Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:46, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является инвестиционная ситуация в Республике Беларусь.
Предметом исследования является совокупность отношений по поводу привлечения и использования инвестиций в основной капитал в экономике Республики Беларусь.
Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
- показать методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.

Содержание

Введение
1. Характеристика инвестиционной политики на современном этапе
1.1 Сущность инвестиций и их формы
1.2 Источники инвестиций
1.3 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности
1.4 Методы формирования инвестиционного климата
2. Анализ финансового обеспечения инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
2.1 Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капитал
2.2 Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования
2.3 Состояние инвестиционного процесса в Республике Беларусь
3. Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности
3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала
3.3 Инвестиционные возможности Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционная политика.doc

— 264.50 Кб (Скачать документ)

В отчете ”Ведение бизнеса  – 2011“ Республика Беларусь заняла третье место среди стран мира, которые добились крупнейших успехов в создании более благоприятной регулятивной среды для отечественных предпринимателей за последние пять лет. В целом по результатам исследования отчетного периода Беларусь заняла 68 позицию среди охваченных рассматриваемым рейтингом стран.

По оценке специалистов, реализованные в Беларуси реформы, а также дальнейшие планы властей  по либерализации условий для  бизнеса являются достаточно последовательно  воплощаемой в жизнь программой, которая, безусловно, направлена на улучшение делового климата страны.

Кроме того, Беларусь продолжает работу над повышением своей позиции  в классификации страновых кредитных  рисков Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) (в  настоящее время страна отнесена к 7-ой группе), что в дальнейшем позволит снизить процентную ставку по привлекаемым внешним ресурсам.

Позитивно оцениваются  проведенные реформы и специализированными  рейтинговыми агентствами, а присвоение кредитного рейтинга создает новые  условия для использования внешних инвестиций, позволяет значительно сократить расходы по обслуживанию внешнего долга, улучшить работу банковской системы страны. 

Сегодня Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие  свои основные преимущества, как:   выгодное географическое положение;  высококвалифицированную рабочую силу;    значительный научно-технический потенциал;    развитую сеть транспортных коммуникаций и инфраструктуру;    прогрессивное инвестиционное законодательство.

Беларусь является восточной  границей Европейского союза. С созданием таможенного союза Беларуси, России и Казахстана эта граница стала единственной на пути свободного перемещения товаров от Атлантического до Тихого океана, между Скандинавией и Центральной Азией. Для иностранных инвесторов открывается доступ к емкому рынку стран таможенного союза в 170 млн. человек.

Основными странами-инвесторами  в экономику Республики Беларусь являются Россия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Германия.

В стране уже работают 5 тысяч коммерческих организаций с иностранным капиталом из более чем 70 стран мира и их число постоянно растет. Порядка 60 организаций являются филиалами транснациональных корпораций. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск грузовых автомобилей), компанией «Карл Цейсс» (производство оптики), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдоналдс», «Уномедикал» (производство медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов», «Фрезениус» (медицинское оборудование), «Ханекен» (производство слабоалкогольных и безалкогольных напитков) и др.

В республику инвестируют  такие известные российские компании, как: ОАО «Лукойл» НТК, «Славнефть», «Итера – групп», ОАО «Газпром»  и Газпромбанк, СООО «МТС» и др.  

Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством. В Беларуси – единственной из стран СНГ – принят Инвестиционный кодекс, регулирующий инвестиционную деятельность в стране.

Все секторы национальной экономики открыты для иностранных  инвестиций, за исключением немногочисленных отраслей, что характерно и для  мировой практики (оборона, безопасность, производство и распространение  наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ).

Иностранные инвесторы  вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных  инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и  представительства.

Законодательством Беларуси предусмотрена поддержка иностранных  инвесторов в форме представления  гарантий Правительства Беларуси и  доступа к централизованным инвестиционным ресурсам.

Всем инвесторам гарантирована  равная, без какой-либо дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Инвестиции не могут быть безосновательно национализированы или реквизированы. Такие процессы допустимы исключительно при полной и своевременной компенсации не только стоимости полученного инвестором имущества, но и всех понесенных им затрат.

Государство гарантирует  инвестору право самостоятельного распоряжения результатами инвестиционной деятельности (реинвестировать прибыль  либо свободно переводить полученный доход за границу после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством). Кроме того, гарантируется возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются и в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Беларусь является также участницей многосторонних договоров.

В республике создана  система стимулов для осуществления  инвестиционной деятельности. Создано  ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Даны полномочия физическим и юридическим лицам на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.

Особые преференции  предоставляются инвесторам в свободных  экономических зонах, малых и  средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий.

На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон во всех областях страны: «Брест» (1996), «Витебск» (1999), «Гомель-Ратон» (1998), «Гродноинвест» (2002), «Минск» (1998) и «Могилев» (2002).

Регистрация субъектов  хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, при условии реализации инвестиционного проекта с объемом инвестиций не менее 1 млн. евро.

