Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа
Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА……………………………………...…….5
Понятие и сущность рыночной экономики…..…………….....6
Функции рыночной экономики…………………..…………….9
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………...12
Биржи……………………………………...……………………...14
Товарная биржа………………………………………………..15
Валютная биржа……………………………………………….17
Фондовая биржа……………………………………………….18
Биржа труда………………………………………………...….19
Банки…………...………………………………………………....20
Центральный банк…………………………………………..…21
Коммерческие банки…………………………………………..21
Посреднические структуры………………….………………...25
Страховые компании………….………………………………..28
Транспорт…………………...……………………………....……29
Рекламные агентства…………..……………………...……...…29
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ……………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
Структура банковских ресурсов отдельных коммерческих банков зависит от степени их специализации или, наоборот, универсализации, особенностей их деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов и др. К основным типа коммерческих банков относятся:
1) Инвестиционные банки
Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительной деятельностью, проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг и на этом получают доход. Они не имеют право принимать депозиты, поэтому привлекают деньги путем продаж собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для кредитования различных отраслей хозяйства.
2) Сберегательные банки
Сберегательные банки - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
3) Ипотечные банки
Ипотечные банки – учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.
4) Депозитные банки
Основная деятельность депозитных банков связана с приемом депозитов и выдачи краткосрочных кредитов
5) Банки потребительского кредита
Банки потребительского кредита – тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.
К основным операциям банка относятся:
1. Активные операции. Они носят характер предоставления различного рода кредитов, т.е. размещения денежных средств
2. Пассивные операции. Они сводятся в основном к привлечению вкладов
3. Забалансовые операции. Их можно сгруппировать следующим образом:
- первую группу составляют: традиционные, финансовые и биржевые услуги (управление пакетами акций, консультации, помощь в слияниях и т.д.)
- ко второй группе относятся услуги, которые можно назвать гарантийным бизнесом. В данном случае речь идет о посредничестве банков, т.е. банки выступают в качестве гарантов, и о непосредственном участии в операциях. Среди указанных операции следует назвать следующие операции:
Фьючерсные операции – это купля-продажа условий будущих контрактов с фиксированием их сроков
Опцион – это операция, дающая право на совершение будущей сделки
Операция
НИФ – это среднесрочный договор между
банком и эмитентом ценных бумаг о том,
что в случае трудностей с реализацией
этих ценных бумаг банк берет на себя обязательства
по их покупке или предоставления равноценного
кредита
2.3. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ СТУКТУРЫ
На современном товарном рынке присутствует большое разнообразие посреднических предприятий агентов и брокеров. Обслуживая оптовые сделки, собственниками товаров они не становятся. Их услуги оплачиваются покупателями на основе согласованных с ними процентов, зависящих от сложности совершаемых торговых операций. Многие агентские и брокерские фирмы отличаются специализацией на осуществление информационно-контактных функций.
На российском рынке выделяются такие основные группы посредников, как промышленные, сбытовые и торговые агенты.
Промышленные агенты, как правило, заменяют собой собственный сбытовой аппарат компании, но в отличие от торговых служащих этой промышленной компании получают не заработную плату, а комиссионное вознаграждение. Промышленные агенты почти всегда не имеют складского хозяйства, трудятся в агентских конторах, и только в отдельных случаях могут функционировать в роли консигнатора, принимающего на себя обязательства исполнять поручения организации консигнационной торговли со складов, находящихся за рубежом, от своего имени, но за счет консигнанта - юридического или физического лица, дающего поручение на организацию совершения торговых сделок со складов за рубежом. В функции консигнатора входят: подготовка помещений для организации торговли, наем персонала, рекламная деятельность и организация торговли в целом. На нем лежит также ответственность за сохранность товара на консигнационном складе и страхование его. В свою очередь, консигнант должен четко определить номенклатуру реализуемой продукции на основе консигнационных сделок, ее минимальную цену и своевременно поставлять на консигнационный склад товар в заданном количестве, установленные сроки и необходимом ассортименте, а также оплачивать все расходы по содержанию складского помещения, так как именно он является собственником товара, реализуемого по договорам консигнации. Консигнатор не является собственником товара и осуществляет свою деятельность по поручению консигнанта, в соответствии с которым получает право продавать товар от своего имени, рекламировать его, но за счет консигнанта.
