Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание

Данная тема была выбрана в связи с тем, что в наше время, когда принципы гласности и доступности информации упрочили свое положение в обществе, казалось бы, широкие слои населения должны знать об инфляции достаточно глубоко. Но при всем обилии информации на эту тему, население знает о ней слишком поверхностно.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ. ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие инфляции. Ее сущность, виды и измерения ……………………...5
1.2 Кривая Филипса ……………………………………………………………..10
1.3 Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек………………………………...………………………………………..17
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ в россии
2.1 Источники инфляции в РФ………………………………………………….27
2.2 Концепция антиинфляционной политики………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………41

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВОЙ!.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют "фиксированные затраты". В частности, спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

Традиционное представление  об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.

     Двустороннюю связь между темпами инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показателей в 1995 и начале 1996 годов. Ослабление инфляции совпало по времени с периодом ослабления промышленного спада - можно предположить, что здесь имеется и некоторая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду. Рассмотрим сформировавшиеся в результате действия описанных факторов отраслевые пропорции.

Приведенные данные свидетельствуют, что соотношения цен существенно приблизились к соотношениям цен на мировых рынках. Обращает на себя внимание тот факт, что близкую зависимость имеют и индексы спада. Очевидно, эти показатели  менялись в тесной зависимости.

 Перераспределение добавленной стоимости, происходившее в рамках инфляции, определялось преимущественно "силой" сторон в переговорах о ценах поставок. Здесь играли роль следующие факторы:

    • Соотношение между внутренней и мировой ценой. Сырьевые отрасли, имеющие благоприятные соотношения этих цен, получили возможность экспортировать свою продукцию по ценам, значительно превышающим внутренние. Это не только усилило их переговорные позиции, но и привело к тому, что до недавнего времени они нередко вообще не были заинтересованы в сохранении покупателя на внутреннем рынке (какая бы цена ни была согласована, экспортные поставки все равно были выгоднее). Если сырьевые отрасли имели возможность вывозить свою продукцию, то производители потребительских товаров, наоборот, были вынуждены бороться (и не слишком успешно) с конкуренцией иностранных фирм на внутреннем рынке.
    • Монопольная структура российской экономики. Средний размер промышленного предприятия в нашей стране в 10 раз выше, чем в США. Если там средняя численность работающих на одном предприятии составляет 80 человек, то в России - 800. Заметим, что степень монополизации, грубо характеризуемая размерами предприятий, заметно различалась по отраслям: она была максимальной в отраслях тяжелой промышленности (где среднеотраслевая численность превышала 1,6 тысячи человек) и минимальной в отраслях потребительского сектора и сельском хозяйстве (0,6 тысячи человек и менее). Анализ средних размеров предприятий по отраслям делают вполне обоснованной гипотезу, что крупные размеры предприятий в отрасли - фактор, способствующий поддержанию высокого уровня относительных цен.

Отметим, что в индустриально развитых странах важнейшее нормализующее влияние на стабилизацию цен и формирование их структуры оказывают (особенно в последние десятилетия) ассоциации предприятий и крупные корпорации, связанные между собой долгосрочными соглашениями. Функции такой организационной системы во многом сходны с ролью, выполнявшейся в СССР аппаратом министерств и ведомств. В настоящее время процесс образования в России финансово - промышленных групп и крупных корпораций только начался. Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпораций - еще одна важная причина, затрудняющая формирование согласованной рациональной системы цен.

Данные о межотраслевых ценовых  пропорциях полностью объяснимы  приведенными факторами. Несколько выпадает на первый взгляд из общей тенденции лишь пищевая промышленность. Однако ее сравнительно высокий уровень цен может быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило, "локальными монополистами", что позволяет им диктовать цены производителям сельскохозяйственного сырья[3,с.125].

 

 

2.2 Концепция антиинфляционной политики

Высокая инфляция, переходящая  в гиперинфляцию, оборачивается  бедствием для всей экономики. В  долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выполнять их основные функции и разрушает банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?

Если полностью избавиться от инфляции нельзя в силу институциональных  причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег, монополизм профсоюзов и фирм), то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Стратегическая цель антиинфляционной политики -  привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане[6,с.65].

Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера  инфляции, т.е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

Очень высокая инфляция или гиперинфляция приобретает самоусиливающийся, инерционный характер: во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий p=p(pе) и, во-вторых, огромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы роста денежной массы. Любые меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посредством бюджетно-налоговой политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь, необходимо максимально ослабить источник ее инерционности - инфляционные ожидания.