Основными преференциями  для резидентов СЭЗ являются:

·    освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное оборудование и товары, используемые для производства экспортной продукции;

·    освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли и снижение налога на прибыль на 50 процентов в последующие годы, но не более 12 процентов;

·    освобождение от налогов на недвижимость и на приобретение автомобильных транспортных средств;

·    льготные условия предоставления земельных участков в аренду для реализации инвестиционных проектов;

·    свободное распоряжение валютной выручкой;

·    неизменность условий деятельности резидентов СЭЗ в течение семи лет.

В Беларуси 184 городских  поселения, или 89% от общего числа, относятся  к категории малых и средних  городов. С целью обеспечения  всестороннего развития экономики  республики на территории населенных пунктов с численностью населения до 50 тыс. человек и в сельской местности действует особый льготный режим.

Основные преференции  заключаются в освобождении коммерческих организаций от налога на прибыль  в течение 7 лет, налога на недвижимость, а также от обложения таможенными пошлинами и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации.

Кроме того, коммерческие предприятия, создаваемые в малых  и средних городах, освобождаются  от дорожных и местных налогов и сборов, свободно могут распоряжаться валютной выручкой.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сельских населенных пунктах, уплачивают уменьшенную  на не менее чем на 50 процентов  государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии), могут получить без обеспечения кредит банка в размере, эквивалентном сумме не более 20 000 евро.

В малых и средних  городах, а также сельской местности  инвестор может приобрести неиспользуемое государственное имущество  на аукционе за одну базовую величину. Обязательными условиями аукциона являются осуществление покупателем предпринимательской деятельности на данном объекте и создание дополнительных рабочих мест. Земельный участок для обслуживания указанного имущества предоставляется покупателю на праве аренды без проведения аукциона.

Кроме того неиспользуемое имущество может передаваться инвестору  в безвозмездное пользование  под конкретные инвестиционные проекты  на срок их реализации. После истечения  этого срока неиспользуемое имущество может быть передано в собственность.

Для резидентов Парка  высоких технологий предусмотрены следующие льготы:

·    освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей, уплачиваемых с выручки от реализации;

·    освобождение от налогов на прибыль, на недвижимость, земельного налога, оффшорного сбора;

·    освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли;

·    уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов.

Основная часть перечисленных  льгот применяется и в отношении  юридических лиц, не являющихся резидентами  Парка высоких технологий, но реализующим  бизнес-проекты в сфере новых  и высоких технологий.

В Беларуси созданы дополнительные условия для развития микро- и малых предприятий.

Микропредпрития с числом работников, не превышающим 15 человек  и выручкой за первые деять месяцев  работы, не превышающей 1 млрд. белорусских  рублей (порядка 350 тысяч долларов) подлежат налогообложению по ставке 8 процентов  от их валового дохода и обсвобождаются от любых других налогов, включая НДС (исключение составляют ввозные таможенные пошлины, оффшорный сбор, налог на приобретение транспортных средств и взнос в фонд соцстрахования). Малые предприятия с числом работников до 100 человек и оборотом за первые девять месяцев, не превышающим 3,5 млрд. белорусских рублей (порядка 1,3 млн. долларов) подлежат налогообложению по ставке 6 процентов валового дохода и освобождаются от тех же налогов, что и микропредприятия, за исключением НДС.

Инвестиционная деятельность может осуществляться путем заключения инвестиционного договора иностранного инвестора с Республикой Беларусь.

Это позволяет инвестору  получить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала, а также  льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта:

·    право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;

·    упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона;

·    освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе оборудования и запасных частей к нему для реализации инвестиционного проекта;

·    освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;

·    освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;

·    освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.

Законодательством предусмотрено  формирование трехуровневой системы  инвестиционных договоров.

1. Если инвестору предоставляются предусмотренные законодательством льготы и преференции в пределах полномочий государственного органа (исполнительного комитета), то инвестиционный договор заключается на основании решения государственного органа (исполнительного комитета);

2. Если инвестору предоставляются предусмотренные законодательством, а также перечисленные льготы и преференции, то инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь;

3. Если инвестору кроме действующих и перечисленных льгот и преференций предоставляются другие, неустановленные законодательством льготы и преференции, то решение о заключении инвестиционного договора принимает Правительство по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Республика Беларусь заинтересована в реализации инвестиционных проектов по модернизации производств  с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимической отрасли, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, биотехнологий, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере транспортных коммуникаций, связи, инфраструктуры, туризма, строительных услуг.

В рамках исполнения поручений  Президента Республики Беларусь Лукашенко  А.Г. о совершенствовании законодательства в области инвестиционной деятельности Минэкономики совместно с заинтересованными в настоящее время проводится работа по подготовке новой редакции Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, соответствующей международным стандартам защиты прав инвесторов, закрепленным в международных договорах Республики Беларусь, а также изданным в последнее время актам Главы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста