Иностранные инвестиции в России: оценка ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ иностранных инвестиций в России и исследование основных отраслей, привлекательных для зарубежных инвесторов.
Раскрытию поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучить понятие инвестиций, определить основные виды инвестиций
- исследовать инвестиционный климат в России
- рассмотреть проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций
- исследовать иностранные инвестиции в Тюменской области

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие иностранных инвестиций 5
1.1. Особенности иностранных инвестиций 5
1.2. Классификация иностранных инвестиций 8
Глава II. Особенности инвестиционного климата в России 13
2.1. Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций 13
2.2. Анализ иностранных инвестиций в России по отраслям 15
Глава III. Особенности инвестиционного процесса в Тюменской области 28
3.1. Иностранные инвестиции в Тюменской области: сравнительный анализ и современные тенденции 28
3.2. Анализ иностранного капитала в экономике Тюменской области 30
Заключение 36
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая по мир.эк.doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)

    УрФО, в котором в основной капитал  направлено 23,6% ($11,5 млрд) от общего количества инвестиций по РФ, является вторым в  России по данному показателю. Отставание от ЦФО немного увеличилось в связи с практически нулевым ростом инвестирования. В УрФО ярко выражена концентрация ресурсов: 80% инвестиций аккумулирует Тюменская область – $9,18 млрд, вклад остальных субъектов менее значителен: Челябинская и Свердловская область – около $1 млрд, Курганская область – $97 млн. (Приложение 1, Диаграмма №1)

    По  степени инвестиционной активности регионы, входящие в состав УрФО, располагаются  в следующем порядке:

    1. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий  автономные округа – нефтегазодобывающие регионы;

    2. Свердловская и Челябинская области  – регионы с развитой промышленностью; 

    3. Тюменская и Курганская области  – аграрные регионы со значительным  удельным весом машиностроения  в промышленном производстве.  
Первые две группы регионов имеют ярко выраженную экспортоориентированную и ресурсодобывающую направленность, третья группа ориентирована на внутренний рынок.

    Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа уступают по объему инвестиций в основной капитал лишь г. Москве. При этом если на Ямале и в Ханты-Мансийском автономном округе роль бюджетного финансирования составляет 3% и 12,9% соответственно, то в Москве доля средств московского бюджета составляет более половины всех инвестиций в основной капитал (56,6%).

    Структура источников финансирования основного капитала претерпела изменения в течение последних лет и является различной в автономных округах. (Приложение 1, Таблица 1)

    Основным  источником финансирования в ХМАО, как и в целом по УрФО, остаются собственные средства предприятий (амортизация и прибыль), однако доля их уменьшается на фоне роста привлеченных средств, увеличение которых связано в большей степени с ростом доли прочих источников (в т.ч. иностранных инвестиций). В ЯНАО также наблюдается значительный рост доли прочих источников, начиная с конца 1999 года, когда их доля составляла всего 29,5%, и в отличие от ХМАО объем привлеченных средств превышает собственные средства предприятий. Аналогична ситуация по области в целом: доля собственных средств в финансировании основного капитала сокращается за счет роста привлеченных средств, основную массу которых составляют прочие средства. Доля прочих средств уменьшается лишь на Юге Тюменской области.

    Структура иностранных инвестиций по видам  в разрезе автономных округов  представлена в таблице № 2 (Приложение 1).

    Анализ  притока иностранных инвестиций в Тюменскую область выявляет следующие тенденции. Прежде всего  прослеживается прямая зависимость  между уровнем иностранных инвестиций и ресурсодобывающей специализацией региона, хотя в настоящее время иностранных инвесторов все больше привлекает благоприятный инвестиционный климат и развитая инфраструктура региона. В последние три года наблюдается значительная положительная динамика в объемах привлеченных иностранных инвестиций во всех автономных округах.

    Структура иностранных инвестиций в автономных округах различна: если в ХМАО преобладают  прочие инвестиции в виде кредитов, то в ЯНАО абсолютное большинство  прямых инвестиций поступает в форме  кредитов зарубежных совладельцев. Отличительная  особенность автономных округов состоит и в том, что большую активность здесь проявляют отечественные инвесторы. Более того, российские компании, работающие в Ханты-Мансийском автономном округе, активно инвестируют за рубеж. В то же время часть из компаний-инвесторов, номинально являющихся российскими, в действительности контролируется зарубежными компаниями.  
Структура иностранных инвестиций по странам-инвесторам (Таблица №4, Приложение 1) демонстрирует изменение интересов стран-инвесторов: значительно уменьшились инвестиции из Великобритании и Германии, в то время как произошел рост поступлений из США и стран СНГ. Наличие среди стран-инвесторов Виргинских и Багамских островов, Кипра свидетельствует о возвращении капиталов, вывезенных из России в эти оффшорные зоны. Можно уверенно предположить, что инвестиции из данных стран не являются в полном смысле "иностранными". 
     Число предприятий с иностранными инвестициями на территории Тюменской области незначительно. Их доля в валовом региональном продукте составляет не более 5 – 6 %. При этом наибольший объем работ выполняется в нефтедобывающей отрасли промышленности, однако за последние годы произошло сокращение объемов добычи предприятиями с иностранными инвестициями на 25%. Положительной тенденцией является увеличение объемов геологических и разведочных работ, выполняемых силами иностранных предприятий, поскольку уровень используемых зарубежных технологий остается значительно выше отечественных аналогов. Также отмечается увеличение объемов строительных работ, произведенных предприятиями с иностранными инвестициями. 
      Таким образом, несмотря на сохраняющуюся ресурсодобывающую специализацию иностранных инвесторов в Тюменской области, необходимо отметить постепенную смену сфер их интересов. На поведение иностранных инвесторов и формирование их отраслевых предпочтений значительное влияние оказывает инвестиционная политика, проводимая местными органами власти. Так, по данным администрации Тюменской области, акцент в привлечении иностранных инвестиций будет делаться на следующих приоритетных отраслях и проектах:

    - машиностроение, в том числе производство  оборудования для отраслей ТЭК,  комплектующих и электрооборудования  для автомобильного транспорта, строительство предприятия по  переработке отходов от производства  аккумуляторов, реконструкция завода пластмасс;

    - нефтехимия (проекты по производству  метанола, метил-трет-бутилового эфира,  полипропилена);

    - лесная и деревообрабатывающая  промышленность (в том числе: производство  фанеры, деревообработка и заготовка  древесины в Уватском районе, комплексная переработка древесных отходов, возможно, строительство мини-ЦБК);

    - освоение подземных природных  запасов, в т.ч.: переработка подземных  йодбромсодержащих вод в Тобольском  районе, где находится крупнейшее  в России месторождение по запасам йода и брома, создание производственной инфраструктуры при освоении Уватской группы нефтяных месторождений на условиях СРП;

    - фармацевтическая промышленность (завершение  строительства нового химфарм-завода);

    - строительство предприятий пищевой  промышленности, в том числе современного пивзавода в г. Тюмени, производств по переработке рыбы, мяса, картофеля, хранению овощей.

    Указанная расстановка приоритетов в сфере  иностранных инвестиций демонстрирует  справедливое стремление региональных властей к повышению эффективности использования иностранного капитала: необходимо финансировать не только высокорентабельные отрасли, но и те отрасли, развитие которых действительно требует значительных долгосрочных вложений и не сможет обеспечить высокой прибыльности в короткой перспективе. Следование такой политике наряду с дальнейшим совершенствованием регионального законодательства в сфере иностранных инвестиций позволит усилить роль иностранного капитала в региональной экономике. 

     

Заключение

      Восстановление  экономического роста в России требует большого объема гигантских инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые и развивающие страны активно привлекали  иностранные инвестиции, особенно последние сорок лет.

      В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает  другим вкладывать свои капиталы. При этом характерно, что число последних увеличивается.

      Сейчас  реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем.

      Вместе  с тем, рост привлекательности необъятного  российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. Привлечение  его – дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом существует множество различных проблем, такие как коррупция, высокие таможенные пошлины.

    К мотивам, по которым иностранные  инвесторы предпочитают размещать свои инвестиции именно в России, прежде всего необходимо отнести значительный объем отечественного рынка, а также наличие дешевой рабочей силы, квалифицированных специалистов и, что немаловажно, - появившуюся в последнее время у нас в стране тенденцию к снижению торговых барьеров.

    Неблагоприятное состояние инвестиционного климата  в России вызвано следующими причинами:

— правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием  новых законодательных актов, изменением действующих; громоздкое текущее государственное  регулирование;

— неотрегулированные отношения собственности, в частности  на землю, что тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности иностранных инвестиций;

— экономический  кризис, сопровождающийся сокращением  производства, ростом безработицы, высоким  уровнем инфляции, нестабильностью  обменного курса рубля;

—  изменения таможенного режима;

— сильная  бюрократизация страны (выражающаяся, например, в сложной процедуре  оформления предприятий с иностранными инвестициями), а также коррупция, рэкет и иная преступность;

— высокие  и многочисленные налоги и платежи  и практическое отсутствие инвестиционных льгот.

    Какие факторы играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию? Это прежде всего:

1) богатые  природные ресурсы (нефть, газ,  уголь, полуметаллы, алмазы, лес  и др.); 
2) квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

3) относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

4) огромный  внутренний рынок;

5) осуществляемый  процесс приватизации и возможность  участия в нем иностранных  инвесторов.

    Таким образом, для привлечения все большего количества иностранных инвестиций российское руководство должно проводить более активную политику по привлечению иностранных инвестиций, но не допуская при этом втягивания страны в интеграцию с мировым хозяйством на невыгодных для себя условиях.

 

     2009 год, несомненно, будет годом  покупателя, так как именно деньги  будут являться наибольшим дефицитом. 2009 год станет годом, когда  будут рушиться и создаваться  новые бизнес-империи. Поэтому  кризис следует рассматривать  не только как проблему, но и как величайшую возможность выгодно разместить и нарастить капитал.

 

Список  литературы

1. Амосов А. Результативны ли иностранные инвестиции? / А.Амосов // Экономист. – 2007. - №1. – С.29-36

2. Бабурина О.Н.  Россия в глобальной экономике, или возможность реализации новой инвестиционной стратегии / О.Н. Бабурина // Финансы и кредит. – 2008. - №31. – С.23-29

3. Бекетов Н.В.  Проблемы и перспективы роста  прямых иностранных инвестиций  российских компаний / Н.В.Бекетов  // Финансы и кредит. – 2008. - №24. – С. 32-36

4. Вахрин П.И. Инвестиции: учеб. для студ вузов / П.И.Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2005. – 380 С.

5. Елфимова О.С.  Торгово-экономические отношения  России в современных условиях: учеб. пособие / О.С.Елфимова, Л.И.  Попова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 524 С.

6. Инвестиционная  деятельность России: условия, факторы,  тенденции / Федеральная служба  государственной статистики. – М.: Статистика России, 2007. – 60 С.

7. Исмаилов В.  Инвестиционные перспективы иностранного  бизнеса в России / В.Исмаилов // Банковское дело. – 2008. - №3. – С.66-70

8. Круглов В.Н.  Иностранные инвестиции: проблемы  и решения / В.Н. Круглов // Финансы  и кредит. – 2008. - №23. – С.52-57

9. Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг: (формирование правовой модели) / Н.Г. Семилютина. – М.: Волтерс Клувер. 2005. – 336 С.

10. Скулкова О.И.  Инвестиционные ресурсы в Российской  экономике / О.И.Скулкова // Качество. Инновации. Образование. – 2007. - №7. – С.37-383. 11. Студенкина Ю. Россия как центр притока прямых иностранных инвестиций / Ю.Студенкина // Консультант директора. – 2007. - №18. – С.18.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России: оценка ситуации