Инфраструктура рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА……………………………………...…….5
Понятие и сущность рыночной экономики…..…………….....6
Функции рыночной экономики…………………..…………….9

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………...12
Биржи……………………………………...……………………...14
Товарная биржа………………………………………………..15
Валютная биржа……………………………………………….17
Фондовая биржа……………………………………………….18
Биржа труда………………………………………………...….19
Банки…………...………………………………………………....20
Центральный банк…………………………………………..…21
Коммерческие банки…………………………………………..21
Посреднические структуры………………….………………...25
Страховые компании………….………………………………..28
Транспорт…………………...……………………………....……29
Рекламные агентства…………..……………………...……...…29

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ……………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Инфраструктура рыночной экономики.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

     Нередко агентства привлекают к себе новых  клиентов благодаря своей репутации  или своей величине. Однако, как  правило, клиент предлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор.

     Рекламные агентства получают компенсацию  в виде комиссионного вознаграждения и иногда гонорар. Обычно агентство  получает 15%-ную скидку со стоимости  закупаемых им средств рекламы. Предположим, оно закупает для клиента место в журнале стоимостью 60 тыс. долл. Журнал выставляет агентству счет на 51 тыс. долл. (60 тыс. минус 15%), а агентство получает с клиента полную сумму – 60 тыс. долл., – удерживая комиссию в 9 тыс. долл. в свою пользу. Если бы клиент закупил это же место непосредственно у журнала, он также заплатил бы журналу 60 тыс. долл., поскольку комиссионные скидки представляют только аккредитованным рекламным агентствам.

     И рекламодатели и агентства испытывают все большее недовольство системой комиссионных скидок. Крупные рекламодатели жалуются, что платят за те же самые услуги больше, чем мелкие рекламодатели, просто потому, что размещают большие рекламы. Рекламодатели также считают, что комиссионная система отвлекает внимание агентств от недорогих средств рекламы и кратковременных рекламных кампаний. Агентства сетуют на то, что оказывают клиенту дополнительные услуги, не получая за это никакого дополнительного вознаграждения. Сегодня все больше склоняются к системе компенсирования либо на основе прямых гонораров, либо на основе сочетания комиссии и гонораров.

     На  устоях деятельности агентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции  наших дней. Агентства с полным циклом обслуживания сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны агентств с ограниченным циклом услуг, которые специализируются либо на закупках средств рекламы, либо на создании рекламных текстов, либо на производстве рекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персонала большей нацеленности на извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели открыли собственные внутрифирменные рекламные агентства, прекратив, таким образом, долговременную связь со своими прежними рекламными агентствами. И, наконец, Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы рекламные агентства несли ответственность за лживую рекламу наравне с клиентами. Все эти тенденции, несомненно, вызовут ряд перемен в данной сфере деятельности, однако агентства, добротно делающие свое дело, выживут.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. РЫНОЧНАЯ  ЭКОНОМИКА В РОССИИ

     Анализируя  состояние рыночной экономики, сложившей  в России, следует отметить тот  факт, что наше общество прошло через  болезненный процесс перестройки  не только экономики, от административно-командной к рыночной, но и государства в целом.

     Главным результатом осуществления экономических  и политических реформ в России является формирование системы рыночных отношений. Нельзя забывать также, что структура экономики и хозяйствующих субъектов допереходной России носила смешанный характер, несмотря на тотальное господство государственной собственности. Поэтому с самого начала рыночное строительство могло разворачиваться как построение не чисто рыночной модели, а модели рыночной смешанной экономики.

     Конституцией  закреплено право частной собственности, право свободного предпринимательства. Значительную роль играют акционерные  общества, крупнейшие из которых составляют наиболее активное звено экономики. К традиционному рынку товаров стали присоединяться рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок информации. Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований. Государство сформировало хозяйственное законодательство. Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции. Многообразие форм собственности и форм предпринимательства с самого начала придало российской экономике смешанный характер в период рыночной трансформации. Сильное воздействие на внутреннюю конкуренцию оказывают внешняя торговля и внутренняя конвертируемость рубля, когда у населения появился выбор не только на потребительском рынке, но и в сфере сбережений: производить личные накопления в долларах или евро или предпочесть рубли. И с этой точки зрения можно сказать, что Россия приобрела формально все рыночные атрибуты

     Однако, как и в любой другой стране, находящейся на стадии перехода от одной формации к другой, остается открытым вопрос о том, в какой мере эффективно реализуются возможности рыночной экономики в сложившихся условиях на практике.

