Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:46, курсовая работа
Объектом исследования является инвестиционная ситуация в Республике Беларусь.
Предметом исследования является совокупность отношений по поводу привлечения и использования инвестиций в основной капитал в экономике Республики Беларусь.
Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
- показать методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.
Введение
1. Характеристика инвестиционной политики на современном этапе
1.1 Сущность инвестиций и их формы
1.2 Источники инвестиций
1.3 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности
1.4 Методы формирования инвестиционного климата
2. Анализ финансового обеспечения инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
2.1 Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капитал
2.2 Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования
2.3 Состояние инвестиционного процесса в Республике Беларусь
3. Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности
3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала
3.3 Инвестиционные возможности Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В целях совершенствования условий инвестиционной деятельности, осуществляемой посредством заключения инвестиционных договоров, и устранения проблемных вопросов, выявленных в ходе практического применения Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 “О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”, предоставляющего дополнительные преференции и гарантии защиты капитала, подготовлены дополнения и изменения, в части расширения преференций инвесторам.
Принятие его предоставит инвесторам дополнительные льготы и преференции в рамках либерализации инвестиционного законодательства и позволит увеличить приток капитала, в том числе и иностранного, в экономику республики.
Одним из «шагов» навстречу как белорусским, так и иностранным инвесторам является принятие 31 декабря 2010 года Директивы Президента Республики Беларусь №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
В целях её реализации на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь утвержден План мероприятий, разработанный совместно с белорусскими деловыми ассоциациями. План включает около 140 мероприятий, в той или иной степени затрагивающих все девять пунктов Директивы № 4, из которых 90 % нормативно-правовых актов будут приняты уже в первом полугодии 2011 года. Следует отметить, что данный перечень далеко не закрыт. Бизнес - ассоциации предпринимателей могут вносить конкретные предложения еще в течение ближайшего месяца – до 4 апреля 2011 года. Далее Правительство займется законотворческой деятельностью.
Одним из основных направлений деятельности Правительства на 2011 год является разработка Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Акцент в ней, прежде всего, будет сделан на проработку тех элементов инвестиционного климата, по которым республика, по мнению международных организаций, ухудшила свои позиции.
В Стратегии
будет представлен анализ конкурентного
положения ведущих отраслей, потенциально
привлекательных для
Результатом ее разработки и реализации станет четкое определение условий и правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и делового климата, развитие соответствующей инфраструктуры, которая на высоком профессиональном уровне сможет обеспечить потребности потенциальных и существующих инвесторов.
В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов.
Так же хотелось бы отметить, что проект основных положений «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» предусматривает, что инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.
Основными задачами инвестиционной деятельности являются:
- совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;
- повышение эффективности инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;
- создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.
Главными направлениями их реализации станут: вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно-ориентированных производств; модернизация действующих предприятий на основе новейших технологий; создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал; поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение защиты интересов отечественных и иностранных инвесторов и создание для них равных условий; развитие перспективных форм привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного партнерства.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.
Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго– и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности увеличится до 20 — 21 процента.
Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 процента против 32 процентов в 2010 году.
Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций.
. ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капитал
Экономика страны начнёт выходить из кризиса только тогда, когда отечественная промышленность сможет производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.
В стабильной экономике на первом месте должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств, производители вынуждены всю прибыль направлять на приобретение последних. Не способствует прогрессу и нынешняя амортизационная политика. Основные средства предприятий учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в течение года не индексируется в соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника инвестиций.
Так как в экономике Беларуси преобладает государственная форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской казны столько других неотложных забот, что это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут быть профинансированы из других источников.
В кредитах, как краткосрочных,
так и долгосрочных, нуждаются
все предприятия независимо от форм
собственности, методов хозяйствования.
Долгосрочное кредитование находится в зоне повышенного
риска, но, увы, наши коммерческие банки
не располагают таким объемом средств,
чтобы осуществлять этот вид деятельности.
Поэтому доля таких инвестиционных кредитов
остается незначительной.
