Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание

Деньги - один из основных феноменов экономической жизни - выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды, выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи.

Работа состоит из  1 файл

Инфляция.docx

— 103.50 Кб (Скачать документ)

  В 2009 г. в целом уровень инфляции, по нашему прогнозу, будет ниже, чем  в 2008 г., - 9,9%. В 2010 г. инфляция снизится и  составит 9,4%. (Приложение 1)

    Инфляция  может быть сбалансированной, т.е. рост цен умеренный и одновременный  на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической  ситуации со стабильными ценами.                          Противоположным случаем является несбалансированная инфляция, которая  представляет собой различные темпы  роста на различные товары.                    Различают также ожидаемую и  неожидаемую инфляцию. В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны. Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается  на денежном обращении и системы  налогообложения. Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен - явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз уменьшается размер спроса, то начинается давление на цены в сторону их   снижения. Этот экономический эффект получил название эффекта Пигу.

    Однако  в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров  и услуг, что само по себе создает  трудности в экономике. Таким  образом, внезапный скачок цен может  спровоцировать дальнейшие  инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.     

    В экономической теории так же различают  формы инфляции по трем критериям:

    1) по способам возникновения; 

    2) по характеру протекания;

    3) по степени предсказуемости.

    По  первому критерию выделяют следующие  формы инфляции.

    - Административная (социальная) инфляция — инфляция, порождаемая административно устанавливаемыми и управляемыми ценами. Предположим, что в сбалансированной системе, где сумма цен всех товаров и услуг равна сумме обращающихся денег (с учетом скорости их оборота), государств во решит установить цены на отдельные товары социально низкими. Тогда образуется некоторый излишек денежной массы по отношению к величине товарной массы. Этот излишек сформирует дополнительный спрос на другие товары, вызовет соответствующий рост цен.

    Политика  социальных (доступных для малообеспеченных слоев населения) цен имеет свою историю и активно используется в современных условиях. Так, в  России в XVI в. при большом недороде хлеба царь Борис Годунов вводил в Москве казенную цену на хлеб — втрое выше прежней, но вшестеро ниже «естественно рыночной». Якобинское правительство Франции в XVIII в. установило «хлебный максимум» — верхнюю границу цены, превышать которую не мог никакой купец. Начиная знаменитую реформу 1948 г. в ФРГ, Л. Эрхард утвердил список «социально приемлемых цен», куда вошли самые нужные населению товары (к примеру, за мужские полуботинки обычного качества был назначен розничный «потолок» в 25,5 марки) . В 1919 г. Совнарком под руководством В. И. Ленина отверг предложение о свободной торговле продовольствием по «вольным ценам». В настоящее время в СанктПетербурге (как, впрочем, и в других российских городах) зафиксированы тарифы на проезд в городском транспорте с тем, чтобы эти услуги были доступны горожанам с умеренными доходами. Налог с продаж не включается в розничную цену массовых продовольственных товаров.

     - Импортируемая инфляция вызывается воздействием внешних факторов, например, чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен. Рост импортных цен «переключает» спрос на товары национального производства, что обусловливает их рост.

    Индуцированная  инфляция обусловлена действием  других экономических факторов. Например, скачок инфляции в России в январе 2002 г. на 3,1 процентов был вызван («индуцирован») скачком тарифов на платные услуги (абонентная плата за телефон выросла на 18 процентов, тарифы на жилищнокоммунальные услуги — на 8,8 процентов, тарифы на транспорт — на 6,6 процентов). При этом сказалось и снятие льгот по НДС при продаже лекарств и печатной продукции. (Всего за январь — апрель 2002 г. индекс потребительских цен вырос на 6,6 процентов.)

    - Кредитная инфляция вызывается увеличением масштабов предоставления кредитных ресурсов. Наибольшую инфляционную значимость имеют кредиты Центрального банка правительству. Между тем такая практика имела место в недавней российской истории. Так, в 1993 г. 59,3 процентов дефицита федерального бюджета Российской Федерации покрывалось за счет прямых кредитов Банка России Правительству, в 1994 г. — 79,5 процентов. Далее по степени инфляционных последствий идет предоставление кредитов Центральным банком страны коммерческим банкам.

    По  второму критерию следует выделять:

    - подавленную (скрытую) инфляцию, характерную для планового хозяйства и централизованного государственного ценообразования. Цены на официальном рынке могут оставаться стабильными, но возникает товарный дефицит, падает качество товаров и услуг, вынужденно растут денежные сбережения, поскольку ограничены возможности удовлетворений платежеспособного спроса. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров с официальных рынков и их переток на теневые, спекулятивны рынки, где цены растут;

    - открытую инфляцию, характерную для рыночной (смешанной) экономики, когда преобладает либеральное ценообразование, реализующееся через взаимодействие платежеспособного спроса и товарного предложения.

    Протекание  инфляции определяется степенью расхождения роста цен. С этой точки зрения теоретически можно различать сбалансированную инфляцию, когда цены различных товаров относительно друг друга остаются, неизменными, а при несбалансированной инфляции цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в непрогнозируемых пропорциях. Но сбалансированная инфляция — лишь формальное допущение, абстракция. В силу различной эластичности спроса по цене разных товаров с ростом денежной массы цены меняются всегда по-разному. Даже в условиях высоких темпов инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие — снижаться. Например, в США в 1970—1980х гг. при относительно высоком уровне инфляции цены на такие товары, как видеомагнитофоны и персональные компьютеры, фактически снижались.

