Инфляция: природа, измерение, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 04:56, курсовая работа

Описание

Инфляция естественное явление для рыночной экономики. Представляет собой непрерывный общий рост цен. Предугадать заранее, как поведут себя цены через полгода – год никто не может. Административные меры дают лишь временную передышку. Но как пружину ни сдавливай, рано или поздно «руки все равно устанут». И поэтому надо заранее заботиться о том, как минимизировать эти взлеты, но и предусматривать защитные меры для тех, чьи доходы особенно страдают от превратностей инфляции.
Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.
В своей работе я хотела бы раскрыть, что это за феномен; каковы его корни и сущность; какие причины его возникновения и столь ли он опасен для экономики, как это говорят, и если да, то почему; и как с ним борется государство; в чём сущность антиинфляционной политики в России и насколько она эффективна

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Глава 1. Сущность инфляции…………………………………………………..4
1.Причины инфляции, ее виды и формы…………………………..6
2.Теория инфляции…………………………………………………13
3.Глава 2. Социально-экономические последствия инфляции………………..18
4.Глава 3. Антиинфляционная политика России……………………………….20
5.Заключение………………………………………………………………………28
6.Список использованной литературы…………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

инфляция Microsoft Word.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

   Последствия инфляции в большей мере являются социальными, нежели экономическими, что подтверждается на примере России 1990-х гг. 
 
 
 

   Глава 3. Антиинфляционная политика в России. 

   При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле — это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.

   К антиинфляционной политике в узком  смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень  инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

   Очевидно, единственный способ остановить «вечный  двигатель» это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.

   В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции па основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.

   Политика  доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

   Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.

    Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.

   Опыт  стран, достигших успеха в снижении инфляции, без сомнения, является полезным для России. Так, представляют интерес выводы по итогам проведенного в 2005 г. совещания представителей центральных банков под эгидой Банка международных расчетов8. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:

   —  структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;

   —  выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;

   —  глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;

   —  проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;

   —  переключение на режим инфляционного таргетирования со всем связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;

   —  улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;

   —  более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;

   —  в целом более благоприятные, чем в прошлом, внешние условия (однако данный фактор не следует переоценивать, например бурный рост цен на нефть и другие сырьевые товары в последние годы имел гораздо меньшее влияние на инфляцию, чем в 1970-е годы, что подтверждает значимость всех остальных факторов).

   Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существует. Тем не менее можно выделить несколько обязательных элементов или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собой лишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику, но при этом они более полно отражают существо самой политики.

   Последняя заключается в том, что задача достижения и сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров - с другой.

   Безусловными  требованиями реализации ИТ являются:

   —  доверие экономических агентов к политике денежных властей;

   —  абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;

   —  упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микро показателей, в четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.

   Список  требований можно расширять, однако и это перечисление наглядно показывает, что речь идет не о простом количественном ориентире для инфляции, а о  гораздо более сложном механизме выработки и проведении денежно-кредитной политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейся экономики осложняется рядом

   8 Melicr W., Galati G. The Evolving Inflation Process: An Overview // BIS Working Paper. 2006. No 196. February.                                                                                                                                                                                                                                                   

   специфических для таких стран проблем, связанных  с низким уровнем доверия к  экономической политике правительства, высокой степенью долларизации и зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, с подверженностью резким изменениям интенсивности и направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системы и финансового сектора.

   Недавно экономистами МВФ было проведено исследование, которое позволило обобщить опыт развивающихся стран9. Его результаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам, и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы денежной трансмиссии. Однако это не исключает возможности использования режима ИТ. Основным элементом трансмиссионного механизма в данном случае становится обменный курс.

   Во-первых, можно ожидать, что в такой  экономике обменному курсу отводится  роль якоря той или иной степени значимости. Следовательно, эффект влияния обменного курса на инфляцию также оказывается большим. Более того, резкое изменение, в частности снижение курса национальной валюты, может спровоцировать эффекты второго порядка, связанные с утратой доверия экономических агентов к национальной валюте и политике правительства.

   Во-вторых, резкое обесценение курса национальной валюты (например, в результате изменения направленности капитальных потоков) вместо положительного может дать отрицательным эффект и привести к существенному замедлению темпов экономического роста и ухудшению положения банков. В условиях недостаточной диверсификации экономики и подверженности внешним шокам денежные власти пытаются ограничить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики, получившей название «lean against wind» — «дуть против ветра» (курсовая политика, которая ориентирована на сглаживание резких краткосрочных колебаний, но не имеет целью изменение направления движения обменного курса или нейтрализацию в полном объеме действующей тенденции).

   В качестве инструмента используются прямые интервенции на валютном рынке. Экономисты утверждают, а опыт отдельных стран показывает, что такая курсовая политика с успехом может сочетаться с ИТ, если денежные власти не стремятся воздействовать на динамику обменного курса в долгосрочной перспективе.

   Инфляционное  таргетирование, как показывает опыт, может применяться в условиях развивающихся стран, а также  стран с переходной экономикой, в том числе реализующих режим управляемого плавания. Однако следует иметь в виду их специфику. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

   Существуют  масштабные различия между развитыми странами с их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимися странами. Для последних характерны слабые государственные институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективность и последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. К тому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточным развитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитной политики) и, главное, низким доверием к политике правительства.

   Доверие населения к денежным властям и приносимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условий, среди которых назовем основные:

   - официально установленный в экономической  политике безусловный приоритет задачи снижения инфляции по сравнению с другими;

  • поддержку антиинфляционной политики на всех уровнях власти;

   - последовательность в проведении  антиинфляционной политики (то есть  полное соответствие принимаемых  мер и решений официально провозглашенной  политике);

   - максимальную информационную открытость (в том числе в признании допущенных ошибок) и постоянное взаимодействие с участниками рынка.

Информация о работе Инфляция: природа, измерение, социально-экономические последствия