Инфляция: сущность, виды, масштабы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Инфляция представляет собой серьёзную макроэкономическую проблему, в принципе, как и безработица. Скорее всего, что инфляция как экономическое явление появилась, чуть ли не с возникновением денег, так как она напрямую связана с ними.

Содержание

Введение
Инфляция: сущность, виды
Понятие и сущность инфляции
Виды инфляции и типы
Измерение инфляции
Причины инфляции
Социально-экономические последствия инфляции
Масштабы инфляции в современной России
Антифляционная политика
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

эконо. теория курсовая Дударевой Л.Н..docx

— 57.76 Кб (Скачать документ)

      В 2009-2010 гг. инфляция снизилась на 4,5%. В России присутствовали все условия для сбора хорошего урожая, поэтому цены на продукты питания так сильно не росли, как в предыдущих годах.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы: воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от ее размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, в отдельных случаях она может только вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса дает толчок расширению производства. Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Она поражает его центральное звено - систему цен. Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция. По мере ее разворачивания государство теряет контроль за денежной эмиссией. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация всего национального хозяйства.

     Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.

     Особенностью  переживаемого сейчас страной кризиса  является то, что он долгое время  подавлялся централизованной системой директивного управления за счет экстенсивного  использования природных и трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения цен, эмиссионного финансирования и т.п.

     В нашей стране либерализация ценообразования  уже осуществляется в течение  последних 25 лет. Сначала освобождались  цены на продукцию машиностроения, затем на фрукты, овощи, картофель.

     Цены  – главный индикатор рыночной экономики. Когда они лихорадочно  растут, потребители и производители  постоянно ошибаются в выборе оптимальной цены, падает уверенность людей в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается экономическая активность предпринимателей, резко падает эффективность размещения экономических ресурсов. Бегством от дешевеющих денег в России было дачное строительство, покупка мебели, золота и т.п.

     Преобладание  государственных поставок обусловило у нас действие экономических отношений в хозяйственной сфере по законам классического монополизма. На предприятиях путем приписок, ухудшения качества продукции, вымывания дешевого ассортимента, а в оптовой и розничной торговле за счет порчи дешевых товаров и припрятывания дорогих создавался и воспроизводился искусственный дефицит. На него устанавливаются монопольно высокие цены, как теневого рынка, так и государственных каналов реализации.

     В промышленности положение усугубляется тем, что большинство предприятий вообще не работает на рынок, либо выпускает продукцию, выгодную в производстве, но не эффективную или даже ненужную для использования. Монополистические отношения характерны также для энергетики, транспорта, связи, строительной сферы обращения.

     Диагностирование  кризиса позволяет со стопроцентной  вероятностью прогнозировать сценарий его развития и выхода из него. И  наш опыт свидетельствуют о том, что из подобного кризиса нельзя выйти без радикального сокращения военных расходов и решительной конверсии, без составления бездефицитного бюджета. Конверсия нуждается в крупных инвестициях, как и сокращение армии требует значительных затрат на социальное обустройство бывших военнослужащих. В данной связи встает вопрос об источниках финансирования конверсии и военной реформы. Проблема решается при использовании для конверсии и трудоустройства военнослужащих свободных капиталов негосударственных организаций, а также зарубежных инвестиций. Таким образом, увязывание происходит в единое целое решение проблемы дефицита бюджета, инфляции, предпринимательства, инвестиций, конверсии и рынка.

     Инфляция - это своеобразный налог, которым  государство путем выпуска ничем  не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц. К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы.

     Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики, между промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.).

     Некоторое время денежная масса в нашей  стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственно, импорт, уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный.

     Отчасти это естественный процесс, сопровождающий возобновление экономического роста. На волне спада рост цен замедлился, однако российская экономика все равно остается высокоинфляционной.

     В российских условиях ускорение инфляции создает больше проблем, чем в  развитых странах. Там инфляция стала  бы фактором оживления производства, и даже последующее ужесточение денежной политики не превысило бы нескольких процентных пунктов. У нас инфляция приводит к повышению  процентных ставок: они сохраняются на двузначном уровне,  что серьезно тормозит экономический рост.

     Таким образом, отечественная инфляция –  как в  Советском Союзе, так  и в современной России – явление  преимущественно не монетарное, а  структурное. И если прежде производственная структура, воспроизводящая рост общего уровня цен, была перекошена в сторону ВПК,  то теперь она сориентирована на гипертрофированное развитие топливно-энергитического и сырьевого комплексов. 

     Есть  еще одна положительная сторона: процесс инфляции активизирует инвестиционную деятельность. Но выигрывают не все, поэтому  несмотря на это, все мы до сих пор  переживаем и ощущаем на себе последствия  инфляции. 
 
 
 
 
 

     3.Антиинфляционная политика государства.

      Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивания инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

      Управление  инфляцией предполагает использование  комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемых в странах Запада, отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенно хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста – после периода послевоенной стабилизации – удается удерживать в довольно узких пределах.

      Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической политики:

  1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии с темпом роста ВНП.
  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

      Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года – 1982 г.

      Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

      Конкретные  методы сдерживания инфляции, «дозировка»  и последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависит от поставки правильного диагноза. Поставить диагноз – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

      Инфляция  может носить монетарный или преимущественно  структурный характер, ее источниками  могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Практически же действует не одна, а комплекс причин и переплетающихся, взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным заболеванием должны носить комплексный характер, своевременно уточняться, корректироваться, максимально соответствовать конкретной ситуации.

      На  практике при борьбе с высокой  инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  1. В настоящее  время инфляция – один из самых  болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
  2. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не только следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производства предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый и практически неизбежный.
  3. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
  4. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Информация о работе Инфляция: сущность, виды, масштабы в современной России