    По  третьему критерию различают ожидаемую  инфляцию, темпы которой предсказываются  и прогнозируются заранее на основе анализа факторов текущего периода. Непредвиденная инфляция характеризуется  тем, что ее уровень оказывается  выше ожидаемого за определенный период.

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Механизмы открытой инфляции

    Открытая инфляция относится к разряду макроэкомических явлений, постольку она характеризуется увеличением народнохозяйственных индексов цен. В то же время в экономике любой развитой страны сплошь и рядом возникают ситуации, когда на отдельных товарных рынках наблюдается снижение цен(или по крайней мере замедление их роста).Почему такое происходит?

    Объяснение  только одно: открытая инфляция не разрушает  механизмы рынка. Они продолжают работать, посылают в экономику ценовые  сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют  расширение производства и предложение. А раз так, то борьба с инфляцией  становится делом пусть и сложным, но все же небезнадежным. Пока живы механизмы рынка, шансы на успех  антиинфляционного регулирования  еще не утрачены.

    Среди механизмов данной формы инфляции прежде всего выделяют то, что связан с деформацией психологии потребителей и производителей.

    Инфляция  вызывает глубокие, радикальные изменения  психологии потребителя. Сталкиваясь  с постоянным повышением цен, он постепенно свыкается с мыслью: товары и услуги никогда не подешевеют и весь вопрос в том, чтобы верно предугадать, как именно они подорожают. К таким прогнозам (адаптивным инфляционным ожиданиям) приспосабливаются, подстраиваются потребительские решения по поводу того, какую часть дохода тратить на текущее потребление, а какую сберегать. Ясно, что стараясь хотя бы сохранить свой жизненный уровень, потребитель будет наращивать текущий спрос в ущерб сбережениям. Именно это, кстати сказать, происходит в нашей экономике, где адаптивные ожидания стали одной из главных причин настоящей потребительской паранойи и безудержного нагнетания ажиотажного спроса, ведущим звеном инфляционного механизма.

    Производители и торговцы, рассчитывая на повышение  цен, начинают тормозить продажи, припрятывают товары, надеясь с течением времени  сбыть их дороже.

    В целом выходит, что адаптивные инфляционные ожидания способствуют формированию скверной комбинации медленного роста предложения  и быстрого увеличения спроса. Складывается механизм, который неумолимо тянет  цены вверх.

    В основе иного механизма открытой инфляции лежит взаимосвязь издержек и цен. Речь идет об инфляции затрат, которую с определенной степенью приближения можно назвать спиралью "зарплата - цены". Если, допустим, в экономике идет общее повышение цен, становится неизбежным падение реальных доходов занятых. Для того, чтобы по крайней мере сохранить неизменным их благосостояние, требуется увеличение денежных доходов. Но при таком повороте событий вырастают издержки производства, оказывая повышающее давление на цены. Удорожание товаров и услуг делает необходимым очередной пересмотр ставок заработной платы, и т.д. Раскручивается инфляционная спираль, причем с каждым новым витком остановить ее все труднее.

    Особенно  предрасположена к инфляции экономика, отличающаяся чрезмерным использованием наличных производственных ресурсов(в частности та, где удерживается полная занятость и почти отсутствует безработица).Действительно, допустим, что один из секторов такого хозяйства испытал импульс со стороны возросшего спроса. Нормальная реакция рынка должна, как известно, состоять в повышении цены, которое в свою очередь даст сигнал инвестициям. Предприниматели получают приток ресурсов или создадут их новую комбинацию, применив более совершенную технологию. Конечным результатом станет наращивание производства и продаж, снижение цены, установление очередного равновесия.

    Ну  а если производство не располагает  достаточными запасами мощностей и  резервами рабочей силы? Очевидно, что тогда его реакция на рост спроса и цены будет замедленной, эластичность предложения по цене останется низкой. И этом в лучшем случае, а в худшем такая реакция вообще не состоится. Но чем меньше пространство для гибкого маневра производства и слабее его динамика, тем дольше сохраняется неравновесие между спросом и предложением (инфляционный разрыв),тем устойчивее повышение цены. Подобное явление именуется инфляцией спроса: в экономике с полной занятостью и негибким производством любой скачок спроса оборачивается длительным ростом цен.

    Получается, что снижение безработицы за пределы  разумного (когда она становится меньше оптимального резерва, естественной нормы) должно вызвать ускорение инфляции. Именно это в действительности и происходит.

    Инфляция  спроса наблюдается и там, где  рыночные связи расстроены монополизмом и длительным господством административно-командного управления. Принимает она, правда, довольно своеобразные формы. Взять, к примеру ,отечественную экономику, в которой долгие годы поддерживалась неестественно низкая безработица. Это было достигнуто ценой сохранения изрядного количества нерентабельных предприятий и избыточных рабочих мест. Понадобились массированные вливания из государственного бюджета, обостряющие проблему дефицита, регулярные списания банковской задолженности, бесконечные подтягивания государственных закупочных цен к возрастающим издержкам производства и иные методы. Совершенно очевидно, что все это носит инфляционный характер.

    Сильные инфляционные эффекты могут быть вызваны неверными действиями государства  в сфере налогообложения. Имеются в виду прежде всего ставки налога на прибыль. Когда они становятся непомерно высокими, включаются механизмы торможения роста производства и продаж. Предприниматели, у которых отбирают в бюджет большую часть прибыли, сталкиваются с нарастающими трудностями при финансировании капиталовложений. Более того, ослабляется сама склонность к инвестированию. Все чаще возникают ситуации, когда ту часть прибыли, что осталась после уплаты налогов, выгоднее положить в банк в расчете на процент, нежели потратить на приобретение новой технологии, машин, оборудования и т.п.

Информация о работе Инфляция