     В современной России многие условия  для функционирования рынка созданы  далеко не в полной мере. Формально в России никто не вправе диктовать предпринимателям, что производить, кому и за сколько продавать, также не ограничиваются сверху свобода предпринимательства и выбора, никто не ограничивает права экономических субъектов на реализацию своих личных интересов. Однако существуют серьезные проблемы в сфере защиты прав рыночных субъектов, механизм рыночного ценообразования не работает лучшим образом из-за крайней монополистичности российской экономики, также наблюдаются серьезные проблемы в области конкуренции на рынках.

     Например, право частной собственности, основное и незыблемое условие для существования  капитализма, реализуется в России порой странным образом. Если права  граждан на их собственность более  или менее защищены, то в сфере  бизнеса дела обстоят не лучшим образом. В последние годы распространился «захват» действующего предприятия. Как оказалось, в определенных условиях закон не в силах защитить полноправного собственника от враждебного силового захвата, а зачастую и коррумпированный представители власти активно участвуют в «приватизации» чужой собственности с помощью судей, милиции и прочих государственных органов. Многие крупные и успешные предприятия различными способами пытаются либо перевести в государственную собственность (путём банкротства, например, и последующей скупки активов государством), либо вынудить их собственников продать свои предприятия другим, близким к власти предпринимателям. И хотя эти случаи не имеют массового характера, они все же заставляют сомневаться в том, что право частной собственности в России защищено должным образом, особенно если учитывать то, что российская судебная система не является в полной мере независимой и порой способна избирательно применять право в интересах власти. Все это никак не способствует созданию благоприятного предпринимательского климата, инвестированию в производство, ограничивает стимулы бизнеса развивать свои компании, так как если государство неспособно гарантировать защиту прав собственника, никакой предприниматель не будет вкладывать свои деньги в развитие и покупку предприятий. Зачастую российские предприниматели охотнее готовы инвестировать деньги в иностранные предприятия или недвижимость, понимая, что это надежнее чем вкладываться в российское предприятие, цена активов которого может рухнуть в одночасье. Также и иностранные инвесторы не готовы достаточно вкладывать в российскую экономику, не будучи уверенными в сохранности своих вложений.

     Подавляющее воздействие на развитие нормальной рыночной системы и на все общество в целом оказывает коррупция, достигшая невиданных размахов на все уровнях власти. . Коррупция проявляется на всех уровнях российского общества, но в экономике особенно губительным образом она влияет на развитие малого бизнеса. Административные поборы, взятки чиновников, налоговые претензии в сочетании с монополистическими тенденциями практически во всех отраслях давят малый бизнес, не давая ему эффективно развиваться. Малому и среднему бизнесу крайне тяжело выходить на рынки, которые монополизированы крупными компаниями при поддержке местного чиновничества. За последние годы число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет около миллиона, или менее 7 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения, в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии - 50, в США - 75. Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии - почти 80%. В России в малом предпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12% от общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Для сравнения, в США доля малых предприятий в ВВП - свыше 50%, в еврозоне - свыше 60%. Неутешительные показатели, если учесть то, что в развитых странах малый бизнес является основой экономического процветания, условием для существования среднего класса.

     Проблема  монополизма является ключевой в  российской рыночной экономике. Практически  в любой отрасли найдется монополист, способный диктовать свои условия на рынке и давить конкуренцию в зародыше - в электроэнергетике, газовой отрасли, железных дорогах, ЖКХ. Эти инфраструктурные монополисты давят на российскую экономику, не давая развиваться рыночным механизмам ценообразования, ограничивают конкуренцию. В современной России во многих регионах не может быть и речи о выборе из разных поставщиков электроэнергии, газа, телекоммуникационных услуг, такой поставщик, как правило, один, а значит, нет конкуренции, нет выбора, нет правильного рынка.

