Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции.

В моей работе будет рассмотрено понятие инфляции, ее причины и виды, антиинфляционная политика. Также, я детально рассмотрю последствия инфляции, как экономические, так и социальные.

Содержание

Введение

Понятие инфляции

Сущность инфляции

1.Марксистская теория

2. Кейнсианская теория инфляции

3. Монетаристская теория инфляции

4. Теория адаптивных ожиданий

Механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий

Причины инфляции

Виды инфляции

Антиинфляционные государственные меры

Методы борьбы с инфляцией

Последствия инфляции

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 55.18 Кб (Скачать документ)

Инфляция  является результатом нарушения  равновесия между спросом и предложением. Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Нарушение равновесие со стороны спроса - называется инфляцией  спроса. Другая ситуация создается, когда  растут издержки производства, т. е. поднимается  цена предложения, возникает инфляция предложения.

Инфляция  спроса

Инфляция  спроса порождается выпуском в обращение  дополнительной массы платежных  средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии  денег.

Инфляция  спроса упрощенно может быть представлена так:

Совокупный  спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства. Причем рост цен на последнее не поспевает  за ростом цен на конечный продукт.

Соответственно, какими бы причинами ни был вызван первоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы, определяемые фактическим объемом денежной массы. То есть, само по себе увеличение спроса порождает скорее угрозу инфляции, нежели саму инфляцию. Для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. в большинстве случаев - для  государства (Правительства и Центрального банка) это становится проблемой. Если государство увеличивает производство, с целью предотвратить грозящий его спад, то отсюда, собственно, и  начинается инфляция. В краткосрочном  периоде такая политика вызывает рост цен и увеличение реального  выпуска, в долгосрочном - только рост цен (инфляционная спираль). Если же государство  сдерживает рост денежной массы, то уже  в краткосрочном периоде происходит дезинфляция - сжимается спрос и  восстанавливается равновесие.

Инфляция  спроса вызывается следующими денежными  факторами:

- милитаризация  экономики и рост военных расходов.

- дефицит  государственного бюджета и рост  внутреннего долга.

- кредитная  экспансия банков.

- импортируемая  инфляция ( это эмиссия национальной  валюты сверх потребностей товарооборота  при покупке иностранной валюты  странами с активным платежным  балансом).

- чрезмерные  инвестиции в тяжелую промышленность (при этом с рынка постоянно  извлекаются элементы производительного  капитала, взамен которых в оборот  поступает дополнительный денежный  эквивалент).

Инфляция  издержек

В мировой  практике под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Предложение  при прежних ценах падает, что  и вызывает рост цен. При этом объем  производства, и занятость уменьшаются - признак недостаточного спроса. Для  инфляции издержек характерен рост всех компонентов производственных затрат (материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку  денежных ресурсов и др.) и затем  распространяется - в свою очередь, через повышение издержек - на конечный продукт.

В частности, повышение цен на нефтепродукты  в России в середине 1999 г. в конечном итоге было заложено в стоимость товаров и привело к росту издержек производства и соответственно к росту оптовых и розничных цен.

Если в  условиях инфляции издержек проводится политика смягчения ограничений  роста денежной массы (в целях  предотвращения спада производства), то с высокой вероятностью можно  ожидать раскручивание инфляционной спирали, т.е., аналогично инфляции спроса: в краткосрочном периоде - рост цен  и реального выпуска, в долгосрочном - только рост цен. Если же проводится политика жестких ограничений, то производство реагирует спадом, который в течение  некоторого времени сводит инфляцию на нет.

Однако, в  силу особенностей конкретных факторов роста издержек, пока будет проходить  дезинфляция, могут возрасти "трансакционные издержки" (если можно так выразиться) использования этих методов до политически  и социально неприемлемого уровня. Но, возможен и другой вариант: требуется  конкретный анализ.

Инфляция  издержек не является специфической  закономерностью переходного периода  от централизованно планируемой  экономики к нормальной рыночной системе. Вспышки инфляции издержек происходят при ряде структурных  сдвигов, снижающих чувствительность экономики к конечному потребительскому спросу и создающих условия, когда  система производства, кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.

Инфляция  издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования.

- снижение  роста производительности труда  и падение производства.

- возросшее  значение сферы услуг (оно характеризуется,  с одной стороны, более медленным  ростом производительности труда  по сравнению с отраслями материального  производства, а с другой - большим  удельным весом заработной платы  в общих издержках производства).

- возросшее  значение сферы услуг (более  медленный рост производительности  труда по сравнению с отраслями  материального производства, но  большой удельный вес заработной  платы в общих издержках производства).

- ускорение  прироста издержек и особенно  заработной платы на единицу  продукции (экономическая мощь  рабочего класса, активность профсоюзных  организаций не позволяют крупным  компаниям снизить рост заработной  платы до уровня замедленного  роста производительности труда,  в то же время в результате  монополистической практики ценообразования  крупным компаниям были компенсированы  потери за счет ускоренного  роста цен, т.е. была развернута  спираль «заработная плата - цены»).

