Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:55, курсовая работа
Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент.
Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие инвестиций. Факторы, влияющие на неё…………………5
1.2. Родь международной помощи в оздоровлении российской экономики…………………………………………………………………………9
Глава2. Источники инвестиций…………………………………………………12
2.1. Внутренние источники инвестиций в России………………………12
2.2. Внешние источники инвестиций…………………………………….17
Глава3. Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в России. Препятствия на пути притока инвестиций……………………………………..24
3.1. Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в России..24
3.2. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации инвестиционного климата……………………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………….32
Иностранный капитал может
иметь доступ во все сферы экономики
(за исключением тех которые
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики.10 Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.
Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Активное сальдо текущего платежного баланса России (когда страна является нетто экспортером капитала, т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.
Многие в российских деловых
кругах чувствуют, что экономика
России слишком нестабильна для
осуществления долгосрочных инвестиций.
Поэтому и предприятия
Основные источники оттока
капиталов могут быть как легитимными,
так и нелегитимными. К числу
легитимных источников относятся санкционированные
инвестиции в экономику других
стран в форме создания совместных
предприятий или дочерних фирм. Общие
масштабы оттока валюты не поддаются
точному измерению, поскольку финансовая
статистика, естественно, учитывает
только их легальную часть. Отток
в крупных масштабах
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов - наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.
На сегодняшний момент
по сведениям Госкомстата объемы
вложений за границей весьма скромны -
инвестиции российского капитала за
границей составили 20 млн. долларов и 2.6
млрд. рублей, при этом объем прямых
инвестиций составил всего 3 млн. долларов
и они почти целиком
Сейчас правительство рассматривает законопроект о легализации размещенных за рубежом финансовых активов - о так называемой “экономической амнистии”. В этом проекте говорится о том, что все деньги могут вернуться в Россию и при уплате определенного налога государству эти деньги перестанут считаться нелегальными. Этот законопроект необходим правительству для возвращения в Россию “уплывших” денег. Однако, по мнению экспертов этот проект не имеет будущего, так как деньги уходили из России из-за недоверия государству и не вернутся обратно, пока доверие к государству не восстановиться, а значит возвращение “уплывших” денег произойдет нескоро.
Глава3. Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в России. Препятствия на пути притока инвестиций.
3.1. Оценка и
анализ состояния
Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны, можно приступить к оценке, а затем и к анализу инвестиционного климата России.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в проделанной работе.12 Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.
Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный “вес” страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести уже в 1999 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов.
В России до сих
пор отсутствует своя система
оценки инвестиционного
Притоку в инвестиционную сферу
частного национального и
иностранного капитала
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Привлечение инвестиций (как
иностранных, так и национальных)
в российскую экономику является
жизненно важным средством устранения
инвестиционного "голода" в стране.
Особую роль в активизации инвестиционной
деятельности должно сыграть страхование
инвестиций от некоммерческих рисков.
Важным шагом в этой области стало
присоединение России к Многостороннему
агентству по гарантиям инвестиций
(МИГА), осуществляющему их страхование
от политических и других некоммерческих
рисков. Важное условие, необходимое
для частных капиталовложений (как
отечественных, так и иностранных),
- постоянный и общеизвестный набор
догм и правил, сформулированных таким
образом, чтобы потенциальные инвесторы
могли понимать и предвидеть, что
эти правила будут применяться
к их деятельности. В России же,
находящейся в стадии непрерывного
реформирования, правовой режим
непостоянен. Потребность страны
в иностранных инвестициях составляет
10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей
перспективе законодательная
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.