Инфляция: сущность, виды, масштабы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Инфляция представляет собой серьёзную макроэкономическую проблему, в принципе, как и безработица. Скорее всего, что инфляция как экономическое явление появилась, чуть ли не с возникновением денег, так как она напрямую связана с ними.

Содержание

Введение
Инфляция: сущность, виды
Понятие и сущность инфляции
Виды инфляции и типы
Измерение инфляции
Причины инфляции
Социально-экономические последствия инфляции
Масштабы инфляции в современной России
Антифляционная политика
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

эконо. теория курсовая Дударевой Л.Н..docx

— 57.76 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФИЛИАЛ  ФГУБОУ ВПО

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В ГОРОДЕ МОЖГЕ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

Тема: «Инфляция: сущность, виды, масштабы в современной  России» 
 
 

                                                                                                        Выполнил(а)  студент(ка)

                                                                                                         Л. Н. Дударева

                                                                                Гр. ФЗС(мж)-080502-32(К)

                                                                               Проверил(а): к.э.н., проф. 

                                                                                М. С. Ишманова 
 
 

Можга - 2011

План работы 

Введение

  1. Инфляция: сущность, виды
    1. Понятие и сущность инфляции
    2. Виды инфляции и типы
    3. Измерение инфляции
    4. Причины инфляции
    5. Социально-экономические последствия инфляции
  2. Масштабы инфляции в современной России
  3. Антифляционная политика

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Инфляция представляет собой серьёзную макроэкономическую проблему, в принципе, как и безработица. Скорее всего, что инфляция как экономическое явление появилась, чуть ли не с возникновением денег, так как она напрямую связана с ними.     

      Ее грозные симптомы зафиксированы  в хозяйствах рыночного типа. Не имеют иммунитета против  инфляции и те экономики, где  механизмы рынка разрушены административно-командной  системой. Чем более запущена  инфляционная болезнь, тем сложнее стоящая перед государством проблема, тем объемнее комплекс мер антиинфляционного регулирования.

    История содержит немало примеров, которые, казалось бы, свидетельствуют: у инфляции есть не только минусы, но и плюсы. Действительно, нередко бывает так, что открытая инфляция, порождая непрерывный рост цен, вызывает слепую реакцию рыночных механизмов, стимулирует оживление на товарных рынках, ведет к повышению деловой активности, расширению производства и занятости. Этому способствует и инфляционный прилив спроса на акции. В 60-е и в начале 70-х годов правительства многих развитых государств преднамеренно провоцировали подобного рода инфляционные бумы, используя их в качестве средства краткосрочного регулирования экономики.

    Однако  же, если иметь в виду долгосрочную перспективу, то, как доказано мировой  экономической наукой и подтверждено хозяйственной практикой, в эффектах этих ровным счетом ничего положительного. Более того, они даже не нейтральны, а наносят экономике немалый  урон. Крайне непродолжительные по времени действия, указанные бумы оборачиваются лишь обострением  инфляционного недуга и усложняют его течение. Они затягивают выздоровление, делают неизбежным применение радикальных и весьма болезненных в социальном отношении антиинфляционных мер, сопровождаются ростом безработицы, временным снижением уровня жизни и т.п.

    Но  дело не только в этом. Инфляционные бумы, тем более сознательно провоцируемые, деформируют механизмы рынка, снижают  эффективность экономики. Скажем, упомянутый раньше рост спроса на акции и соответственно повышение курса носят, в сущности, чисто спекулятивный характер. Они продиктованы стремлением владельцев сбережений найти своим деньгам мало-мальски безопасное применение, спастись от инфляции, а вовсе не изменениями потребностей, структурными сдвигами.

    Составление и реализация планов инфляционного  стимулирования экономики напоминают разве что "лечение" тяжелого заболевания наркотическими препаратами. Нисколько не затрагивая его корни, наркотик способен лишь создать видимость улучшения состояния здоровья. Ну а в будущем едва ли можно ожидать чего-либо иного, кроме снижения сопротивляемости организма, дальнейшего прогрессирования болезни.

        Именно поэтому мне интересна эта проблема. За все существование России произошло много инфляции. Народ поплатился многим. И мне хочется понять какие причины этому способствуют, какие виды инфляции существуют и какие меры необходимо принять по устранению инфляции или снижение её темпа.  
 
 
 
 
 

1 Инфляция: сущность, виды.

    1. Сущность инфляции

      Инфляция (от лат.influtio-вздутие) процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег. Одна из наиболее тяжелых и трудноизлечимых экономических болезней общества.                                                                           

      Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

      Под инфляцией понимается дисбаланс  спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

      Инфляцию  можно определить как непрерывный  общий рост цен. И в этом случае ключевыми словами при ее определении  будут следующие: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно; и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынке и это характерно для экономики в целом.

      Однако  не всякое повышение цен служит показателем  инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

      Существует  и несколько иной взгляд на природу  инфляции, что вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точки зрения, П. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.

      Бесспорно одно: падение покупательной способности  денег и повышение цен теснейшим  образом взаимосвязаны. Инфляция –  это снижение покупательной силы денег и, можно сказать, это повышение денежных цен на блага.

      Само явление инфляции достаточно сложно и многообразно по формам проявления. Поэтому существуют различные подходы к ее изучению. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Виды  и типы инфляции.

      Существует  множество видов и типов инфляции. В зависимости от способа ценообразования можно выделить два основных типа инфляции: открытую и подавленную. Открытая инфляция возникает в условиях рыночной экономики и проявляется в росте уровня цен. Подавленная инфляция характерна для экономики с административным типом ценообразования и выражается в дефицитах, очередях, спекуляции товарами.

      Известны  два вида открытой инфляции:

  1. Инфляция издержек -  сокращение совокупного предложения под влиянием роста средних издержек производства.
  2. Инфляция спроса – увеличение совокупного спроса при неизменности или отставания роста совокупного предложения.

     Другим  критерием вида инфляции выступает  темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

     - Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.               

     - Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и большими цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии.

     - Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

экономики.

      По  степени сбалансированности роста  цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.                                                       

         При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

      Несбалансированность инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

        С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

      Комбинация  сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

         Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается.

      Приведенное нами определение инфляции как процесса обесценивания денег и переполнения каналов обращения бумажными  деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние.

Информация о работе Инфляция: сущность, виды, масштабы в современной России