Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:46, курсовая работа
Объектом исследования является инвестиционная ситуация в Республике Беларусь.
Предметом исследования является совокупность отношений по поводу привлечения и использования инвестиций в основной капитал в экономике Республики Беларусь.
Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
- показать методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.
Введение
1. Характеристика инвестиционной политики на современном этапе
1.1 Сущность инвестиций и их формы
1.2 Источники инвестиций
1.3 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности
1.4 Методы формирования инвестиционного климата
2. Анализ финансового обеспечения инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
2.1 Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капитал
2.2 Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования
2.3 Состояние инвестиционного процесса в Республике Беларусь
3. Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности
3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала
3.3 Инвестиционные возможности Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В отчете ”Ведение бизнеса – 2011“ Республика Беларусь заняла третье место среди стран мира, которые добились крупнейших успехов в создании более благоприятной регулятивной среды для отечественных предпринимателей за последние пять лет. В целом по результатам исследования отчетного периода Беларусь заняла 68 позицию среди охваченных рассматриваемым рейтингом стран.
По оценке специалистов,
реализованные в Беларуси реформы,
а также дальнейшие планы властей
по либерализации условий для
бизнеса являются достаточно последовательно
воплощаемой в жизнь
Кроме того, Беларусь продолжает
работу над повышением своей позиции
в классификации страновых
Позитивно оцениваются
проведенные реформы и
Сегодня Беларусь предлагает
потенциальным инвесторам такие
свои основные преимущества, как: выгодное
географическое положение;
Беларусь является восточной границей Европейского союза. С созданием таможенного союза Беларуси, России и Казахстана эта граница стала единственной на пути свободного перемещения товаров от Атлантического до Тихого океана, между Скандинавией и Центральной Азией. Для иностранных инвесторов открывается доступ к емкому рынку стран таможенного союза в 170 млн. человек.
Основными странами-инвесторами в экономику Республики Беларусь являются Россия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Германия.
В стране уже работают 5 тысяч коммерческих организаций с иностранным капиталом из более чем 70 стран мира и их число постоянно растет. Порядка 60 организаций являются филиалами транснациональных корпораций. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск грузовых автомобилей), компанией «Карл Цейсс» (производство оптики), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдоналдс», «Уномедикал» (производство медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов», «Фрезениус» (медицинское оборудование), «Ханекен» (производство слабоалкогольных и безалкогольных напитков) и др.
В республику инвестируют такие известные российские компании, как: ОАО «Лукойл» НТК, «Славнефть», «Итера – групп», ОАО «Газпром» и Газпромбанк, СООО «МТС» и др.
Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством. В Беларуси – единственной из стран СНГ – принят Инвестиционный кодекс, регулирующий инвестиционную деятельность в стране.
Все секторы национальной
экономики открыты для
Иностранные инвесторы
вправе создавать на территории Республики
Беларусь юридические лица Республики
Беларусь с любым объемом иностранных
инвестиций и в любых организационно-
Законодательством Беларуси
предусмотрена поддержка
Всем инвесторам гарантирована равная, без какой-либо дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Инвестиции не могут быть безосновательно национализированы или реквизированы. Такие процессы допустимы исключительно при полной и своевременной компенсации не только стоимости полученного инвестором имущества, но и всех понесенных им затрат.
Государство гарантирует
инвестору право
Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются и в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Беларусь является также участницей многосторонних договоров.
В республике создана
система стимулов для осуществления
инвестиционной деятельности. Создано
ГУ «Национальное агентство
Особые преференции предоставляются инвесторам в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий.
На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон во всех областях страны: «Брест» (1996), «Витебск» (1999), «Гомель-Ратон» (1998), «Гродноинвест» (2002), «Минск» (1998) и «Могилев» (2002).
Регистрация субъектов хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, при условии реализации инвестиционного проекта с объемом инвестиций не менее 1 млн. евро.
Основными преференциями для резидентов СЭЗ являются:
· освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное оборудование и товары, используемые для производства экспортной продукции;
· освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли и снижение налога на прибыль на 50 процентов в последующие годы, но не более 12 процентов;
· освобождение от налогов на недвижимость и на приобретение автомобильных транспортных средств;
· льготные условия предоставления земельных участков в аренду для реализации инвестиционных проектов;
· свободное распоряжение валютной выручкой;
· неизменность условий деятельности резидентов СЭЗ в течение семи лет.
В Беларуси 184 городских поселения, или 89% от общего числа, относятся к категории малых и средних городов. С целью обеспечения всестороннего развития экономики республики на территории населенных пунктов с численностью населения до 50 тыс. человек и в сельской местности действует особый льготный режим.
Основные преференции заключаются в освобождении коммерческих организаций от налога на прибыль в течение 7 лет, налога на недвижимость, а также от обложения таможенными пошлинами и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации.
Кроме того, коммерческие предприятия, создаваемые в малых и средних городах, освобождаются от дорожных и местных налогов и сборов, свободно могут распоряжаться валютной выручкой.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сельских населенных пунктах, уплачивают уменьшенную на не менее чем на 50 процентов государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии), могут получить без обеспечения кредит банка в размере, эквивалентном сумме не более 20 000 евро.
В малых и средних городах, а также сельской местности инвестор может приобрести неиспользуемое государственное имущество на аукционе за одну базовую величину. Обязательными условиями аукциона являются осуществление покупателем предпринимательской деятельности на данном объекте и создание дополнительных рабочих мест. Земельный участок для обслуживания указанного имущества предоставляется покупателю на праве аренды без проведения аукциона.
Кроме того неиспользуемое имущество может передаваться инвестору в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты на срок их реализации. После истечения этого срока неиспользуемое имущество может быть передано в собственность.
Для резидентов Парка
высоких технологий предусмотре
· освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей, уплачиваемых с выручки от реализации;
· освобождение от налогов на прибыль, на недвижимость, земельного налога, оффшорного сбора;
· освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли;
· уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов.
Основная часть перечисленных
льгот применяется и в
В Беларуси созданы дополнительные условия для развития микро- и малых предприятий.
Микропредпрития с числом работников, не превышающим 15 человек и выручкой за первые деять месяцев работы, не превышающей 1 млрд. белорусских рублей (порядка 350 тысяч долларов) подлежат налогообложению по ставке 8 процентов от их валового дохода и обсвобождаются от любых других налогов, включая НДС (исключение составляют ввозные таможенные пошлины, оффшорный сбор, налог на приобретение транспортных средств и взнос в фонд соцстрахования). Малые предприятия с числом работников до 100 человек и оборотом за первые девять месяцев, не превышающим 3,5 млрд. белорусских рублей (порядка 1,3 млн. долларов) подлежат налогообложению по ставке 6 процентов валового дохода и освобождаются от тех же налогов, что и микропредприятия, за исключением НДС.
Инвестиционная деятельность
может осуществляться путем заключения
инвестиционного договора иностранного
инвестора с Республикой
Это позволяет инвестору получить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала, а также льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта:
· право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;
· упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона;
· освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе оборудования и запасных частей к нему для реализации инвестиционного проекта;
· освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;
· освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;
· освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.
Законодательством предусмотрено формирование трехуровневой системы инвестиционных договоров.
1. Если инвестору предоставляются предусмотренные законодательством льготы и преференции в пределах полномочий государственного органа (исполнительного комитета), то инвестиционный договор заключается на основании решения государственного органа (исполнительного комитета);
2. Если инвестору предоставляются предусмотренные законодательством, а также перечисленные льготы и преференции, то инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь;
3. Если инвестору кроме действующих и перечисленных льгот и преференций предоставляются другие, неустановленные законодательством льготы и преференции, то решение о заключении инвестиционного договора принимает Правительство по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Республика Беларусь
заинтересована в реализации инвестиционных
проектов по модернизации производств
с высокими наукоемкими и ресурсосберегающ
В рамках исполнения поручений
Президента Республики Беларусь Лукашенко
А.Г. о совершенствовании законодате
ГЛАВА 3
Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста