Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание

Данная тема была выбрана в связи с тем, что в наше время, когда принципы гласности и доступности информации упрочили свое положение в обществе, казалось бы, широкие слои населения должны знать об инфляции достаточно глубоко. Но при всем обилии информации на эту тему, население знает о ней слишком поверхностно.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ. ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие инфляции. Ее сущность, виды и измерения ……………………...5
1.2 Кривая Филипса ……………………………………………………………..10
1.3 Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек………………………………...………………………………………..17
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ в россии
2.1 Источники инфляции в РФ………………………………………………….27
2.2 Концепция антиинфляционной политики………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………41

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВОЙ!.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

В отдельных случаях  аналогичным фактором инфляции издержек является определенная степень власти над ценой зарубежных фирм, приводящая к разновидности импортируемой инфляции через ценовые шоки. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров (как правило, при высокой доле импорта в совокупном предложении). Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен. Классическими примерами инфляции издержек, вызванной шоками цен на энергоносители, импортировавшиеся из стран ОПЕК, является энергетический кризис в США и Западной Европе 1973-74 гг. 
     Подобный эффект ценового шока, способного усилить инфляцию издержек, также может быть вызван резким обесценением курса отечественной валюты по отношению к иностранной в том случае, если высока доля им- порта в совокупном предложении, включая ресурсы и технологию. В этом случае удержать цены не смогут даже те отечественные производители, продукция которых не имеет импортной составляющей. Ведь все производители одновременно являются потребителями, и будут стараться сдерживать падение своего реального дохода через повышение цены выпуска. Например, в России такое поведение производителей вызвал резкий скачок курса доллара по отношению к рублю в августе 1998 года. Монополизм профсоюзов проявляется в области ценообразования на рынке труда. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения заработной платы, либо сокращают предложение квалифицированных профессий, что также толкает заработную плату вверх. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.  
    Инфляцию издержек может вызвать сдерживающая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика правительства, во-первых, при наличии лага запаздывания в принятии решений и, во-вторых, в случае взаимоисключаемости целей экономической политики. Так, если лаг принятия решений затянут, то сдерживающие инструменты, адекватные фазе бума, применяются к уже изменившейся ситуации, например, депрессии, требующей от правительства воздействия иного характера. В результате несвоевременное повышение налогов, импортных пошлин на сырье и промежуточную продукцию, ужесточение условий кредита и другие сдерживающие меры повысят издержки производства и могут привести к инфляции издержек.

     Рассмотрим случай взаимоисключаемости целей. Допустим, правительство ставит задачу стимулировать производителей неинфляционным способом и, в то же время, решить проблему бюджетного дефицита, также не вызывая инфляции. В таком случае правительство будет стараться не ухудшать условий кредита (не повышать процентных ставок), следовательно для покрытия бюджетного дефицита уже не подойдет ни рефинансирование, ни монетизация государственного долга. Что остается? Если поправлять бюджетную ситуацию повышением ставок налога, то это противоречит первой цели. Впрочем, любая из перечисленных мер в этом случае приведет к инфляции издержек или спроса.  
     Следует добавить, что не только экономическое (косвенное), но и административное регулирование экономики может придать импульс инфляции издержек. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действия и т. д. Все это увеличивает административные издержки, в частности, и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.  
     Рассмотрим графически воздействие инфляции издержек на реальное производство в краткосрочном и в долгосрочном плане (рис.5.4). Первоначальный объем производства составляет Y1 при уровне цен Р1. Под давлением профсоюзов возрастает заработная плата. Предприниматели, столкнувшись с ростом издержек, сокращают объем производства: кривая АS1, смещается влево до АS2. Мы видим, что в краткосрочном плане реальный объем производства Y1 сократился до Y2, а уровень цен повысился до Р2. Будет ли дальше развиваться инфляция издержек зависит от правительства. Если оно отважится допустить спад, то дальнейшее сокращение Y повлечет за собой падение заработной платы и уровня цен, Сократятся издержки и кривая АS2 сможет вернуться на уровень АS1 (рис.5.4 а ). Но, как правило, правительство выбирает популярные меры и, чтобы не допустить рецессии, стимулирует совокупный спрос посредством эмиссионной накачки. Графически расширение совокупного спроса выразится в сдвиге АD1 до АD2. В результате реальное производство вернется на прежний уровень Y1, но цены повысятся до уровня Р3.

                        Рис.5.4.а) Инфляция издержек и реальный объем производства 
     Соответственно последующие трудовые контракты будут заключаться уже по более высокой номинальной ставке заработной платы, что снова вызовет рост издержек, сокращение реального объема производства и дальнейшее повышение цен. Так раскручивается инфляционная спираль «заработная плата- цены». Однако долгосрочный уровень производства далеко не всегда будет полностью восстанавливаться. Графически (рис.5.4б) это выразится отклонением кривой долгосрочного предложения влево от уровня полной занятости до LRAS1, что говорит о снижении долгосрочного объема производства при одновременном росте цен.