Сбытовые агенты, как правило, имеют дело с небольшими промышленными фирмами и компаниями в течение длительного времени и занимаются сбытом всей их продукции. При этом они полностью заменяют торговый персонал этих фирм. Сбытовые агенты имеют большие права в определении условий купли-продажи, чем промышленные агенты. Конторы и фирмы сбытовых агентов обычно расположены в крупных центрах торговли в непосредственной близости к потребителям. Сбытовые агенты имеют достаточно крупные обороты и не ограничивают свою деятельность определенным районом. Поставка товаров по сделкам обычно производится транзитом, т.е. в крупных объемах и напрямую конечному потребителю без участия других посреднических звеньев. Разновидностью этой группы агентов являются комиссионеры - сбытовые агенты, к услугам которых прибегают промышленные фирмы и компании при возникновении у них необходимости сбыть излишки товарных партий. Комиссионеры обычно имеют в наличии реализуемые товары, продают их от своего имени, однако, за счет владельца. Комиссионер выступает в роли посредника и оказывает услуги комитенту, который поручает комиссионеру продать, обменять или закупить товар на рынке в рамках соглашения за комиссионное вознаграждение. Право собственности на товар комиссионеру он не передает, а лишь уплачивает ему комиссионный процент за оказанные услуги.
Торговые агенты осуществляют свою коммерческую деятельность за счет и в интересах другого лица (принципала). Отношения между агентом и его партнером (принципалом) регулируются специальным агентским соглашением. Торговые агенты действуют самостоятельно на основе письменной договоренности принципала. За свою деятельность эта группа посредников обычно получает вознаграждение в виде процента от суммы заключенных сделок, причем независимо от конечных результатов заключенной сделки для принципала. По объему полномочий торговые агенты подразделяются на универсальных, которые могут совершать любые юридические действия от имени принципала, генеральных, имеющих право заключать торговые сделки только в области деятельности принципала, и специальных, уполномоченных заключать только те сделки, которые указаны в доверенности. Одной из разновидностей группы торговых агентов являются так называемые коммивояжеры. Они, как правило, осуществляют торговое представительство предприятий и промышленных компаний и работают на основе срочных и бессрочных соглашений с фирмами, которые они представляют.
Товарные брокеры - наиболее активный тип торгового посредника, который не покупает и не продает товары от своего имени, не предоставляет кредиты и не выступает в сделке купли-продажи от имени своего клиента и за его счет. Причем клиентом брокера может быть как продавец товаров (брокер продавца), так и покупатель (брокер покупателя). Товарный брокер действует на основании разовых поручений и строго в пределах инструкций своих клиентов. Преимущества товарных брокеров заключаются в детальном знании рынка, на котором они специализируются, во владении широкими деловыми связями, в оперативной возможности качественно и полно выполнить поручения клиентов.
В
современных условиях развития отечественного
рынка наиболее значимой, хорошо организованной
и продуктивной торгово-посреднической
структурой являются дилерские компании
и фирмы. На сегодняшний день их удельный
вес в области коммерческо-посреднической
деятельности значительно преобладает.
Главной особенностью является то, что
они работают за свой счет, покупая товары
у различных продавцов, и, становясь тем
самым собственниками этих товаров, а
затем перепродают их от своего имени.
2.4. СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ
Крупнейшим поставщиком сбережений являются страховые компании.
Основным источником их инвестиционного капитала служат комиссионные за страхование всей жизни или на какой-либо срок, страхование индивидуальное и групповое, медицинское и пенсионное и т.д. Стразовые компании охраняют доверенные им фонды держателей стразовых полисов.
Чтобы обеспечить безопасность доверенных фондов, они должны быть осторожными в своей инвестиционной деятельности. Наибольший интерес страховые компании проявляют к высокодоходным долгосрочным ценным бумагам, так как люди страхуются на годы вперед или на всю жизнь.
В последнее время повысилась роль пенсионных фондов, как источников инвестиционного капитала. Пенсионные фонды формируются за счет взносов предпринимателей для выплаты пенсий рабочим и служащим. Поскольку доход на инвестиции пенсионных фондов на облагается налогом, то пенсионные фонды используются для приобретения высокодоходных государственных и других ценных бумаг. Инвестиции пенсионных фондов в большей степени долговременные, так как сами фонды накапливаются годами, до выхода людей на пенсию.
Важнейшим
поставщиком инвестиционного
Кредитные
союзы также выступают в качестве источников
инвестиционного капитала. В кредитные
союзы, как правило, вступают лица с общими
интересами или проживающие в одной местности.
Капитал кредитных союзов образуется
за счет паевых взносов в форме покупки
акций. По акциям выплачиваются дивиденды.
Средства кредитных союзов используются
для предоставления краткосрочных ссуд
их членам.
2.5. ТРАНСПОРТ
Транспорт – первый появившийся элемент инфраструктуры. Транспортные связи – важная и непременная составляющая функционирования экономических отношений между предприятиями. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг от поставщика к потребителям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сливаясь с ним полностью.
Вне
транспортного обслуживания трудно
представить процесс обращения
товаров и услуг. Хозяйственные
отношения обусловливают
Все виды транспорта (за исключением морского) имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи. Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются:
1) темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;
2) научно-технический
прогресс, использование достижений
которого непосредственно
2.6. РЕКЛАМНЫЕ АГЕНТСТВА
К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентства есть мощный стимул работать эффективно.
Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела: творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещения объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов.