения  спроса или на снижение спроса без  падения предложения. Важную роль здесь  может сыграть повышение степени  товарности народного хозяйства. Этому  содействует льготное налогообложение  предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие  новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной  собственности, реализация государственных  стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный  потребительский импорт. Регулирование  спроса предусматривает повышение  норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно  повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется  приватизация. Иногда даже вводится временное  замораживание вкладов. Когда полностью  исчерпаны все способы противодействия  инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

Таким образом, можно сделать  следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части – адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

 

4.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА государства. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.  

«АНТИИНФЛЯЦИЯ» ПО-РОССИЙСКИ. Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики. Предложения по введению государственного заказа, обильному инвестированию промышленности (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары- вызывают сомнения в нормальности их авторов. Странно, почему подобные мероприятия практикуются сейчас на Украине. В любом случае, это наглядный пример всем странам СНГ. Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия. Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в России сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам. Дело в том, что в России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно- административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы и другие особенности. Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно устранить без определенной структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми административными мерами, в частности, сокращением военного производства и расходов, а также рационализацией производственных капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру советской экономики.

Все это важно дополнять  мерами, которые ограничат денежную массу, устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение валют, а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае успех будет достигнут. 

 Первоочередные  антиинфляционные методы.

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к  равновесию. К первоочередным мерам  относятся следующие:

1. Обеспечение страны  в достатке продовольствием. Для  налаживания продовольственного  дела в стране следует оказать  государственную финансовую помощь  сельскохозяйственным предприятиям  всех видов собственности и  провести мягкую реформу колхозов  и совхозов: а) установление порядка  выдачи кредитов сельскохозяйственным  предприятиям под векселя с  погашением их за счет будущего  урожая; б) установление государственных  закупочных цен, а также цен  на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного  инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование  экономики становится невозможным.  В этих целях надо, прежде всего,  восстановить на банковских счетах  предприятий путем индексирования  утраченные из-за резкого роста  цен и обесценивания рубля  суммы амортизации и собственных  оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через систему крупных  оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры  могут функционировать в рамках  отдельных регионов, в общероссийском  и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на  добавленную стоимость, стимулирующего  в современных условиях хозяйствования  в России рост инфляции и  крайне трудно поддающегося контролю  налоговых инспекций, определить  основным платежом в бюджет  налог на прибыль, дифференцировав  его ставки в зависимости от  роста рентабельности и роста  объемов производства, что будет  нацеливать производителей на  рост массы, а не только нормы  прибыли.

5. На время кризиса  необходимо централизовать банковскую  систему России, имея в виду  обязательное исполнение коммерческими  и инвестиционными банками директив  центрального банка по приоритетности  и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно: а) создать  систему стимулирования развития  мелкого бизнеса в сфере производства  и услуг. Ввести государственные  кредиты на аренду производственных  помещений и лизинговый кредит  на аренду оборудования (с возможностью  последовательного выкупа), а также  ввести обязательное страхование  малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск  разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного  распространения параллельно с  существующей системой торговли  потребительских кооперативов на  предприятиях, в учреждениях и  по месту жительства для закупки  и реализации продовольственных  и промышленных товаров членам  кооператива (по наличному и  безналичному расчету) по бесприбыльным  розничным ценам.

7. В течение кризисного  периода следует также проводить  рациональную государственную политику  защиты внутреннего рынка и  строгого контроля частной экспортной  деятельности.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы-рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в России:

1. Постараться сохранить  основной профиль бизнеса (продукт  или вид услуги).

2. Диверсификация, как в  пределах основного профиля, так  и шире.

3. Выделение из структуры  предприятия или создание преимущественно  малых торгово-посреднических фирм.

4. Акцент на разнообразные  и многочисленные короткие по  времени и высокодоходные операции  с высокой степенью риска.

5. Создание общего страхового  фонда для минимизации риска  по всей совокупности отмеченных  выше операций.

5.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  БАНК . В условиях системы металлического обращения происходило стихийно-рыночное саморегулирования количества денег в обращении. Сама природа металлических денег (золотых и серебряных - попытки увеличить эмиссию чеканкой медных денег по цене серебряных, конечно, предпринимались) исключает возможность увеличения денежной массы для покрытия государственных расходов за счет бюджетного дефицита. Ликвидация свободного размена банкнот на золото по номиналу условиях резкого развития банковско-кредитной системы привели к тому, что чисто рыночный механизм перестает регулировать объем денежной массы. Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании нового механизма государственного контроля за количеством денег. Значительное место в государственном регулировании денежного обращения принадлежит центральному банку в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением центральный банк может осуществлять в нескольких формах. Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения центральным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном, Федеральном резервном, др. – от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия центробанка проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики. Во-вторых, центральный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку – норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов. Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом центральный банк выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды. Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов -путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы. Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке. Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, коньюктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане. В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает. В целом можно сказать, что влияние центрального банка значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства. Тем не менее, повышение регулирующей роли центрального банка - важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством. В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, на чем, кстати, надо остановиться подробнее.

 

6.«ТАРГЕТИРОВАНИЕ» - установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Фридман, один из апостолов современного монетаризма, например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в год за оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается экономический рост при высоком уровне занятости. Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк – центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран. В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" – устанавливаются верхний и нижний допустимый предел. Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением коньюктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял, например, тот же Бундесбанк в 1979-1983 и 1986-1988 годах)4) говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы. Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением. Надо, кстати, сказать, что сторонники монетаризма в экономической теории утверждали, что центральный банк не должен ни в каком случае отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные колебания коньюктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были восприняты буквально. Следуя в общем в русле этого экономического учения, центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не доказательство верности или ложности той или иной теории, а удовлетворение национальных интересов и благосостояние своей страны. Поэтому, несмотря на рецепты монетаристов, центральные банки при установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания коньюктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк объявлял, какой именно из границ "вилки" он будет придерживаться. Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования. И еще: неустойчивое общеэкономическое положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую экономику и многое другое - вот те причины, благодаря которым правительства развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда центральные банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году центральный банк Германии -Бундесбанк - пошел на незапланированное понижение нормы процента, что вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном случае банк руководствовался теми соображениями, что в условиях значительного экономического роста, повышения курса марки к другим твердым валютам и интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были бы полностью оправданы.Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений. Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции. Безусловно, этот фактор возымеет действие только при значительной степени доверия населения политике центробанка и правительства. Установление заранее невыполнимых целей - путь к усугублению всех возникших проблем.

Информация о работе Инфляция и эффективность государственного регулирования экономики