Инфляция: сущность, особенности и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание

В современном мире существует не так много макроэкономических проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества потратила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, так как появились новые и более сложные ее формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ИНФЛЯЦИИ: 5.
1.1 Сущность и причины инфляции 5.
1.2 Основные виды инфляции, ее классификация 11.
1.3 Социально-экономические последствия инфляции 14.
ГЛАВА 2. УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ И
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: 19.
2.1 Современное состояние инфляции в России 19.
2.2 Современная антиинфляционная политика в России:
основные методы и виды 20.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОСИИ:
3.1 Анализ динамики показателей инфляции в 1990-2009гг 26.
3.2 Особенности современной антиинфляционной стратегии РФ 28.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 69.11 Кб (Скачать документ)

Антиинфляционная тактика  – готовит почву для стратегии  и выполняет задачу нейтрализации  текущего инфляционного давления. Она  направлена не на устранение причин, а  на использование краткосрочных, но действенных способов воздействия  на рост цен и увеличение денежной массы.

Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти. В части стабилизации денежного оборота центральные  банки проводят денежно – кредитную  политику, финансовые институты задействуют  бюджетную, налоговую политику, для  устранения последствия гиперинфляции  могут использоваться денежные реформы.

Однако этот арсенал может  решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции вызванной  ростом издержек, предлагает контроль государства над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего приносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности не денежных структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования также является стабилизация денежного оборота.

2.2 Современная  антиинфляционная политика в  России: основные методы и виды

Опыт борьбы с инфляцией  в России показывает, что большая  часть мероприятий основываемых на “книжных” примерах, малоэффективна, тогда как успех в борьбе с  этим явлением возможен только лишь при  учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы  в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В  одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, чтобы правильно уловить  и использовать именно те обусловленные  местом и временем явления.

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как  “сражение с ветряными мельницами”. Следовательно, борьба с инфляцией  есть задача макроэкономическая. Правительство  каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

а) Косвенные методы:

1) регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

2) регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

3) обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут  работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной  “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

б) Прямые методы:

1) регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя: Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2) государственное регулирование цен;

3) государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4) государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к  равновесию. К первоочередным мерам  относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям; установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям с погашением их за счет будущего урожая; установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного  инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование  экономики становится невозможным.  В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования, утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса  необходимо централизовать банковскую  систему России, имея в виду  обязательное исполнение коммерческими  и инвестиционными банками директив  центрального банка по приоритетности  и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В течение кризисного  периода следует также проводить  рациональную государственную политику  защиты внутреннего рынка и  строгого контроля частной экспортной  деятельности. Все экспортные операции  должны осуществляться через  немногие крупные фирмы и синдикаты,  контролируемые государством и  выполняющие экспортные операции  на комиссионных налогах.

Перед правительством стоит  главный вопрос: или ликвидировать  инфляцию посредством радикальных  мер, или адаптироваться к ней.

Различные страны решают эту  дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных  мер (индексация доходов, контроль роста  цен и проч.). Итак, либо пассивная  адаптация к росту цен через  индексацию доходов населения, или  активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов.

Начнем с адаптационной  политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией  предпринимателей или с отдельным  предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60 % трудовых контрактов конкретно  и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа  инфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще  больше.

Государственное вмешательство  и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-это 90 млн. государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной “расторопности” правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.

Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее вариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика “стоп-вперед”, оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.

Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается, но долгосрочно и эта политика не приживается.

Уменьшение темпов инфляции путём параллельного применения различных мер для решения  противоречивых проблем может сделать  экономическое регулирование малоэффективным, может сопровождаться сокращением производства и падением жизненного уровня населения.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

3.1 Анализ динамики  показателей инфляции в 1990 – 2009 гг.

 

С началом формирования рыночных отношений инфляция стала неотъемлемой чертой российской денежной системы. Она  характеризуется тесным переплетением  инфляции издержек и спроса и сопровождается тяжёлыми социально–экономическими последствиями. Динамика среднегодового уровня инфляции России в условиях перехода к рыночным отношениям показано в таблице 3.

Таблица 3. Динамика среднего уровня инфляции в России

Год

Инфляция %

Год

Инфляция %

1990

5,3

2000

20,2

1991

92,6

2001

18,6

1993

884,2

2002

15,1

1994

215,0

2003

12,0

1995

131,3

2004

11,7

1996

21,9

2005

10,5

1997

11,0

2006

9,0

1998

84,4

2007

11,9

1999

36,5

2008

13,3


 

 

Таблица месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода (Приложение). Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.

В рассматриваемый период, стремление проводить жёсткую денежно- кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен. Россия впервые в мировой практике, причём в условиях продолжавшегося десятилетие экономического спада, искусственно сдерживала темпы инфляции, применяя дефляционную политику с невыплатами заработной платы, пенсий и пособий. Инфляция оказалась несбалансированной, и не только денежным феноменом. После либерализации цен их монопольное взвинчивание посредническими структурами, спекулятивными играми на понижение курса рубля, приватизация, перераспределившая собственность, не принёсшая реальной пользы, привели к обесценению денег. Не рост денежной массы вызвал инфляцию, а наоборот, денежная масса росла в результате взвинчивания цен, не успевая за растущим платёжеспособным спросом.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы  содействуют росту цен и нормы  прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Инфляция активизирует бегство  от денег к товарам, превращая  этот процесс в лавинообразный, обостряет  товарный голод, подрывает стимулы  к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной  системы, возрождает бартер

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Диапазон параметров для  проведения такой политики может  быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание  инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы  производства, создавать условия  для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен.

3.2 Особенности  современной антиинфляционной стратегии РФ.

С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально  – экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трёхлетний период, то есть до 2011 г.. Выделение трёхлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственно денежно – кредитной политики с учётом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трёхлетний период, прежде всего, закладывал возможности для повышения роли режима инфляционного таргетирования. Это позволяет выделить приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер её установления.

Информация о работе Инфляция: сущность, особенности и антиинфляционная политика