Очень опасно сбивать  инфляционные ожидания введением ценовых  ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной системе вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или поздно фиксированные цены придется отпустить, и сжатая ценовая пружина выстрелит еще большей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения. Однако если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вводить жесткий и всеобъемлющий централизованный контроль, т.е. командно-административную систему. Поэтому в условиях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объем денежной массы. Сначала необходимо минимизировать темпы ее прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной массы в течение года. Такая политика называется таргетированием денежной массы. При этом необходимо учитывать скорость обращения денег, увеличение которой усиливает инфляцию. Как же ограничить рост денежной массы? Идеальный вариант - одновременно повысить норму обязательного резервирования, ограничить операции, ведущие к депозитарному расширению денежной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить причины дополнительной эмиссии: урегулировать структурный дефицит бюджета, сократив, прежде всего, непроизводительные расходы, прекратить индексацию доходов населения. Конечно же, такие меры непопулярны, поэтому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. Доверие выступает как своеобразный «ценовой якорь», сдерживающий раскручивание инфляционной спирали. В обстановке гиперинфляции это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.

Следующий шаг после  погашения гиперинфляции монетарными  методами - решение проблем реального  сектора. Необходимо заняться балансировкой  темпов роста производства, платежеспособного  спроса и темпов роста цен. Вариантом  такого балансирования является политика цен и заработной платы. Она заключается в ограничении движения цен ростом номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается к изменению производительности труда. Сторонники этой политики считают, что она, во-первых, устраняет инфляционные ожидания и, во-вторых, ограничивает монополизм фирм и профсоюзов. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Третий шаг - закрепление  достигнутых результатов в долгосрочном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда  и снижение издержек. Необходимо привести в соответствие структуру предложения со структурой спроса, а не только балансировать их объемы[9,с.86].

Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости  нужно стимулировать расширение потенциального ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе и т. д. Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе)[14,с.74].

Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства  от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно  и взвешенно. Нарушение алгоритма  антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.

Итак, основной принцип  борьбы с инфляцией - уничтожение  ее источников. Необходимо иметь в  виду, что временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо[10,с.137].

 

Заключение

В настоящее время  инфляция - один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и  экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся  снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Глазьев С., Грядет ли новый финансовый кризис в России? [текст]// Вопросы экономики. – 2004. -№6. – С.19-20.
  2. Голиченко О.Н., Деньги, инфляция, производство: моделирование в условия несовершенной конкуренции.[текст] - М., 2007. - 96 с.
  3. Илларионов А., Экономическая политика в открытой экономике со значительным сырьевым фактором[текст]// Вопросы экономики. – 2005. - №4. – С.12-14,20.
  4. Курс экономической теории: учебник[текст]/ Ред.коллегия: М.Н. Чепурин Е.А., Киселева., – 4-е изд., перераб. И доп. – Киров: «АСА», 2005 г. – 752 с.
  5. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и практики[текст]: /Рост.гос.эконом.акад. - Ростов н/Д.,2007. – 318 с.
  6. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика[текст]/Пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М,2008. – XXXIV, 974 с.
  7. Новая иллюстрированная энциклопедия[текст]. Кн.7. Жа-Ит: - М.: Большая Российская энциклопедия[текст], 2006. – 255 с.:ил.
  8. Олихов Е.Б., Оценка реформ в РФ[текст]// Вопросы экономики. – 2004. - №1;2.
  9. Пешехонов Ю.В., Особенности инфляционного развития экономики России[текст] // Финансы. - 2004. - N 3. - С.3-7. Второе издание.
  10. Проблемы антиинфляционной стратегии и политики в России[текст] // Деньги и кредит[текст]. - 2005. - N 1. - С.11-20.
  11. Райская Н.Н., Особенности измерения инфляции в переходной экономике[текст] / Н.Н.Райская, Л.В.Сергиенко, А.А.Френкель // ЭКО. - 2007. - N 9. - С.2-14.
  12. Рогова О., Инфляция или дестабилизация денежного обращения в России[текст] // Вопр. экономики. -2004. - N 12. - С.66-74.
  13. Рябикин В.И., Инфляция: оценка причин и следствий / В.И.Рябикин, В.П.Семенов [текст]// Финансы. - 2007. - N 6. - С.62-64.
  14. Шенаев В.И., К вопросу о преодолении инфляции в России [текст]// Деньги и кредит. - 2005. - N 11. - С.25-28.

Информация о работе Инфляция