Предприятия в своем
подавляющем большинстве
Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что в условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочны й кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно. Но для этого важно разрабатывать взаимоприемлемые для банков и предприятий практические условия и формы долгосрочного кредитования.
Важную роль в развитии
отдельных регионов республики, привлечении
инвестиций в экономику страны призваны
сыграть свободные
Свои инвестиции в СЭЗ вкладывают в основном западные соседи республики-предприниматели из Польши, Германии, Чехии, Италии и Израиля.
Спектр иностранных инвестиций достаточно широк-16 зарубежных стран инвестировали капитал в создание производственных предприятий СЭЗ.
В январе-июне 2011 года в республике сохранялась положительная динамика и высокие темпы роста инвестиций в основной капитал, что явилось одним из основных факторов экономического роста страны. На инвестирование экономики республики за этот период использовано 32,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 127,6% к уровню января-июня 2010 года.
Вместе с тем в течение первого полугодия текущего года динамика инвестиций по месяцам характеризуется снижением темпов роста от месяца к месяцу. Только в мае темп роста вырос на 34,7 п.п. в результате проведенной девальвации белорусского рубля и увеличения объемов инвестиций за счет курсовой разницы по ранее заключенным договорам в валюте. В июне, по сравнению с маем, траектория резко снижается - на 39,2 п.п.
Высокие темпы во многом
были обусловлены увеличением
Финансирование инвестиций преимущественно осуществлялось за счет кредитов банков, которые, с учетом иностранных, выросли на 59,1%, а их удельный вес увеличился на 7,4 п.п. и составил 37,3%.
По-прежнему медленными темпами продолжает осуществляться привлечение прямых иностранных инвестиций. За пять месяцев текущего года в страну привлечено 743,1 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)), что составляет 11,4% от запланированного годового объема.
2.2 Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования
Основными поставщиками внутренних кредитных ресурсов являются депозиты физических и юридических лиц.
Благодаря снижению инфляции и росту долгосрочных сбережений были созданы условия для увеличения инвестиционной деятельности.
Основным видом деятельности коммерческих банков является предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Традиционно, наиболее приемлемой формой банковского кредита считаются краткосрочные ссуды. Быстрый возврат денег делает их высоколиквидными и относительно свободными от риска, связанного с непредсказуемыми изменениями рыночной конъюнктуры.
Долгосрочные инвестиционные
кредиты являются ключевыми, как
для банков-кредиторов, так и для
предприятий-заёмщиков. Для банков
опасность долгосрочного
Серьёзной проблемой
инвестиционного кредитования является
отсутствие ликвидного залога у предприятий-заёмщиков.
По степени ликвидности выделяют
медленно-реализуемые и
Для решения этой проблемы необходима приватизация предприятий и формирование реально действующего фондового рынка и институтов финансового инвестирования, определение реальной стоимости инструментов финансового инвестирования. В таком случае залогом могли бы выступать ценные бумаги предприятий, ликвидность которых определяла бы фондовая биржа на основе спроса и предложения. При нормальном финансировании рынка ценные бумаги предприятий будут обладать большей ликвидностью, чем обычно используемые в качестве залога основные фонды.
В противном случае при банкротстве крупных заёмщиков банки становятся собственниками основных фондов, в качестве залога, и, таким образом, сталкиваются с проблемой их реализации для предотвращения уже своего банкротства.
2.3 Состояние инвестиционного процесса в Республике Беларусь
Руководство Республики Беларусь поставило перед собой амбициозную цель – войти в число 30 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. В Беларуси проводятся обширные реформы, направленные на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны.
Преобразования уже затронули широкий спектр отношений, совершенствуется налоговое и инвестиционное законодательство. Отменен институт «золотой акции», ведется работа по сокращению лицензируемых видов деятельности и административных процедур. Ограничено вмешательство контрольных органов в работу бизнеса. Введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования в день подачи заявления. Изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации. Предоставлена возможность приобретения права собственности на землю и его использования в качестве предмета залога для получения банковского кредита.
Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста