Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение истории развития банковского дела в России. Объектом исследования являются - банки.
В первой главе рассматривается: история зарождения и становления банковской деятельности в мире.
Во второй главе рассматривается история развития банковской системы России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ
БАНКОВСКОГО ДЕЛА В МИРЕ………………………………………………….….4
1.1. Предпосылки появления первых банковских учреждений, их операции…...4
1.2. Особенности становления и развития банковских учреждений
в средние века, их операционная деятельность……………………………....6
1.3. Особенности функционирования банков в «Новое время», их операции…..7
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…....10
2.1. Характеристика банковской системы СССР…………………………………10
2.2. Формирование и становление банковской системы России в
современных условиях рыночной экономики……………………………….14
2.3. Зарождение банковских учреждений в России или
особенности их функционирования в революционный период…………..…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….…23
Во второй половине 50-х годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Это было вызвано, прежде всего, тем, что несколько ранее была ликвидирована промысловая кооперация, предприятия которой составляли значительную часть клиентуры данного банка. Остававшуюся клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку.
В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства.
Госбанк СССР был самым крупным банком, он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через республиканские и областные (краевые) конторы, число которых составляло 180. Правда, Стройбанк не имел на местах столь широкой сети отделений (филиалов). Отделения открывались с учетом объема финансирования и кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось 908.
Государственные трудовые сберегательные кассы имели к началу 1986 г. весьма разветвленную сеть – 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство их деятельностью осуществлял Госбанк СССР. В свою очередь система Гострудсберкасс возглавлялась правлением, которому были подчинены главные управления союзных республик.
Внешторгбанк СССР имел небольшую сеть учреждений – 17 отделений на территории страны и одно в Швейцарии. В своей работе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские отношения: в 131 стране он поддерживал связи с 1835 банками-корреспондентами.
Советская банковская система включала в себя также банки за границей с участием капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения работали в следующих странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной Европы в Париже; в Великобритании – Московский народный банк в Лондоне с отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте-на-Майне; в Люксембурге – Ист-Вест Юнайтед бэнк; в Австрии – Донау банк в Вене.
Вышеназванные
банки были созданы для расчетно-
Функционировавшие
в стране банки в полной мере отвечали
требованиям командно-
Так
как приспособленные к
Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности, банковская система служила «Зеркалом» функционировавшего в стране хозяйственного механизма. Длительное господство командно-административной системы вызывало все большее отставание экономики страны от стран с развитой рыночной экономикой. Отчетливо вырисовывалась неутешительная перспектива превращения СССР во второразрядное и даже третьеразрядное государство.
В
середине 80-х годов в обстановке
поиска путей более интенсивного
развития экономики стали
В результате была создана система банков в следующем составе: Государственный банк СССР; Агропромышленный банк (Агропромбанк); Промышленно-строительный банк (Промстройбанк); Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк); Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк); Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).
Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Таким образом, отделение, получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным учреждением. Деление же клиентуры на “профильную” и «непрофильную», «свою» и «чужую» способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам.
Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка. Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих адреса.
Вследствие такой «перестройки» значительно возросло управленческое звено банковской системы на уровне области, края и автономной республики.
Реорганизация системы банков не затронула системы безналичных расчетов с помощью межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные расчеты между предприятиями и организациями продолжали осуществляться так, будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетью своих учреждений (филиалов).
Реорганизация, проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на смену одним монополистам других. Очень скоро стало ясно, что настоящая реорганизация банковской системы еще впереди.
На рубеже 80-х и 90-х годов в общественном мнении стала утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Тем самым возникло качественно новое направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой.
Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных банков.
К этому времени Госбанк СССР стал выполнять функции Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал Центральный банк РСФСР (Банк России). Тем самым в стране началось формирование двухуровневой банковской системы.
В
этих условиях возникла необходимость
в соответствующей
2.2. Формирование и становление банковской системы России в
современных
условиях рыночной экономики
Первый этап реформирования банковской системы отличался быстрым ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. Многие считали, что были найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела. Коренное изменение качественных параметров работы банков, их отношений с предприятиями, организациями и населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии становления. В 1995-1998 гг. свое существование прекратили больше банков, чем было создано новых. За 1996-1998 гг. было отозвано более 1000 банковских лицензий.
Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Ипотечные и муниципальные банки только начинают возрождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков т.к. для них отсутствует правовая база.
Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием закона «О ЦБ РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О ЦБ РФ» дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его функций.
Современная
банковская система России представляет
собой систему переходного
Банковская система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще “наполнена” рыночной идеологией.
Современные коммерческие банки – банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики.
Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России и в иностранной валюте.
Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов устанавливается федеральными законами и Банком России. Ответственность коммерческого банка, его руководителей и иных должностных лиц за нарушение этого порядка устанавливается федеральными законами.
Коммерческий банк ежемесячно сообщает в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах на территории Российской Федерации и за рубежом.
Коммерческие банки универсального типа выполняют функции по аккумуляции денежных средств населения, хозяйственных операций, фирм, компаний; по размещению кредитных ресурсов; организации и проведению денежных расчетов; предлагают клиентам различные банковские операции и услуги.
В процессе проведения межбанковских операций в соответствии с действующим законодательством российские коммерческие банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, производить расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком Росси.
Информация о работе История развития банковского дела в России и за рубежом