Институты власти в системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 05:39, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в систематическом исследовании институтов власти в системе государства.
Постановка данной цели обуславливает основные задачи, решаемые в работе, к числу которых относятся:
-рассмотрение происхождения и сущности государства;
-описание основных формы развития институтов власти;
-провести анализ институтов власти в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теория государства……………………………………………………………...7
1.1 Происхождение государства……………………………………...………7
1.2 Институциональный подход к государству……………………………..11
1.3 Типы государства…………………………………………………………15
1.4 Институты власти государства………………………………………...21
2 Анализ институтов власти в современной России……………..…….…28
2.1 Институт президентства в Российской Федерации………………..……28
2.2 Институт законодательной власти в РФ…………………………..…….31
2.3 Институт исполнительной власти в РФ………...……………………….33
2.4 Институт судебной власти в РФ…………………………………………36
Заключение……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 68.39 Кб (Скачать документ)

Институты власти в системе  государства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Теория государства……………………………………………………………...7

1.1 Происхождение  государства……………………………………...………7

1.2 Институциональный подход к государству……………………………..11

1.3 Типы государства…………………………………………………………15

1.4 Институты власти государства………………………………………...21

2 Анализ институтов власти в современной России……………..…….…28

2.1 Институт президентства в Российской Федерации………………..……28

2.2 Институт законодательной власти в РФ…………………………..…….31

2.3 Институт исполнительной власти в РФ………...……………………….33

2.4 Институт судебной власти в РФ…………………………………………36

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы……………………...……………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

     В работе  будут  рассмотрены одни из  важнейших институтов государства-институты  власти.

     Проблема осуществления  власти является актуальной на  сегодняшний день, она выступает  связывающим звеном между государством  и обществом.

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации  в начале 90-х годов, привели к  необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили  общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также  введение института президентской  власти. Принцип разделения властей  впервые был сформулирован в XVIII в. в работе Ш.-Л. Монтескье «О духе законов».  Государство есть тот  социальный институт, который воплощает  функции власти.

     Цель работы  состоит в систематическом исследовании  институтов власти в системе  государства.

     Постановка  данной цели обуславливает основные  задачи, решаемые в работе, к числу  которых относятся:

-рассмотрение происхождения  и сущности государства;

-описание основных формы  развития институтов власти;

-провести анализ институтов  власти в современной России.

- рассмотреть структуру  и особенности системы органов  законодательной, исполнительной  и судебной власти.

     Объектом исследования  является развитие институтов  власти и проблемы в осуществлении  ими своих функций.

     Предметом  исследования является теория  институтов власти.

     Теоретическая  и методологическая база исследования  сформулирована в рамках функциональных  положений современной теории  и практики в области институционированной власти в развитых странах и в России. Исследование базируется на научных и практических разработках российских и зарубежных учёных, анализирующих и раскрывающих основные тенденции развития институтов власти и усиления стратегического потенциала государства.

     В ходе исследования  мною применён достаточно обширный  методологический аппарат: метод  сравнения, анализа, синтеза, индукции, дедукции.

     Структура  курсовой работы определена целью  и задачами. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теория государства

 

 

1.1 Происхождение и сущность  государства

 

 

      Государство   обладает сложной институциональной  структурой, выполняет специфические  функции, характеризуется определёнными  формами устройства и типологическими  чертами.

Первая традиция исходит  от Аристотеля, который видел в  государстве союз, ассоциацию свободных  и равных граждан. По его мнению, оно являлось отражением родовой  сущности человека, стремящегося к  «совместному сожительству». «Человек, нашедший своё завершение в государстве, - замечал Аристотель, - совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий  вне закона и права, занимает жалчайшее  место в мире». Так, античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан.

    Напротив, английский  мыслитель Т. Гоббс сравнивал государство с Левиафаном – чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пленники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас…»Таким образом, средневековье ограничивалось констатацией  божественной сущности государства.

     Понятие и  социальное назначение государства  понимаются неоднозначно. Теократическая  теория рассматривает государство  как Божий промысел, основываясь  на тезисе «вся власть от  Бога». Указанная концепция имела  под собой реальные исторические  факты: первые государственные  образования имели религиозные  формы (правления жрецов), божественное  правило придавало власти авторитет, а решениям государства – обязательность. Современный католицизм также предполагает  божественный генезис идеи государства и принципов власти при переходящем характере и происхождении конкретных актов её осуществления.

    Патриархальная  концепция интерпретирует государственную  власть как опекунскую, возникающую  в результате соединения родов  в племена, племён в общности. Государство трактуется как одна  семья, в которой отношения  монарха и его подданных отождествляются  с отношениями отца и членов  семьи. Ещё Конфуций изложил  патриархально-патерналистскую теорию  государства. Он призывал правителей  строить отношения с подданными  на началах добродетели. В XVII – XVIII вв. оформляются договорные  теории происхождения государства  (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо). С точки зрения сторонников  этих теорий, государство возникло  в результате сознательного и  добровольного соглашения людей,  которые прежде пребывали в  естественном, догосударственном состоянии,  но потом для того чтобы  обеспечить свои права и свободы,  решили создать государственные  институты.

    Марксистская  теория (XIXв.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения себе неимущих. Государство, - подчёркивал Ленин, - есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

По мнению сторонников  теории завоевания (насилия), государство  является результатом прямого политического  действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или  более сильного племени над более  слабым является учреждением победителем  государства. Оно становится органом  управления побежденными. В результате завоевания  возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.(1)

    В экономической науке существует два основных подхода к объяснению возникновения государства: теория эксплуатации и теория общественного договора.

    Теория эксплуатации  связана с именем Т. Гоббса, который рассматривал общество  и состояние человека как «войну»  всех против каждого. Эта «война»  связана с редкостью ресурсов  и стремлением каждого субъекта  захватить и ограничить доступ  к ресурсу, то есть  война  может привести к истреблению  человека и общества, значит, требуется сила, которая должна гарантировать мирное существование, такой силой становится государство. Граждане страны передают свои полномочия государственной власти.

    Согласно теории  общественного договора, который  обосновал Дж.Локк и идеям Ж. Руссо, государство возникает в результате общественного договора между индивидами, как результат свободной воли каждого человека. Такое государство должно править согласно постоянным законам и с помощью беспристрастных судей.

    В целом, как показали сравнительно-исторические исследования не существует единой и обязательной причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, война и завоевания, внешние влияние и торговля, идеологический фактор и т.д. Государство выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей. 

    Действия государства разворачивается по внутреннему и внешнему направлениям, вместе с тем эти его функции не обособлены, а находятся в тесной взаимосвязи.

 К внутренним функциям  относятся: охрана правопорядка, хозяйственная, идеологическая, социальная. Охрана правопорядка, включая подавление  антисистемных выступлений противников  существующего строя, высоко значима  для любого государства. Вместе  с тем данная функция проявляется  и в профилактических мероприятиях, направленных на недопущение  покушений на общественный порядок,  на государственные устои и  институты.

    Идеологическая  функция продолжает сохранять  немалое значение для любого  государства, к ней относятся:  распространение  официальных  взглядов, создание пропагандисткой  машины, в том числе государственных  СМИ, надзор за образованием, моральная  и материальная поддержка идеологов  и учреждений, вырабатывающих полезные  для государства системы идей.

    Социальная функция  отвечает, прежде всего, интересам  различных групп и классов.  Такого рода деятельность присуща  любому государству. Она охватывает  здравоохранение, социальное обеспечение,  образование, создание возможностей  для более широкого доступа  к достижениям культуры, заботу  о детях, молодёжи и престарелых  и т.д.

    К внешним функциям  государства относятся: отношения  с различными субъектами мировой  политики – прежде всего с  другими государствами и международными  организациями, внешнеэкономическая  и военная функции.

Поддержание отношений с  другими государствами и деятельность в международных организациях охватывают, взаимосвязи, имеющие как чисто  политический, так и культурный характер ( к примеру, вопросы укрепления мира и доверия, экологии, защиты интересов своих граждан).

Внешнеэкономическая функция  заключается в стремлении государства  обеспечить максимально благоприятные  условия для деятельности национальных хозяйствующих объектов за рубежом, а так же учесть все внешние  факторы для создания условий  развития собственной экономики. Это  достигается с помощью односторонних  мер (в частности, таможенного тарифного и нетарифного регулирования, привлечения иностранных производителей и инвесторов, либо наоборот, протекционизма, выделения средств на поддержку отечественных экспортёров и т.п.), а также в результате согласования позиций с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе.

    У военной функции  государства две стороны: 1) надёжная  оборона собственной страны; 2)захватнические  и наступательные действия, обеспечивающие  интересы совершающего их государства.    Однако функции государства не  являются чем-то раз и навсегда  данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических  условий элементы этих общих  функций могут приобретать самостоятельное  значение, становясь в силу особой  значимости самостоятельными функциями. 

   Таким образом,  государство - явление исключительно  разностороннее, многогранное, обладающее  самыми разнообразными чертами  и признаками, оно поддерживает  порядок, необходимый для нормальной  жизнедеятельности общества, преимущественно  средствами принуждения, выражающимися  в законах и учреждениях, призванных  гарантировать их исполнение. «Государство, - подчёркивал М. Вебер, - является  таким союзом, который обладает  монополией на легитимное насилие  …». (2)

 

 

 

1.2 Институциональный подход к государству

 

 

 

     Кардинальное отличие институционального подхода от неоклассического состоит в том, что рыночная экономика без выполнения государством некоторых определенных функций не может нормально существовать. Так как, нормальное функционирование такой экономики основано на наличии и соблюдении определенных — моральных и правовых — норм "правил игры" (акцент на значимости которых как раз и отличает институциональный подход от других школ экономического анализа). Эти правила игры, или институциональная среда — создают рамки, в которых осуществляются взаимодействия между хозяйствующими субъектами в рыночной экономике . И именно государство создает значительную часть таких правил игры – а именно, формальные правила игры (или формальные институты) – закрепленные законодательно или инструктивно нормы и правила, регламентирующие деятельность частных и юридических лиц. Другим элементом институциональной среды являются неформальные правила игры (или неформальные институты) – обычаи, традиции, стереотипы поведения, ценностные установки.(3)

Информация о работе Институты власти в системе государства