Издержки фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Понятие фирмы и издержек, классификация издержек
Целью этой работы является теоретический анализ предприятия как производственно-хозяйственной формы и влияние издержек на производство. В данной работе мы ставим следующие задачи:
1) рассмотреть сущностные характеристики, виды фирмы и ее место в экономической системе;
2) изучить производство с точки зрения экономики, рассмотреть его факторы и технологию;
3) рассмотреть понятие и классификацию издержек производства;
4) выявить пути минимизации издержек производства.
Любое предприятие стремится увеличить свою прибыль. Для этого необходимо изучить все возможности самого предприятия путем исследования его издержек. В этом и заключается актуальность данной темы.

Содержание

Введение
Глава 1. Фирма – основное звено рыночной экономики …………………….5
1.1. Понятие «фирма» ……………………………………………………..5
1.2. Принципы существования, цели и стратегия предприятия ………..6
Глава 2. Производство и его современная структура …………………….. …9
2.1. Понятие производства ……………………………………………… 9
2.2. Факторы производства ………………………………………………..9
2.3. Технологии производства ……………………………………………13
Глава 3. Издержки предприятия ……………………………………………… 18
3.1. Понятие и сущность экономических издержек ……………………..18
3.2. Классификация издержек производства ……………………………..21
3.3. Издержки производства в краткосрочном периоде …………………25
3.4. Издержки производства в долгосрочном периоде ………………… 29
3.5. Внешние эффекты и трансакционные издержки …………………… 32
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Эконом теория.doc

— 934.00 Кб (Скачать документ)
 

        СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

Глава 1. Фирма – основное звено рыночной экономики …………………….5

    1.1. Понятие «фирма» ……………………………………………………..5

    1.2. Принципы существования, цели и стратегия предприятия ………..6

Глава 2. Производство и его современная  структура …………………….. …9

    2.1. Понятие производства ………………………………………………   9

    2.2. Факторы производства ………………………………………………..9

    2.3. Технологии производства ……………………………………………13

Глава 3. Издержки предприятия ……………………………………………… 18

    3.1. Понятие и сущность экономических издержек ……………………..18

    3.2. Классификация издержек производства ……………………………..21

    3.3. Издержки производства в краткосрочном  периоде …………………25

    3.4. Издержки производства в долгосрочном  периоде …………………  29

    3.5. Внешние эффекты и трансакционные  издержки …………………… 32

Заключение 

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Фирма (предприятие) – это экономический  субъект, реализующий собственный  интерес посредством производства и реализации определенного вида товаров и услуг путем оптимального комбинирования факторов производства. Предприятие можно рассматривать не только с материально-технической, но и с экономической стороны. В качестве товаропроизводителя фирма вступает в различные экономические отношения – отношения купли-продажи факторов производства, отношения по поводу производства соответствующего товара, купли-продажи произведенного товара и т.д.

          В наше время производство  занимает довольно большую часть  жизни человека. Чтобы увидеть  общественные отношения, хозяйственные  связи, социальные процессы необходимо  рассмотреть производство как источник всякого благополучия. С помощью производства человек удовлетворяет множество своих потребностей.

    Основной  целью деятельности любого предприятия  является максимизация прибыли. Возможности  ее получения ограничены, в первую очередь, издержками производства.

    Именно  издержки производства являются главными ограничителем прибыли предприятия. Издержки являются важнейшей экономической  категорией. Их уровень во  многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности.

            Целью этой работы является теоретический анализ предприятия как производственно-хозяйственной формы и влияние издержек на производство. В данной работе мы ставим следующие задачи:

    1) рассмотреть сущностные характеристики, виды фирмы и ее место в экономической системе;

    2) изучить производство  с точки  зрения экономики, рассмотреть  его факторы и технологию;

    3) рассмотреть понятие и классификацию  издержек производства;

    4) выявить пути минимизации издержек  производства.

    Любое предприятие стремится увеличить  свою прибыль. Для этого необходимо изучить все возможности самого предприятия путем исследования его издержек. В этом и заключается актуальность данной темы.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Фирма (предприятие) – основное звено рыночной экономики.

    1.1. Понятие «фирма».

    В экономической литературе широко используются понятия «фирма» и «предприятие». С точки зрения экономической  теории, предприятие есть производственная ячейка – звено в совокупности производительных сил общества, а фирма – хозяйственная ячейка, занимающая определенное место в системе экономических отношений. Под предприятием понимается учреждение в форме фабрики, фермы, магазина и т.п., которое выполняет специфические функции по производству и реализации товаров и услуг. Фирма же представляет собой организацию, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. [4, с. 17] Предприятие выражает технологические и организационные аспекты хозяйственной деятельности субъекта. Фирма – более общее понятие, включающее помимо указанных аспектов и правовой. Она выступает, как юридическое лицо, обладающее собственностью и производящее на рынок товары и услуги. В состав фирмы могут входить одно или несколько предприятий. В нашей стране «фирма» и «предприятие» обычно отождествляются, и даже в законах слово «фирма» заменено словом «предприятие». Термин «фирма» используется лишь как обобщающее понятие. Поэтому в данной работе понятия «предприятие» и «фирма» мы будем употреблять как синонимы. [7, с. 87]

    В рыночной экономике производимая продукция  имеет форму товара, поэтому фирмы (предприятия) предстают как основные товаропроизводители. Это означает, что предприятие можно рассматривать  не только с материально-технической, но и с экономической стороны. В качестве товаропроизводителя фирма вступает в различные экономические отношения – отношения купли-продажи факторов производства, отношения по поводу производства соответствующего товара, купли-продажи произведенного товара и т.д.

    Фирма (предприятие) – это экономический субъект, реализующий собственный интерес посредством производства и реализации определенного вида товаров и услуг путем оптимального комбинирования факторов производства. [7, с. 86]

    В условиях рыночной экономики фирма  приобретает все ресурсы только посредством покупки, а произведенный продукт предлагает для продажи. На цивилизованном рынке покупка ресурсов принимает форму контрактов. Поэтому фирма означает не просто некую сумму техники и людей, трансформирующую ресурсы в производимый продукт, но и совокупность взаимовыгодных контрактов.

    1.2. Принципы существования, цели и стратегия предприятия.

    Предприятие как производственно-хозяйственная  форма очень многогранно. Выделим  основные принципы существования предприятия. [5, с. 20]

    1) Принцип самоокупаемости, под  которым понимаются условия безубыточного  производства. Все производственные  затраты, связанные с производством  продукта, окупаются в его цене.

    2) Принцип самоуправления – принцип  существования предприятия (фирмы). Этот принцип реализуется в самостоятельном выборе сферы и продукта производства, технологии и объема производства, ассортимента, рынков сырья и сбыта и т.д.

    3) Принцип самофинансирования –  один из важнейших принципов.  Фирма должна надеяться и располагать  только теми денежными ресурсами, которые сама в состоянии обеспечить. Таким образом, деятельность ее должна быть построена так, чтобы приносить доход, обеспечивающий ее непрерывное развитие.

    Многообразие  возможных положений отдельных  фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различной нацеленностью их функционирования. К наиболее важным целям предприятия можно отнести:

  • выпуск и предложение на рынке продукции, удовлетворяющей спрос покупателей;
  • увеличение сектора рынка и на его основе увеличение прибыли;
  • максимизация доходов.

    Принятие  широких долгосрочных мер по реализации цели составляет содержание стратегии (деловой политики) фирмы. Формирование стратегии обуславливается анализом внешних и внутренних факторов деятельности фирмы (табл. 1).

    Таблица 1. Стратегия фирмы. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Планирование  коммерческой деятельности фирмы входит в системы организации управления и определяется его целью. Располагая факторами производства и соединяя их в различных технологиях, фирма  выпускает готовые товары и предлагает их на рынке. 

    Таким образом, предприятие как производственно-хозяйственная форма очень многогранно.  Фирмы (предприятия) предстают как основные товаропроизводители. При рассмотрении понятия «фирма» нужно обратить внимание на такой аспект, как ее экономическая безопасность. Сущность экономической безопасности предприятий заключается в таком его экономическом состоянии, при котором обеспечивается реализация его хозяйственно-экономических интересов в производстве товара и получении прибыли. Существует ряд факторов, угрожающих экономической безопасности:

  • устаревание технологий производства;
  • «утечка» кадров и информации;
  • региональная структура хозяйства;
  • порядочность партнеров.

    Результатом утраты экономической безопасности является сокращение доходов фирмы, объемов производства, сокращение сегмента рынка, т.е. основных целей любой фирмы.

    Риск  производства, связанный с утратой  экономической безопасности может  быть уменьшен путем страхования. [5, с. 24] Существуют различные виды страхования:

  • страхование производственной деятельности;
  • страхование нового продукта;
  • страхование материальных ценностей;
  • страхование от стихийных бедствий;
  • страхование транспортировки товара от порчи, утраты и т.п.

    Все виды страхования позволяют вернуть  затраты, возникающие по страховому случаю. В России страхование бизнеса развито весьма слабо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.  Производство и его современная структура.

    2.1. Понятие производства.

    Производство – это взаимодействие человека и природы, преобразование человеком элементов природы.

   Производство – это деятельность  человека,  посредством  которой  он  удовлетворяет  свои  потребности.  Ведь  природа  не  предоставляет  человеку  необходимые  ему  блага.  Их  надо  производить.  Вот  почему  производство  есть  объективная  необходимость.

   Потребности  человека  безграничны  и  постоянно  растут. Рост  потребностей  постоянно  подстёгивает  производство.

   Совокупность  всех  сил,  используемых  человеком  в  процессе  производства  (включая  физические  и  духовные  усилия  самого  человека),  в  экономической  теории  обозначается  понятием  «производительные  силы».

Развитию  производственных  сил  присущи  две  прогрессивные  тенденции  – они,  становятся  все  менее  материало-  и  трудоемкими.  Первая  тенденция  знаменует  спасение  природы,  вторая  - спасение  человека.  В  противном  случае  возрастающие  масштабы  производства  поглотили  бы  не  только  природу,  но  и  человека. 

       2.2. Факторы производства.

       Процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе, в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он действует полностью независимо, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми.      

    Функционирование  предприятий и домашних хозяйств основывается на использовании факторов производства и получении от их использования соответствующих доходов. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности.  
      Между тем в рыночном товарообороте факторов производства есть свои особенности, хотя в целом и здесь действует тот же механизм конкурентного равновесия цен. За производственными ресурсами, вовлекаемыми в хозяйственную деятельность, всегда стоят их собственники (земли, капитала, труда, знаний и т.д.) и ни один из них не передаст безвозмездно право использования того или иного ресурса другим лицам. Поэтому движение основных элементов производства, их присвоение, распоряжение ими и использование, затрагивает более глубинные общественно-экономические отношения.  
     Для последних десятилетий характерным является рост ресурсных затрат и как результат - снижение доходности от их использования. Растут цены на землю, энергоносители, сырье, заработная плата. Все это приводит к изменению поведения людей и фирм в мире экономике, побуждает их находить заменители удорожающихся ресурсов и пути снижения издержек производства.  
     Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления.

Информация о работе Издержки фирмы