Инвестиционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание

Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент.
Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие инвестиций. Факторы, влияющие на неё…………………5
1.2. Родь международной помощи в оздоровлении российской экономики…………………………………………………………………………9
Глава2. Источники инвестиций…………………………………………………12
2.1. Внутренние источники инвестиций в России………………………12
2.2. Внешние источники инвестиций…………………………………….17
Глава3. Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в России. Препятствия на пути притока инвестиций……………………………………..24
3.1. Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в России..24
3.2. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации инвестиционного климата……………………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая инвестиции.docx

— 56.66 Кб (Скачать документ)

Иностранный капитал может  иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся  в государственной монополии) без  ущерба для национальных интересов.9 Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные  прямым  инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему  управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал  в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных  материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров  народного потребления,  в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики.10 Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны,  и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

б) “Экономическая амнистия”.

Рассмотрев в первую очередь  инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы можем сказать и о том, какие  средства уходят нелегально за рубеж. За последние  годы  в  России  сложился  слой предприятий и  предпринимателей, накопивших крупные  капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно  было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается  под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России  возникнет дефицит  текущего платежного баланса (когда  уровень инвестиций превышает уровень  сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов (потенциальных  инвестиций) из России в несколько  раз превышает их приток. Активное  сальдо текущего платежного баланса  России (когда страна является нетто  экспортером капитала,  т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к дальнейшему  ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

Многие в российских деловых  кругах чувствуют, что экономика  России слишком нестабильна для  осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на  капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж.11 Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на  счетах  в зарубежных  банках вместо того,  чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают  предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу  легитимных источников относятся санкционированные  инвестиции  в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие  масштабы оттока валюты не поддаются  точному измерению, поскольку финансовая  статистика,  естественно,  учитывает  только  их легальную часть. Отток  в крупных масштабах иностранной  валюты за пределы России побудил  власть принять организационно-правовые меры по ужесточении контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска.  Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов  - наряду со стимулированием  притока капитала сразу же принимаются  меры, препятствующие его оттоку.

На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений за границей весьма скромны - инвестиции российского капитала за границей составили 20 млн. долларов и 2.6 млрд. рублей, при этом объем прямых инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком направлялись в промышленность - цветную металлургию, химическую и нефтехимическую отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов в 1991-1996 годах из России было вывезено около 150 млрд. долларов “грязных”, т.е. заработанных незаконным путем, денег  и по статистике около 10 млрд. долларов чистых денег ежегодно вывозиться из России незаконным путем. Естественно, что государство заинтересовано в том, чтобы хотя бы часть “уплывших” потенциальных инвестиций вернуть.

Сейчас правительство  рассматривает законопроект о легализации  размещенных за рубежом финансовых активов - о так называемой “экономической амнистии”. В этом проекте говорится  о том, что все деньги могут  вернуться в Россию и при уплате определенного налога государству  эти деньги перестанут считаться  нелегальными. Этот законопроект необходим  правительству для возвращения  в Россию “уплывших” денег. Однако, по мнению экспертов этот проект не имеет будущего, так как деньги уходили из России из-за недоверия  государству и не вернутся обратно, пока доверие к государству не восстановиться, а значит возвращение “уплывших” денег произойдет нескоро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Оценка и  анализ состояния инвестиционного  климата в России. Препятствия  на пути притока инвестиций.

3.1. Оценка и  анализ состояния инвестиционного  климата в России.

Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны, можно приступить к оценке, а затем  и к анализу инвестиционного климата России.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято  называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее состояние инвестиционного  климата в России не составляет особого  труда, стоит только обратиться к  статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные  ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие  дешёвой и достаточно квалифицированной  рабочей силы, высокий научно-технический  потенциал не привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в  проделанной работе.12 Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.

Анализируя сложившийся  инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени  доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса  инвестиционного климата.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу  инвестиционного  климата или обратному ему  показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной  привлекательности страны и "барометром" для  иностранных инвесторов. Зависимость  потока иностранных инвестиций от индекса  инвестиционного климата или  его отдельных составляющих носит  почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация  заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный “вес” страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести уже в 1999 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов.

 В России до сих  пор отсутствует своя система  оценки инвестиционного климата  и ее отдельных регионов. Иностранные  инвесторы ориентируются  на  оценки  многочисленных фирм, регулярно  отслеживающих инвестиционный климат  во многих странах мира, в том  числе и в России. Однако оценки  инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами  на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации  и без участия российских экспертов,  представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача  формирования на основе ведущихся  в Институте экономики РАН  исследований Национальной системы  мониторинга инвестиционного климата  в России, крупных экономических  районов и субъектов Федерации.  Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

3.2. Препятствия на пути притока  инвестиций. Пути и меры по  активизации инвестиционного климата

              Притоку в инвестиционную  сферу   частного  национального  и  иностранного капитала препятствуют  политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной  и социальной инфраструктуры, недостаточное  информационное обеспечение. Взаимосвязь  этих проблем усиливает их  негативное влияние на инвестиционную  ситуацию. Слабый приток прямых  иностранных инвестиций в российскую  экономику  объясняется разногласиями  между исполнительной и законодательной  властями, Центром и объектами  Федерации,  наличием межнациональных   конфликтов в  самой  России  и войн непосредственно на  ее границах, социальной напряженностью  (забастовки, недовольство широких  слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием  властей, неблагоприятным для  инвесторов законодательством, инфляцией,  спадом производства, непрерывным  падением курса рубля и его  не конвертируемостью и др.

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная  политика предписывает оказывать  поддержку  прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности,  пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество  бюрократических преград, а кроме  того, складывается впечатление, что  многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые  в России убеждены, что иностранные инвестиции -  это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Привлечение инвестиций (как  иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным  средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть  страхование  инвестиций от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области стало  присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),  осуществляющему их страхование  от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое  для  частных  капиталовложений (как  отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор  догм и правил, сформулированных таким  образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут применяться  к их деятельности.  В России же,  находящейся в стадии непрерывного реформирования,  правовой режим  непостоянен.  Потребность страны  в  иностранных  инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей  перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием  новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о  свободных экономических зонах.  Большую роль сыграет также законодательное  определение  прав  собственности  на землю. Для облегчения доступа  иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке  инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики  и активизации инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер,  направленных на формирование в стране как общих  условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Информация о работе Инвестиционная политика России