Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:30, курсовая работа

Описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

Содержание

Введение
Глава I. Инфляция - многофакторный процесс в экономике.
1.1.Сущность, причины и показатели инфляции.
1.2. Способы измерения инфляции.
1.3. Социально-экономические последствия инфляции.
Глава II. Антиинфляционная политика государства.
2.1 Кейнсианские меры регулирования инфляционных процессов.
2.2 Монетаристские меры регулирования инфляционных процессов.
2.3 Особенности инфляции в России и направления борьбы с ней.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

    Если  существуют объективные причины  возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком уровне. 8

    2.3 Особенности инфляции  в России и направления  борьбы с ней.

    Признано, что в России кроме ряда традиционных механизмов инфляции существует целый  ряд специфических источников. В России инфляция сочеталась одновременно со спадом производства, т.е. происходила стагфляция. Главная причина Российской инфляции - диспропорции в процессе общественного воспроизводства. Следствие инфляции - нарушение закона денежного обращения. Основной формой проявления инфляции стал рост цен и обесценение денег. Она зависит от отраслевых диспропорций, недоразвитости социальных параметров, недостаточности распространения рыночных структур, т.е. товарно-денежных, рыночных отношений во всех сферах хозяйства и отдельных секторах.

    Так в чем же конкретные причины инфляции в России? Специалисты выделяют несколько  причин. В стране, характеризующейся  высокой степенью естественных монополий, на высокий уровень инфляции влияют формируемые ими цены. Поднимая тарифы на железнодорожные перевозки, плату за коммунальные и почтовые услуги, ведомства-монополисты создают и используют такой механизм цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. То есть на плечи населения перекладываются затраты нефтяников, газовиков и др. на строительство офисов, проведение отпусков, обучение детей в престижных зарубежных вузах, высокие оклады менеджеров.

    Другой  составляющей инфляции является повышение  уровня заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсий, что приводит к росту денежной массы и провоцирует рост цен на продовольственные и промышленные товары. А рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы и пенсий. Это делалось в 1992-1996гг., и в 1999-2001 гг.

    Специфической для России причиной инфляции следует  считать жесткую привязку рубля к доллару и свободное хождение доллара в стране. Ведь государству при проводимой экономической политике выгодно сохранять "слабый" по отношению к доллару рубль, что позволяет при тех же объемах экспорта обеспечивать большие внутренние выплаты. В то же время, ориентация производителей на стоимость импортной продукции вызывает рост индекса розничных цен.  
Инфляционные процессы, в которые оказалось вовлеченным все население страны, сформировали определенную психологию "человека, ожидающего худшего". Идет закупка и заготовление "про запас". В зависимости от уровня доходов и сбережений закупаются мешки муки и сахара, наличные доллары, строятся коттеджи, выводятся за границу миллиарды долларов. То есть само население становится источником инфляции.

    Немалую роль в инфляционных процессах сыграло  руководство страны, которое все  годы реформ проводило девальвационно-инфляционную политику. В результате обесценивание рубля имело катастрофические последствия для отечественной экономики и основной массы населения.

    В условиях планово-централизованной экономики  в СССР господствовала ошибочная концепция о неприменимости к ней понятия "инфляция" и о неуклонном повышении покупательной способности рубля.

    Догматическое отрицание инфляции при социализме диктовало профессиональные позиции, нормативные установки, позволявшие то, что на Западе обычно запрещено (жизнь не по средствам, покрытие дефицита госбюджета за счет кредитов центрального банка, неэффективные капиталовложения и т.д.). И запрещавшие то, что во всем мире практикуется (эластичная переориентация экономики ценообразования в зависимости от спроса и предложения, сочетание государственного и рыночного регулирования экономики). Волюнтаристски раздвинув объективные границы дефицитного финансирования, кредитной экспансии, денежной эмиссии при ориентации преимущественно на производство средств производства и военно-промышленный комплекс, экономическая политика административно-командной системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.9

    Когда начался переход России к рыночной экономике, предприятия получили беспрецедентные экономические свободы по законам о либерализации внешнеэкономических связей, об отмене директивного планирования о коммерциализации банков, об акционерных обществах и т.д. Поскольку экономические свободы предоставлялись без создания адекватных эффективному рынку институтов регулирования, они привели к расширению инфляционных явлений. Прежде всего, инфляцию провоцировали: 
- спекуляции на рынке ресурсов, получаемых по фиксированным ценам и реализуемых по свободным ценам; 
- проедание накоплений путем расходования прибыли и амортизации на непроизводственные нужды; 
- деградация кредитно-денежной системы в результате перевода безналичного оборота в наличный.

    Для борьбы с инфляцией правительство  избрало либерализацию цен и  сокращение денежной массы. Предположение о том, что при ликвидации фиксированных цен "невидимая рука" установит равновесные цены, которые не будут затем расти, оправдалась с точностью до наоборот. После того, как ценообразование освободилось от "якоря" фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.

    Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила процесс ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота. 
Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое "денежное правило" М. Фридмана гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать ее.

    Одной из причин ориентации антиинфляционной политики на сжатие денежного спроса стало возведение в ранг официальной догмы монетаристской концепции инфляции, которая концентрирует внимание на изменениях денежной массы в обращении. В итоге антиинфляционная политика России определялась в основном характеристиками денежной массы без учета немонетарных факторов инфляции. Монетаристские рекомендации не учитывают ее многофакторность и подрывают основы национальной экономики России.

    Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечение экономической безопасности страны и народа. Стратегия подъема национальной экономики включает помимо общеэкономических мер и завершения начатых реформ в целях формирования рыночных отношений целевую ориентацию экономической политики на стабилизацию, а затем подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля. 
Первоочередной антиинфляционной мерой является оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах.

    Ключевое  место в антиинфляционной политики занимает оздоровление и реформа  бюджетов всех уровней и эффективный  контроль за их исполнением. Финансово-экономический кризис 1998 г. высветил необходимость ускорения реформы бюджетной сферы. Решение бюджетных проблем за счет наращивания государственного внутреннего и внешнего долга усилило зависимость российской экономики от внешних факторов - конъюнктуры мировых рынков, состояния переговоров с международными финансовыми институтами.

    В антиинфляционной политике важное место  принадлежит регулированию скорости обращения денег, т.к. ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях. 
Важным направлением антиинфляционной политики как основной части стратегии подъема национальной экономики является санация и реструктуризация банковской системы.

    Для противодействия инфляции необходимо активнее использовать потенциал расширения кредитования национальной экономики в целях ее возрождения и увеличения товарного обеспечения рубля. Не менее важно формировать новый тип банка, более устойчивого к кризисным потрясениям и создавать банковские холдинги, банковские группы, транснациональные банки с участием банковского капитала России, других стран СНГ, иностранных банков. Также важно поддерживать российские банки за рубежом. В условиях несовершенной конкуренции в России, значительной доли импортных товаров на потребительском рынке и однозначной зависимости динамики потребительских цен от снижения курса рубля к доллару рыночное регулирование цен не эффективно. Даже при повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.

    Состояние фондового рынка влияет на инфляционный процесс. Российский рынок ценных бумаг бурно развивался и по количественным показателям приближался к статусу развитого рынка.

    Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности для покрытия бюджетного дефицита, но в мировой практике принято его регулировать.

    Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, дефицит бюджета  в 2009 году может составить 6,9%, если снижение доходов не будет замещено. Основные доходы бюджеты придутся на нефтяную отрасль. Кроме того, принят большой пакет антикризисных мер, включающий снижение налогов, экспортных пошлин на нефть, увеличение амортизационных отчислений. Общий объем снижения налогов в 2009 году может составить от 900 млрд рублей до 1 трлн рублей. Правительство планирует и дальше поддерживать различные отрасли экономики, в их числе промышленность, малый бизнес, оборонпром сообщил вице-премьер.

    По его словам, в 2009 году существуют риски более высокой инфляции, чем 13%, а темпы роста ВВП России будут находиться около нулевой отметки.

    Как считает Алексей Кудрин, надо быть готовыми к продолжению снижения роста экономики и к консервативной налоговой и бюджетной политике. Однако правительство обеспечит выполнение основных программ, которые связаны с социальной защитой населения. По последним прогнозам, мировая экономика будет расти самыми низкими темпами со времен Второй Мировой войны. Снижение темпов роста ВВП США ожидается более чем на 2%, Еврозоны - на 1-2%, Китая - на 6%. Соответственно, в России темпы экономического роста будут около нулевой отметки.

    В РФ в 2009 году будут приняты дополнительные меры по поддержке региональных бюджетов, общий объем которых превысит 300 млрд рублей. В текущем году субъекты РФ будут испытывать недостаток в средствах, который, по оценкам Минфина, составит 400 млрд рублей. Уже принят ряд налоговых решений, направленных на поддержку регионов, в частности, в региональные бюджеты передано 100% сбора акцизов на горюче-смазочные материалы, а также 0,5% налога на прибыль, напомнил Алексей Кудрин.

    Ранее он заявил, что в условиях глобального финансово-экономического кризиса Россия неизбежно столкнется с дефицитом бюджета, темпы экономического роста страны в 2009 году могут замедлиться до уровня 0-2%, инфляция ожидается на уровне 13%.

    Согласно  недавним материалам Минфина, на финансирование дефицита федерального бюджета России в 2009 году будет выделено бюджетных ассигнований на сумму 350 млрд 440 млн 371,6 тыс. рублей. А Алексей Кудрин сообщал, что российский бюджет в 2009 году, скорее всего, будет сведен с дефицитом в 1,5-2,5 трлн рублей.

    Минфин  подсчитал, что набор мер, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса в России, обойдется федеральному бюджету в 2,045-2,145 трлн рублей, что соответствует $61,2-$64,2 млрд или 5,2-5,4% ВВП. 

    По  данным Росстата, инфляция в России в 2008 году составила 13,3%. С 1 по 12 января 2009 года инфляция составила 0,8%, против 1,4% за аналогичный период прошлого года. В январе 2009 года Росстат прогнозирует инфляцию на уровне 2,4%.По мнению аналитиков, показатель в 2009 году будет находиться в коридоре 10-12%. Эксперты отмечают, что сейчас происходит замедление роста экономики, многие предприятия вынуждены сокращать рабочие места, поэтому инфляция замедляется.  

    По  прогнозам Минэкономразвития, инфляция в текущем году достигнет 13%, а  ВВП сократится на 0,2%. Таким образом, номинальный ВВП в 2009 году должен остаться приблизительно на том же уровне, что предполагал предыдущий прогноз. Согласно ему, ВВП должен был увеличиться более чем на 6%, а инфляция ожидалась на отметке несколько ниже 8%. 

    Это означает, что показатели расходов бюджета – как в номинальном  выражении, так и в отношении к ВВП – не будут сильно отличаться от прежних цифр, что ощутимо облегчит жизнь Минфину при пересмотре бюджета. 

Информация о работе Инфляция