 Административная инфляция

Административная  инфляция порождается волей государственных  органов, рыночных союзов и объединений, отдельных лиц и др. Такая инфляция проявляется во взвинчивании тарифов  на железнодорожные перевозки, платы  за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др. В России пока сохраняется  достаточно высокая степень монополизации  товарных рынков и, соответственно, самый  сильный ценовой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной  и промышленной продукции сохраняют  существование рынка продавца, а  не рынка покупателя как в большинстве  стран с развитой рыночной экономикой.

Поднимая  цены в ключевых отраслях, например, на нефтепродукты и другие энергоносители, административная инфляция стимулирует  инфляцию издержек.

Инфляция  спирали цен и зарплат

Инфляция  спирали цен и зарплат близка по характеру к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку  обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к  росту денежной массы и соответственно провоцирует рост цен на большинство  продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым, замыкая порочный круг.

 

 

 

 

Антиинфляционные  государственные меры

 Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те  методы,  которые  ведут  экономику к равновесию. К первоочередным   мерам относятся следующие:

          1. Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Это первейшее   условие  любых  реформаторских  усилий. Для налаживания   продовольственного  дела в стране следует оказать  государственную   финансовую  помощь  сельскохозяйственным  предприятиям  всех видов собственности и  провести мягкую реформу колхозов  и совхозов, исключающую возможность  даже временного падения сельскохозяйственного  производства:

          а) установление порядка выдачи  кредитов сельскохозяйственным  предприятиям под векселя с  погашением их за счет будущего  урожая,  государственная   поддержка   сельских  хозяйств,  работающих  на удовлетворение потребностей  рынка продовольствия;

          б) установление государственных  закупочных цен, а также цен  на  потребляемые  в  сельскохозяйственном  производстве ресурсы (в первую  очередь – электроэнергию и  энергоносители) на уровне, обеспечивающем  рентабельную работу товаропроизводителей  и создания  системы  контрактной   торговли промышленными товарами  в обмен на сельскохозяйственную  продукцию.

          2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики   становится невозможным. В этих  целях надо прежде всего восстановить  на банковских  счетах  предприятий   путем  индексирования утраченные  из-за резкого роста цен и  обесценивания рубля суммы амортизации  и собственных оборотных денежных  средств.

          3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между  предприятиями.  Хозяйственные связи предприятий  в рыночном режиме  наиболее  эффективны  в  основном  через   систему крупных оптовых  купцов-синдикатов.  Эти  структуры могут функционировать  в рамках      отдельных   регионов,   в   общероссийском  и  межгосударственном      масштабе.

          4. Взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных   условиях  хозяйствования  в   России  рост инфляции  и   крайне   трудно   поддающегося   контролю   налоговых  инспекций,   определить   основным   платежом   в  бюджет  налог  на  прибыль  или налог с продаж,  дифференцировав   его ставки в зависимости от  роста рентабельности   и   роста объемов производства,  что будет нацеливать   производителей  на рост массы, а не только  нормы прибыли.

          5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального  банка  по приоритетности  и   льготности  кредитования  регионов,  отраслей,  предприятий, соблюдения  нормативных сроков документооборота.

          6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

          а) создать систему стимулирования  развития мелкого бизнеса в   сфере  производства и услуг.   Ввести государственные кредиты  на аренду  производственных  помещений и лизинговый кредит  на аренду оборудования  (с   возможностью последовательного  выкупа), а также ввести  обязательное  страхование малых предприятий  на первые 3-5 лет деятельности, когда  риск разорения особенно значителен.

          б) создать условия для повсеместного  распространения      параллельно   с  существующей  системой  торговли  потребительских      кооперативов на предприятиях, в  учреждениях и по месту жительства      для закупки и реализации продовольственных  и промышленных товаров      членам  кооператива  (по  наличному   и  безналичному  расчету) по  бесприбыльным розничным ценам.  Такого рода кооперативное движение   широко   развито  во  многих  индустриальных  странах.  Без   него  немыслимо   представить   их  экономику.  Потребкооперация  будет  способствовать  нормализации  цен  и  вне кооперативного  сектора.  Собственно  говоря,  стихийно такие структуры уже  давно возникли,  необходимо  просто  легализовать  их  существование   и оказать им  необходимую государственную  поддержку.

          7.  В  течение  кризисного  периода  следует также проводить  рациональную  государственную политику  защиты внутреннего рынка и  строгого контроля частной экспортной  деятельности. Все экспортные операции  должны  осуществляться  через   немногие крупные фирмы и синдикаты,  контролируемые  государством и  выполняющие экспортные операции  на комиссионных налогах. 

 

 

 

 

Методы  борьбы с инфляцией

Правительство каждой страны, находящейся в экономическом  кризисе, должно в первую очередь  проводить  антиинфляционную  политику.  При этом крайне желательно, чтобы  правительство, одной рукой борясь с инфляцией (в том числе и  за счет простых граждан), другой рукой  не усугубляло ситуацию в экономике  своими непродуманными или даже своекорыстными эгоистичными действиями. Методы борьбы с инфляцией могут быть как  прямыми директивными, так и косвенными.

I. Косвенные методы.

          1. Регулирование общей массы денег  через управление ими  центральным  банком (регулируя собственно денежную  массу не следует забывать, что  государственные ценные бумаги  это тоже по сути деньги  – и те, и другие эмитируются  государством);

Информация о работе Инфляция