Институты власти в системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 05:39, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в систематическом исследовании институтов власти в системе государства.
Постановка данной цели обуславливает основные задачи, решаемые в работе, к числу которых относятся:
-рассмотрение происхождения и сущности государства;
-описание основных формы развития институтов власти;
-провести анализ институтов власти в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теория государства……………………………………………………………...7
1.1 Происхождение государства……………………………………...………7
1.2 Институциональный подход к государству……………………………..11
1.3 Типы государства…………………………………………………………15
1.4 Институты власти государства………………………………………...21
2 Анализ институтов власти в современной России……………..…….…28
2.1 Институт президентства в Российской Федерации………………..……28
2.2 Институт законодательной власти в РФ…………………………..…….31
2.3 Институт исполнительной власти в РФ………...……………………….33
2.4 Институт судебной власти в РФ…………………………………………36
Заключение……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 68.39 Кб (Скачать документ)

Краткая характеристика двух моделей государства в современной  интерпретации дана А.Н. Олейником  и представлена в табл.1.

 

Характеристика

Контрактное государство

Эксплуататорское государство

Цель

Максимизация совокупного  дохода (ВВП) членов общества, снижение трансакционных издержек

Максимизация ренты (налоговых  поступлений) группы, контролирующей государственный  аппарат

Задачи (функции)

Гарант в ряде сделок между  индивидами, спецификация или защита прав собственности

Активное вмешательство  в экономические и социальные взаимодействия, не ограничивающееся ролью гаранта

Средства (использование  монополии на насилие)

Ограничено социальным договором  и конституционными рамками

Зависит лишь от политической воли группы, контролирующей государство

Механизмы решения проблемы принципала-агента

Принципал - гражданин: механизмы  бюрократического контроля, наличие  конституционных рамок, наличие  альтернатив.

Принципал - государство: распространение  нормы добровольного подчинения закону (в том числе налоговому)

Принципал - гражданин: отсутствуют.

 

Принципал - государство: использование  принуждения и насилия, попытки  осуществления всеобъемлющего контроля (особенно в предельном случае - тоталитарного  государства)

Бюджетные ограничения

Жесткие, ограниченные демократической  процедурой утверждения бюджета.

Мягкие

Основные статьи доходов

Налоговые поступления, в  первую очередь - от «рыночных» налогов

Конфискационные налоги и  налоговые поступления

Основные статьи расходов

Юстиция, правоохранительная деятельность

 

Оборона, государственное  управление, правоохранительная деятельность

Основные способы покрытия бюджетного дефицита

Займы на внешнем рынке

Кредиты ЦБ правительству, займы  на внутреннем рынке, возможен и отказ  от выполнения обязательств как вид  конфискационного налога


 

 

 

1.4 Институты власти государства

 

 

  Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность последних и составляет институт государственной власти. Центральное место в институте государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти. Институт государства состоит из особого разряда людей, реализующих функции государства. Это система государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Решающую роль в институте государственной власти играют государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления государственной власти.  Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями. Институты государственной власти формируются на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Данный принцип имеет давнюю историю. Вот как его формулировал в 1748 г. французский просветитель Монтескье: «Политическая свобода объекта представляет собой уравновешенность ума, возникающую из понимания, которое каждая личность имеет о своей безопасности. Для того чтобы иметь эту свободу, требуется, чтобы правительство было организовано таким образом, дабы люди не боялись друг друга». Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.

     Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. Джеймс Мэдисон - главный «архитектор» Конституции США - говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти «не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом». В соответствии с современной концепцией разделения властей главенствующее место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. Законодательная власть - представительная. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей». Законодательная власть - это делегированная коллегиальная власть. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент). (7)Таким образом, законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым)парламентом(фр.parler-«говорить»)-высшим представительным органом государства. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говорилось, предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты. Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д. Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные). Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и иные функции: привлекать президента, членов правительства к ответственности (импичмент), создавать комиссии по расследованию. Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

   В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер.Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные. Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).Указанные признаки, и особенно предметный, «силовой» характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).Значит, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов. Помимо собственно регламентной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительства (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента. Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

    Органы, осуществляющие  правосудие - третья ветвь государственной  власти, которая, как уже говорилось, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет прежде всего об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали бы господство права и справедливости в обществе. Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный государствовед Б.Н. Чичерин: «Держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор». Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность. Судебная власть, таким образом - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций. 

    Таким образом, государство является центральным институтом, обусловливаемый его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется власть.(8)

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ институтов власти  в современной России

 

 

 

2.1  Институт президентства  в Российской Федерации

 

 

 

      Согласно  ч.1 ст.11 Конституции РФ, государственную  власть в нашей стране осуществляет  Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ, суды РФ. Конституционным характеристикам  правового положения названных  органов посвящены соответствующие  главы базового закона нашей  страны. Главенствующую роль в  государственной системе играет  Президент РФ. Статус главы государства  предопределяет объем его полномочий  по обеспечению единства и  устойчивости системы государственной  власти, ее эффективного функционирования  в условиях разделения власти  на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.(9)

     Положение  Президента в системе органов  государственной власти связано  с конституционными прерогативами  главы государства по отношению,  прежде всего к исполнительной  власти. Наделенные широкими полномочиями  и постоянно взаимодействующие  Президент и правительство - два  самостоятельных носителя государственной  власти, в значительной степени  соприкасаются при выполнении  возложенных на них функций.  Взаимоотношение Президента РФ  с Правительством регламентируются  не только Конституцией, но и  федеральными законами. Президент  обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие Правительства  и других органов власти, прежде всего с палатами Федерального собрания Президент имеет право отправлять Правительство в отставку, или принять отставку премьера, которая влечет за собой отставку Правительства в целом. В связи с этим правительственные органы исполнительной власти более тесно связанны с Президентом, нежели другие ветви власти. Этот фактор ослабляет роль отраслевых министерств, снижая их статус (если сравнивать его со статусом министерств в других странах), способствует раздробленности существующей системы и мешает им налаживать эффективные горизонтальные связи друг с другом. Отсюда широкое использование межведомственных комиссий для разрешения часто возникающих сложных «пограничных» проблем в отношениях между министерствами и ведомствами.

    В основе регулирования  отношений между Президентом  и Федеральным Собранием лежит  обеспечение самостоятельности  и независимости этих властных  институтов, но это не значит, что они полностью разделены.  С одной стороны, установлены  обязательные связи между ними (обращение Президента к Федеральному  Собранию, представление Президентом  законопроектов, кандидатов на соответствующие  должности). С другой стороны существует  система противовесов в виде  возможности отрешения Президента  от должности и роспуска Президентом  Государственной Думы Федерального  Собрания. Президент вправе принимать  указы и распоряжения. Президент  может отклонить федеральный  закон, принятый Государственной  Думой, но в установленном порядке  Государственная Дума и Совет  Федераций могут преодолеть это  вето.

Информация о работе Институты власти в системе государства