Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 20:58, курсовая работа
Деньги - один из основных феноменов экономической жизни - выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды, выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи.
При
таком течении событий
С вероятностью неожиданного роста цен государству следует считаться и тогда, когда оно затевает крупномасштабную организационную перестройку своей деятельности. Бизнесмен не ждет ничего хорошего и правильно делает. Судя по мировой практике, у него есть все основания опасаться, что реорганизация выразится в посягательствах на часть прибыли, в новых инструкциях и непредвиденных финансовых санкциях, в изменении правил контроля, и т.д. Поскольку все это так или иначе ведет к росту издержек, размеры которого заранее предугадать нельзя, предприниматель идет на заблаговременное повышение цены, надеясь таким способом компенсировать будущие убытки. Это явление получило название инфляции ценовой накидки
Для
антиинфляционного
1)
Политика, направленная на сокращение
бюджетного дефицита, ограничение
кредитной экспансии,
2)
Политика регулирования цен и
доходов, имеющая целью
Как
свидетельствует опыт, остановить инфляцию
с помощью одних
Конкретные
методы сдерживания инфляции, «дозировка»
и последовательность применения привлекаемых
«для лечения лекарств» зависят
от постановки правильного «диагноза».
«Поставить диагноз» — значит определить
характер инфляции, выделить основные
и связанные с ними факторы, подстегивающие
раскручивание инфляционных процессов.
Каждая инфляция специфична и предполагает
применение таких рецептов, которые
соответствуют характеру и
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. Здесь следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.
Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается, бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.
Отмеченные здесь некоторые особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.
Преодолеть
инфляцию можно только перестроив хозяйственный
механизм, включив рыночные регуляторы.
Решение этой весьма непростой проблемы
предполагает достижение политической
стабильности и договоренности, согласия
и поддержки населением мер регулирования.
Без этого самые разумные (с
позиции экономической теории) рецепты
и рекомендации не способны дать желаемого
результата
Показатели измерения уровня инфляции
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
Индекс потребительских цен - один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.
Перечислим некоторые свойства этого индекса:
Индекс
потребительских цен
CPI=IL=∑
(Qo * Pt) /
∑ (Qo *
Po) * 100%
В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и т. п. Если изменить методику расчёта, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.
В США базовый период: 1982-84 = 100. Периодичность: Публикуется ежемесячно (обычно 15 числа в 8:30 по E.T.) Бюро статистики труда США и содержит данные за прошедший месяц. Примечание: Стержневой индекс потребительских цен, выявляющий тенденцию скрытой инфляции, рассчитывается без учета нестабильных цен на продукты питания и электроэнергию.
Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило используются несколько основных методов:
Индекс цен производителей —отражает динамику изменения цен, по которым продают свои товары национальные производители на оптовом уровне реализации. До 1978 года индикатор назывался индексом оптовых цен. В отчете представлены цены на продукцию всех стадий производства (цены на сырье, на продукцию незавершенного производства и цены на готовую продукцию), а также включены данные по другим секторам, отличным от промышленности (сельское хозяйство, сфера услуг). Цены на импортные товары в индикатор не входят, но оказывают влияние на него через цены импортируемого сырья и комплектующих.
PPI
- первый выходящий индикатор
инфляции. Он отражает изменения
оптовых цен на уровне
Индекс расходов на проживание — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заемного капитала и пр. Обычно цены на активы, растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
Дефлятор ВВП — Позволяет определить реальные изменения объёмов производства товаров и услуг в экономике. Основными свойствами считаются:
GDPdeflator
= ∑ (Qt *
Pt) / ∑
(Qt * Po) * 100%
GDPdeflator
= Nominal GDP / Real GDP * 100%
Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют называется формулировка закона единой цены для международных рынков - покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностранную валюту.
Под
паритетом покупательной
Теория паритета покупательной способности была сформулирована Густавом Касселем, а также представителями Саламанкской школы: Доминго де Сото, Педро де ла Гаска, Мартин де Аспилькуэта Наварро, Томас де Меркадо и Доминго де Баньес. В соответствии с данной теорией естественным значением курсов валют является значение, соответствующее паритету покупательной способности.
Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.
Пример: если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США — 2 доллара, то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России — расти, а курс доллара к рублю — также снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара — 20 рублей за доллар).
Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объемов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным).
Сопоставимый
уровень цен по странам мира в
2003 году. Уровень цен в экономике
США принят за базовый, поэтому для
страны 100. Как видно из рисунка, существует
некая зависимость между ВВП по ППС и сопоставимым
уровнем цен (чем больший ВВП по ППС, тем
выше сопоставимый уровень цен). Бермуды
имеют самый высокий уровень цен, 154, Поэтому,
товары, продаваемые на Бермудах, на 54
% дороже, чем в США. (рис 1)