Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:37, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция-явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях экономического организма: поражают производство, потребление и т.д.
1. Понятие, сущность инфляции 5
1.1 Понятие инфляции. 5
1.2 Причины инфляции. 6
1.3 Механизм инфляции 8
1.4 Инфляция спроса. 9
1.5 Инфляция предложения. 12
1.6 Стагфляция. 13
2. Виды инфляции. 15
2.1 Открытая инфляция. 15
2.2 Подавленная инфляция. 15
2.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция. 18
2.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция. 19
3. Социально-экономические последствия. 20
3.1 Жизненный уровень населения, безработица, кривая Филипса. 21
3.2 Антиинфляционная политика государства. 25
Выдержка из журнала "Экономический вестник МВД России" 28
Заключение. 30
Список используемой литературы. 32
Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.
Научный подход к
проблемам инфляции отличается от обыденного
мифологизированного трезвой
Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.
В странах с развитой
рыночной экономикой ползучая инфляция
рассматривается в качестве нормального
фактора экономического роста. Однако
галопирующая, а тем более, гиперинфляция
воспринимается как явление негативное,
поскольку несет в себе огромные
социально-экономические
Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.
Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к двум ее типам: во-первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.
Вернемся к модели AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение). Очевидно, что для начала инфляционных процессов достаточно, чтобы совокупный спрос превышал совокупное предложение. Такая ситуация возможна при следующих обстоятельствах:
а) резко возрастает совокупный спрос, а совокупное предложение не меняется;
б) совокупное предложение снижается при постоянном совокупном спросе;
в) расширение совокупного спроса превышает рост совокупного предложения.
Рассматривая причины инфляции, экономисты приводят различие между двумя ее видами – «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией издержек). В сущности это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (роста производственных издержек).
Инфляция
спроса возможна, если растет совокупный
спрос при постоянном совокупном
предложении, или же рост совокупного
спроса превышает расширение предложения
(рис. 1). Избыточный спрос приводит к
взлету цен. Суть инфляции спроса иногда
объясняют одной фразой: «слишком
большое количество денег охотятся
за слишком малым количеством
товаров». В условиях роста цен
создаются возможности для
рис. 1
Но соотношение
между совокупным спросом, с одной
стороны, и объемом производства,
занятостью и уровнем цен, с другой
стороны – гораздо сложнее.
Уровень цен
На первом отрезке кривой общие расходы (C + I + G + NX) до такой степени низки, что объем валового национального продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.
Предположим,
что совокупный спрос начал расти,
это приведет к росту производства,
снижению безработицы, уровень цен
будет очень медленно повышаться
(это объясняется тем, что существует
огромное количество незадействованных
трудовых и материальных ресурсов:
ведь вчерашние безработные не будут
сразу требовать повышения
По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.
Третий отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен.
Условия инфляции спроса:
P
E1
0
Допустим,
что экономика близка к полной
занятости и загруженности
В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.) (рис. 4).
рис. 4
Инфляция
предложения означает рост цен, спровоцированный
увеличением издержек производства
в условиях недоиспользования
Теория
инфляции, обусловленной ростом издержек,
объясняет рост цен такими факторами,
которые приводят к увеличению издержек
на единицу продукции. Повышение
издержек на единицу продукции сокращает
прибыль и объем продукции, которое
предприятия готовы предложить при
существующем уровне цен. В результате
уменьшается предложение
Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 5).
P
0
рис. 5
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.
Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.
Экономисты
по-разному объясняют причины
стагфляции. Одна точка зрения: существование
структурных несовершенств. В экономике
с хорошо отлаженным рыночным механизмом
рост цен на одни товары ведет к
снижению цен на другие товары, т.е.
должно соблюдаться рыночное равновесие,
а при отсутствии должного уровня
конкуренции наблюдается «
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.