     Однако  существуют и положительные примеры  в области конкуренции. Например, бурное развитие сотовой связи и  услуг доступа к интернету, привело  к большому количеству игроков на этом рынке, не ведущих свою историю  из советского прошлого. За счёт конкуренции  цены на услуги телекоммуникационных компаний неуклонно падали все последние 10 лет, а качество предоставляемых услуг - росло. Также заметен существенный рост конкуренции в сфере торговли и услуг. Это лишний раз доказывает, что построение конкурентной рыночной системы в России возможно, но для этого надо либо строить бизнес «с нуля», либо коренным образом реформировать структуры, доставшиеся России еще от Советского союза.

     Еще одним фактором, оказывающем негативное воздействие на развитие и укрепление рыночной экономики в России можно назвать слаборазвитую инфраструктуру. Банковская система во многом неспособна обеспечивать нужное финансирование предпринимательства, фондовый рынок не затрагивает большую часть населения, страховая система недостаточно развита.

     Вообще, неразвитая инфраструктура в стране оказывает огромное негативное влияние  на хозяйственную деятельность. За счет плохой сети автомобильных дорог  грузоперевозки дороги, железная дорога диктует свои цены, пользуясь монопольным  положением РЖД, цены на авиаперелеты неоправданно высокие за счет высоких цен на авиатопливо, тарифы в ЖКХ чрезвычайно завышены и растут каждый год и т.д. Как раз в этих отраслях, связанных с деятельностью естественных монополий государство занимается регулированием цен путем ограничения торговой наценки или уровня рентабельности, однако цены в основном продолжают расти, а конкуренции не появляется.

     Основываясь на вышесказанном, можно признать, что  создание конкурентной рыночной системы, избавление от монополизма и коррупции - вот основные задачи для российского общества. Россия, на мой взгляд, остается слаборазвитой в экономическом отношении страной с плохо действующими финансовыми институтами и правовой защитой бизнеса, со слаборазвитой инфраструктурой, с коррумпированной бюрократией, с неэффективными производствами, низкой производительностью труда. Все основные экономические показатели России основаны на высоких ценах на природные ресурсы, которыми в изобилии страна располагает, однако малый и средний бизнес практически не развит, заброшено сельское хозяйство и легкая промышленность, высокотехнологичное производство осталась далеко позади передовых стран мира. Первоочередной задачей государства является проведение реформ для построения в стране развитой конкурентной рыночной системы, свободной от давления монополистов и бюрократии и ориентированной в первую очередь на рост благосостояния простых граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, можно сделать вывод, что  рыночной экономике необходима инфраструктурная система взаимосвязанных специализированных организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег и рабочей силы. Рассмотренные выше инфраструктурные элементы являются неотъемлемой частью рыночных отношений. Эффективное функционирование рынка невозможно без существования этих институтов. Каждый из них отвечает за оптимальное взаимодействие отдельных сфер рынка. Они отражают реальные экономические тенденции, существующие на рынке, обеспечивают процесс производства, распределения и потребления продукции.

     Роль  рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству - что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

     В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько  успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

     Что касается рыночной экономики России, то следует отметить, что развитие и усовершенствование инфраструктуры рынка, создание благоприятных условий для конкурентоспособности фирм и предприятий имеет решающее значение для экономического роста России.  
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасенко И. «Экономическая теория» СПб: Питер, 2005

2. Базелер У. «Основы экономической теории : принципы, проблемы, политика» СПб: Питер, 2003

3. Бартенев С. «Экономические теории и школы» М.: Бек, 2005.

4. Булатов А. «Экономика» М.: БЕК, 2003.

5. Видяпина В. «Экономическая теория» М.:ИНФРА-М, 2007.

6. Войтов А. «Экономика: общий курс» М.: Дашков и К, 2003.

7.Ермишин  П. «Основы экономической теории: Курс лекций» (электронная версия)

8. Журавлева Г. «Экономика» М.: Юрист, 2006

Информация о работе Инфраструктура рыночной экономики