                         Рис.5.4.б) Инфляция издержек и  реальный объем производства             
     Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса. Теоретически мы рассмотрели различия в факторах и механизмах раскручивания инфляции спроса и инфляции издержек. два альтернативных источника инфляции- монополизм государства, ведущий к чрезмерной эмиссии, а также монополизм фирм и профсоюзов в сущности, сводятся к одному: к неэффективности их деятельности.  
     Однако при хронически высокой инфляции невозможно определить, к какому типу она относится. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек переплетаются и усиливают друг друга.

     При гиперинфляции в гонке цен рост денежной массы и инфляционные ожидания превращаются в самостоятельные источники инфляции. В связи с этим в теории инфляции выделяются два направления монетарное и немонетарное толкование происхождения инфляции[12,с.96]  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ в россии

2.1 Источники инфляции в РФ

     Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая централизованное установление государственных  фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производился последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.

Реформа цен являлась одной из задач правительственной  программы 1991года, однако проводилась  реформа не совсем продуманно. Первоначально  ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля.  Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу.

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В  оборонной промышленности  либерализация  цен стала наиболее ощутимой, т. к. она лишила отрасль традиционно  привилегированного доступа к материальным ресурсам.

В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы  у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже  в начале реформы. Поскольку рост заработной платы при этом почти вдвое отставал о роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стала одной из главных причин сокращения производства.

Незадолго до начала экономических  реформ началось снижение объемов добычи в нефтегазовом секторе, который в значительной степени компенсировал неэффективность других секторов. Если в 1985 году добыча нефти составляла 542 миллиона тонн, то в 1991 году она упала на 15 процентов (до 462 миллионов тонн). В конце 1991 года произошел распад СССР, сопровождавшийся нарушением многих производственных связей. В течение нескольких последующих лет заключались межправительственные соглашения о взаимных поставках важнейших видов продукции, однако они охватывали лишь небольшую часть кооперации, развивавшейся в Советском Союзе безотносительно к республиканскому делению. Незадолго до того прекратил свою деятельность Совет экономической взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила значительная интеграция рынков социалистических стран. Перечисленные обстоятельства внесли дополнительный вклад в сокращение производства. Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов инфляции.

В административной системе  колоссальная дифференциация характеризовала и предприятия обрабатывающей промышленности. Так, рентабельность предприятий электротехнической промышленности СССР в середине 80-х годов охватывала диапазон 50-230%. Подобное положение достигалось за счет централизованного перераспределения финансовых ресурсов. В результате современное оборудование, наиболее качественный металл и лучшие кадры направлялись в военно-промышленный комплекс и тяжелую промышленность в ущерб легкой, пищевой, сельскому хозяйству. В плановом хозяйстве сосуществование предприятий и секторов с резко различающейся эффективностью обеспечивалось широкой системой «нерыночных» механизмов, включавшей цены, не учитывающие спрос и предложение, различные виды дотаций, поддержку «планово-убыточных» предприятий и т.д. В условиях перехода к рыночной экономике, предполагающей выравнивание цен, межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация эффективности производства оказывается мощным фактором, вынуждающим убыточные и низкоэффективные предприятия сохранять высокие темпы роста цен на свою продукцию (отраслевые цены формируются на уровне предельных издержек).

Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях  внутренних и мировых цен. Сложившиеся в рамках административной системы цены имели существенные перекосы: энергия и сырье были сравнительно дешевыми, а продукция обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими. В первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в мировых ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика «дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая отставание потребительского сектора.

Относящиеся к 1987 году оценки Госкомстата  РФ соотношений внутренних и внешнеторговых цен дают в целом сходную картину при сравнении и по кругу экспортируемых, и по кругу импортируемых товаров. При этом важны не абсолютные значения (обменный курс рубля весьма заметно отличался от его покупательной способности), а их различия по секторам.

Такая ситуация могла существовать прежде всего благодаря тому, что внешняя торговля была жестко централизована. Причем решения в очень небольшой степени учитывали экономическую эффективность, измеренную в действующих ценах: в расчетах с производителями применялся спектр специальных обменных курсов, дифференцированных по отраслям и по группам продукции. В итоге Советский Союз имел сравнительно низкую интегрированность в мировую экономику. Экспорт и импорт охватывали довольно узкий и неизменный круг продукции (поставки преимущественно нефти, газа, леса, военной техники и закупки зерна, оборудования, товаров легкой промышленности)[1,с.74].

"Открытие" экономики  в ходе экономических реформ, введение частичной конвертируемости рубля неизбежно должны были привести (и привели) к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источников инфляции. Переход к рыночному определению обменного курса привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал все внутренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уровня. Так, средняя цена нефти на российском рынке составила в 1992 году лишь 11 долларов за тонну, газа - 3 доллара за тысячу кубометров. Вследствие этого вся экономика испытывала инфляционное давление со стороны цен экспортируемых товаров.

Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл также происшедший за годы реформ глубокий спад производства. В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "открытием" экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.

Информация о работе Инфляция