Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 04:56, курсовая работа
Инфляция естественное явление для рыночной экономики. Представляет собой непрерывный общий рост цен. Предугадать заранее, как поведут себя цены через полгода – год никто не может. Административные меры дают лишь временную передышку. Но как пружину ни сдавливай, рано или поздно «руки все равно устанут». И поэтому надо заранее заботиться о том, как минимизировать эти взлеты, но и предусматривать защитные меры для тех, чьи доходы особенно страдают от превратностей инфляции.
Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.
В своей работе я хотела бы раскрыть, что это за феномен; каковы его корни и сущность; какие причины его возникновения и столь ли он опасен для экономики, как это говорят, и если да, то почему; и как с ним борется государство; в чём сущность антиинфляционной политики в России и насколько она эффективна
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Глава 1. Сущность инфляции…………………………………………………..4
1.Причины инфляции, ее виды и формы…………………………..6
2.Теория инфляции…………………………………………………13
3.Глава 2. Социально-экономические последствия инфляции………………..18
4.Глава 3. Антиинфляционная политика России……………………………….20
5.Заключение………………………………………………………………………28
6.Список использованной литературы…………………………………………..30
Последствия
инфляции в большей мере являются
социальными, нежели экономическими, что
подтверждается на примере России 1990-х
гг.
Глава
3. Антиинфляционная
политика в России.
При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле — это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.
К
антиинфляционной политике в узком
смысле слова можно отнести
Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.
В
случае когда инфляция не является
результатом избыточного объема
средств платежа в экономике,
где уже полностью
Политика доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.
Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.
Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.
Опыт стран, достигших успеха в снижении инфляции, без сомнения, является полезным для России. Так, представляют интерес выводы по итогам проведенного в 2005 г. совещания представителей центральных банков под эгидой Банка международных расчетов8. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:
— структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;
— выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;
— глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;
— проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;
— переключение на режим инфляционного таргетирования со всем связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;
— улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;
— более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;
— в целом более благоприятные, чем в прошлом, внешние условия (однако данный фактор не следует переоценивать, например бурный рост цен на нефть и другие сырьевые товары в последние годы имел гораздо меньшее влияние на инфляцию, чем в 1970-е годы, что подтверждает значимость всех остальных факторов).
Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существует. Тем не менее можно выделить несколько обязательных элементов или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собой лишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику, но при этом они более полно отражают существо самой политики.
Последняя заключается в том, что задача достижения и сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров - с другой.
Безусловными требованиями реализации ИТ являются:
— доверие экономических агентов к политике денежных властей;
— абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;
— упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микро показателей, в четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.
Список требований можно расширять, однако и это перечисление наглядно показывает, что речь идет не о простом количественном ориентире для инфляции, а о гораздо более сложном механизме выработки и проведении денежно-кредитной политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейся экономики осложняется рядом
8
Melicr W., Galati G. The Evolving Inflation Process: An Overview
// BIS Working Paper. 2006. No 196. February.
специфических для таких стран проблем, связанных с низким уровнем доверия к экономической политике правительства, высокой степенью долларизации и зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, с подверженностью резким изменениям интенсивности и направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системы и финансового сектора.
Недавно экономистами МВФ было проведено исследование, которое позволило обобщить опыт развивающихся стран9. Его результаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам, и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы денежной трансмиссии. Однако это не исключает возможности использования режима ИТ. Основным элементом трансмиссионного механизма в данном случае становится обменный курс.
Во-первых,
можно ожидать, что в такой
экономике обменному курсу
Во-вторых, резкое обесценение курса национальной валюты (например, в результате изменения направленности капитальных потоков) вместо положительного может дать отрицательным эффект и привести к существенному замедлению темпов экономического роста и ухудшению положения банков. В условиях недостаточной диверсификации экономики и подверженности внешним шокам денежные власти пытаются ограничить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики, получившей название «lean against wind» — «дуть против ветра» (курсовая политика, которая ориентирована на сглаживание резких краткосрочных колебаний, но не имеет целью изменение направления движения обменного курса или нейтрализацию в полном объеме действующей тенденции).
В качестве инструмента используются прямые интервенции на валютном рынке. Экономисты утверждают, а опыт отдельных стран показывает, что такая курсовая политика с успехом может сочетаться с ИТ, если денежные власти не стремятся воздействовать на динамику обменного курса в долгосрочной перспективе.
Инфляционное таргетирование, как показывает опыт, может применяться в условиях развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, в том числе реализующих режим управляемого плавания. Однако следует иметь в виду их специфику. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Существуют масштабные различия между развитыми странами с их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимися странами. Для последних характерны слабые государственные институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективность и последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. К тому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточным развитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитной политики) и, главное, низким доверием к политике правительства.
Доверие населения к денежным властям и приносимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условий, среди которых назовем основные:
-
официально установленный в
-
последовательность в
-
максимальную информационную
Информация о работе Инфляция: природа, измерение, социально-экономические последствия