Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:30, курсовая работа
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
Введение
Глава I. Инфляция - многофакторный процесс в экономике.
1.1.Сущность, причины и показатели инфляции.
1.2. Способы измерения инфляции.
1.3. Социально-экономические последствия инфляции.
Глава II. Антиинфляционная политика государства.
2.1 Кейнсианские меры регулирования инфляционных процессов.
2.2 Монетаристские меры регулирования инфляционных процессов.
2.3 Особенности инфляции в России и направления борьбы с ней.
Заключение
Литература
Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма, поражается его центральное звено – система цен. Последние перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, в результате снижается эффективность размещения экономических ресурсов. Вследствие этого неоправданное движение инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.
Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции.
Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП, поскольку внедрение в производство новой техники обходиться всё дороже. Для предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоёмкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.
Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределённые перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.
Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.
Выше перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеет место и внешнее. Обесценение денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).
Инфляция создает так называемый баланс убытков и выигрышей.
Возможные убытки:
1.Работающие
по найму, где зарплата
2.Кредиторы,
предоставившие долго – и
3.Получатели
фиксированных платежей –
4.Лица, хранящие наличные деньги в “кубышках”.
Возможные выигрыши:
1.При возрастающей инфляции выгодно брать в долг;
2.Вложение в недвижимость, картины и т.д.;
3.У государства могут возникнуть известные “выгоды”, связанные с ростом налоговых поступлений от личных доходов;
4.Выгодно конвертировать отечественную валюту в иностранную.
Возникшие инфляционные явления имеют и негативные социальные последствия. Прежде всего, снижаются реальные доходы населения, а соответственно и уровень жизни, так как система образования доходов более инерционна, чем цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за её повышение. Если цены повысились, предположительно, в сентябре, то, начав борьбу за повышение зарплаты в октябре, результаты её можно получить в лучшем случае в ноябре. А это значит, что фактически 2-3 месяца население живёт в условиях снижения реальных доходов.
Так как инфляция – это процесс постоянный, то, начав, в октябре борьбу за увеличение зарплаты на 10 % в соответствии с ежемесячным темпом инфляции и получив это увеличение в ноябре, мы в таком случае не получим полную компенсацию, так как полученная прибавка к этому времени также обесценится. Поэтому, если государство берет на себя компенсацию затрат, то компенсация должна быть опережающая.
Второе негативное последствие для населения – обесценивание вкладов и сбережений. Для того чтобы огородить вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и её больше увеличат спрос, а возможность кредитования производства резко сократиться, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса.
И третье, что могут ощутить потребители, - это потеря части компенсационных доходов от увеличения налогов. Это происходит, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения доходов населения. В этом случае доходы увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и соответственно сумма дохода, поэтому из одной налоговой группы получатель дохода перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть полученного дохода уходит в виде налога, а реальные доходы уменьшаются. Для того чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать тот предельный доход, за которым начинается действие прогрессивных налоговых ставок.
Таким
образом, инфляция ведёт к перераспределению
национального дохода, является как бы
сверхналогом на население, что обусловливает
отставание темпов роста номинальной,
а также реальной заработной платы от
резко возрастающих цен на товары и услуги.
Ущерб от инфляции терпят все категории
наёмных работников, лица свободных профессий,
пенсионеры, рантье, доходы которых либо
уменьшаются, либо возрастают темпами
меньшими, чем темпы инфляции.
Глава II. Антиинфляционная политика государства.
Антиинфляционная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Основная цель заключается в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удерживать сравнительно невысокие темпы роста цен. При этом антиинфляционные методы должны воздействовать, с одной стороны, на устойчивое неравновесие рынков, а с другой на механизм инфляции. 6
Экономика России имеет переходный характер. 1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Спад производства в России в 1992-1996 годах почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923-1933 годов. В это время антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами: ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ; сокращение бюджетного дефицита путем секвестрования государственных расходов; сдерживание колебание курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции. Такая политика привела не к подавлению или сдерживанию инфляции издержек, а к острой нехватке платежных средств.
В период с 1996 года до конца августа 1998 года в России наблюдалось снижение темпа инфляции. Валютно-финансовый кризис, разразившийся вслед за другими странами в России в августе 1998 года, показал эфемерность официально объявленной финансовой стабилизации и победы над инфляцией. 7
Эволюция
рыночного мировоззрения
2.1 Кейнсианские меры регулирования инфляционных процессов.
Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг., английский экономист А. Филипс предложил в 1958 году кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы. При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5 - 3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.
Теоретическую базу под расчеты Филипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филипса, заменив ставки заработной платы темпами роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен. На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен.
Если
правительство рассматривает
Практика показывает, что кривая Филипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.
Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования спроса. Стремление правительства снизить уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у населения удается создать так называемые “ложные ожидания”. К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают предложения труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филипса, наблюдается рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы.
Однако как только люди начинают замечать, что реальная заработная плата все уменьшается (в отличие от номинальной) то никто больше не будет увеличивать предложения труда. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60-е гг. американский экономист М. Фридман, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем “накачивания” спроса инфляционными мероприятиями. Таким образом, когда население преодолеет свои ложные ожидания, тогда инфляция будет сопровождаться уменьшением предложения труда, т.е. растущей безработицей.
Считается также, что кривая Филипса применима лишь для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.
Кейнсианская позиция, концентрирующаяся вокруг проблемы совокупных расходов, как главного фактора определяющего национальное производство и занятость, берет за основу кривую Филипса (жесткая зависимость между инфляцией и безработицей). Эта модель, как отмечалось выше, показывает, что в экономике может возникнуть либо инфляция, либо безработица, но одновременно они появиться не могут. Однако, руководствуясь событиями 70-80х в США и настоящими, протекающими в России, когда наблюдался параллельный рост цен и уровень безработицы, мы можем поставить под сомнение правильность кейнсианских выводов. Назрела объективная причина для пересмотра теории, и кейнсианцы объяснили эти процессы серией шоков предложения, или ценовых шоков, сдвинувших кривую Филипса вправо вверх.
Несмотря на такую доработку, приведшую теорию в соответствие с фактами, одновременный рост инфляции и безработицы в течение нескольких лет экономического подъема 1983-1988 годов заставил многих задуматься о существовании между инфляцией и безработицей явной обратной связи.
2.2 Монетаристские меры регулирования инфляционных процессов.
Проблема инфляции занимает одно из центральных мест и в монетаристской литературе, где причинная зависимость между изменением количества денег и уровня цен рассматривается как основная экономическая закономерности. Монетаристы во главе с М. Фридманом обратили внимание и на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию - освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие.
Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.) и вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и средний бизнес. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становиться недопустимым для малоэффективного производства, на рынок выходят сильные производители, которые поощряются более низкой ставкой налога.
Несмотря
на жесткость и сильный
Практика показала, что без задействования немонетаристских инструментов экономического регулирования (таких как фиксация валютного курса, деиндексация контрактов, административные ограничения отдельных видов цен, политика доходов и т.д.), результаты монетаристской политики оказываются низкими: резкий экономический спад, высокая безработица, падение уровня жизни населения.