Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2011 в 23:49, реферат

Описание

Целью работы является изучение рыночной инфраструктуры

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Основная часть:
§1. Понятие рыночной инфраструктуры…………………….4
§2. Основные элементы рыночной инфраструктуры….……..9
Заключение…………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………….....28

Работа состоит из  1 файл

Инфраструкту́ра.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………….3 

Основная часть:

§1. Понятие рыночной инфраструктуры…………………….4 

§2. Основные элементы рыночной инфраструктуры….……..9

Заключение…………………………………………………...25

Список использованной литературы…………………….....28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность  темы исследования. В условиях реформирования экономики возникает проблема построения новой инфраструктуры, способной обеспечить непрерывность воспроизводственного процесса в условиях рыночного хозяйства. Реформирование экономической системы в Российской Федерации требует от современного общества тщательного исследования различных аспектов данного процесса. Любое изучение основ рынка неизбежно ставит перед субъектом познания вопрос о формировании рыночной инфраструктуры, так как эффективность рыночного хозяйствования в значительной степени зависит от состояния общих структурных элементов процесса общественного производства. Инфраструктура представляет собой важнейший компонент любой целостной экономической системы. Современная рыночная система достигла такой ступени своего развития, когда создание адекватной ей инфраструктуры требует осуществления мер, охватывающих весь воспроизводственный процесс. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктуры требует комплексного подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях реформирования экономики России.

Целью работы является изучение рыночной инфраструктуры.

Объектом исследования выбрана рыночная инфраструктура.

Предметом исследования является изучение механизма функционирования рыночной инфраструктуры.

Для реализации цели, следует решить следующие задачи:

1. Сформулировать понятие и сущность рыночной инфраструктуры.

2. Рассмотреть и понять структуру основных элементов рыночной инфраструктуры

3. Проанализировать  тенденции дальнейшего развития инфраструктуры в России. 

Основная часть 

§ 1. Понятие рыночной инфраструктуры.

Для систематичного раскрытия темы, необходимо комплексно рассмотреть все понятия, способствующие глубокому пониманию объекта исследования, поэтому необходимо ответить на вопрос: «А что же такое инфраструктура?»

  Инфраструктура - комплекс отраслей национальной экономики, обеспечивающий общие условия функционирования экономики: дороги, связь, транспорт, образование и т. п.

Термин заимствован  из военной лексики, где означает комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих развертывание, комплектование и поддержку  боеготовности вооружённых сил.

       В начале своего развития до  наступления машинного способа  производства, инфраструктура не  выделялась в особенную функцию.  В общей неразвитости производства  удельный вес инфраструктуры  был незначителен. В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

       Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

       Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуры. В производственную инфраструктуру входят отрасли, обслуживающие сельскохозяйственное производство, в социальную - отрасли, обеспечивающие нормальную трудовую деятельность работников и способствующие воспроизводству рабочей силы.

       При становлении любого типа  экономики главенствующую роль  выделяют производству, которые  является основой для развития  общества, поэтому первоначальным  определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

       Функциональной спецификой производственной  инфраструктуры является:

       ·Затрачиваемый труд в отраслях  производственной инфраструктуры  является производительным, он увеличивает  стоимость национального дохода.

       ·В отраслях инфраструктуры создается  продукт в новой материально-вещественной  форме.

       ·Невозможно резервировать или  складировать продукцию отраслей  инфраструктуры, т.к. она проявляется  в форме процесса перемещения,  хранения, передачи информации.

       ·Нельзя характеризовать производственную  инфраструктуру как вспомогательную  и тем более второстепенную  сферу.

       Функционирование инфраструктуры  носит двойной характер: с одной  стороны - обслуживание материального  производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

       Социальная инфраструктура - совокупность  объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию  населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения. Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

       Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере (транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

       Функции социальной инфраструктуры:

       1. Воспитание подрастающего поколения,  получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование)

       2. Увеличение продолжительности  периода работоспособности (здравоохранение).

       3. Предотвращение снижения производительности  труда в течение рабочего дня  (общественное питание, пассажирский  транспорт).

       4. Обеспечение условий для отдыха  работников, повышение их культурного  уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Отрасли социальной инфраструктуры не участвуют непосредственно  в создании конечной продукции, но они  обеспечивают предпосылки для нормального  развития производственного процесса.

       Новым видом инфраструктуры является  рыночная инфраструктура. Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение.

Научно сущность инфраструктуры подразделяют на три  большие ветви: 
 

 

Рассмотрим подробнее  рыночную инфраструктуру.

   Прежде чем давать определение рыночной инфраструктуре, необходимо иметь представление о таком важном экономическом понятии, как рынок.

   Под современным  рынком понимают любую систему,  дающую возможность покупателям  и продавцам совершать свободную  куплю-продажу товаров. Рыночная  структура может выступать в  различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продам-куплю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам.

Основные  виды рынков 

 
       с точки зрения соответствия действующему законодательству 
по экономическому назначению объектов рыночных отношений по пространственному  признаку
 
 
       - легальный рынок 
       - теневой рынок
 
        
       - потребительский

         рынок 
       - рынок капиталов 
       - рынок рабочей силы 
       - рынок информации 
       - финансовый рынок 
       - валютный рынок и др. 
       

 
       - местный рынок 
       - национальный рынок 
       - международный

          региональный рынок 
       - мировой рынок

 

    Чтобы  подойти к определению именно  рыночной инфраструктуры, необходимо  исходить из понятия инфраструктуры  как таковой. Впервые термин  «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматривалась в 70-е годы.

   Итак, рыночная  инфраструктура – это совокупность  элементов, обеспечивающих бесперебойное  многоуровневое функционирование  хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков. В данном определении речь идет о многоуровневом функционировании рыночной инфраструктуры, то есть о макро- и микроуровнях.

§2. Основные элементы рыночной инфраструктуры       

  Банковская  система  

       Необходимость кредитных отношений  в рыночной экономике общеизвестны. С одной стороны, у отдельных  фирм, частных лиц и прочих  участников рыночных отношений  возникает временно свободные  денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.п., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент.

       Возникает противоречие, вполне  разрешимое с помощью особой  инфраструктуры рыночного хозяйства  – кредитной системы.

        Кредитная система государства.  Кредитная система – это совокупность  кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

       Кредитная система государства  складывается из банковской системы  и совокупности так называемых  небанковских банков, то есть  не банковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

Информация о работе Инфраструктура рынка