Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:55, курсовая работа
Понятие фирмы и издержек, классификация издержек
Целью этой работы является теоретический анализ предприятия как производственно-хозяйственной формы и влияние издержек на производство. В данной работе мы ставим следующие задачи:
1) рассмотреть сущностные характеристики, виды фирмы и ее место в экономической системе;
2) изучить производство с точки зрения экономики, рассмотреть его факторы и технологию;
3) рассмотреть понятие и классификацию издержек производства;
4) выявить пути минимизации издержек производства.
Любое предприятие стремится увеличить свою прибыль. Для этого необходимо изучить все возможности самого предприятия путем исследования его издержек. В этом и заключается актуальность данной темы.
Введение
Глава 1. Фирма – основное звено рыночной экономики …………………….5
1.1. Понятие «фирма» ……………………………………………………..5
1.2. Принципы существования, цели и стратегия предприятия ………..6
Глава 2. Производство и его современная структура …………………….. …9
2.1. Понятие производства ……………………………………………… 9
2.2. Факторы производства ………………………………………………..9
2.3. Технологии производства ……………………………………………13
Глава 3. Издержки предприятия ……………………………………………… 18
3.1. Понятие и сущность экономических издержек ……………………..18
3.2. Классификация издержек производства ……………………………..21
3.3. Издержки производства в краткосрочном периоде …………………25
3.4. Издержки производства в долгосрочном периоде ………………… 29
3.5. Внешние эффекты и трансакционные издержки …………………… 32
Заключение
Библиографический список
3.5. Внешние эффекты (экстерналии) и трансакционные издержки и их группы
Различают два вида так называемых внешних эффектов (экстерналий) или «провалов рынка».
Первый вид внешних эффектов – побочное воздействие функционирования предприятия (фирмы) на внешнюю среду – природу людей и т.п. Такие внешние эффекты могут быть отрицательными (шум проходящего транспорта, вредные выбросы в атмосферу и водоемы, эрозия почв под влиянием вырубки леса и т.п.) и положительными (постройка дорог к новому предприятию, которыми пользуются и другие предприятия и население; улучшение образа жизни под влиянием новой продукции, технологий и т.п.) [2, с. 61]:.
С точки зрения теории фирмы более актуален второй вид внешних эффектов – внешние помехи функционирования предприятия. Правда этот вид внешних эффектом может быть связан с первым (например, введение экологических, санитарных и т.п. ограничений).
Второй вид внешних эффектов, их преодоление порождают особый вид затрат фирмы – так называемые трансакционные издержки или издержки трансакции.
На деле реальные затраты предпринимателей заметно превышают их непосредственно производственные издержки. Дополнительные издержки, превышающие издержки производства и связанные с закреплением или передачей прав собственности, называются трансакционными издержками (от англ. Transaction – дело, операция, сделка) [2, с. 62].
Трансакционные издержки будут положительными, если полученные предпринимателем выгоды выше его затрат, и будут отрицательными, если выгоды меньше затрат. Доход, полученный в результате затрат трансакционных издержек, иногда называют политической рентой.
В западной экономической литературе обычно выделяют пять групп издержек трансакции [2, с. 63]:
1. Издержки поиска информации – затраты времени и ресурсов на поиски потенциальных покупателей и продавцов, на изучение цен, а также потери, связанные с неполнотой, несовершенством и искажением имеющейся информации.
2. Издержки ведения переговоров – затраты на переговоры, заключение и оформление контрактов. Большую экономию при этом дает применение стандартных (типовых) договоров.
3.
Издержки измерения – затраты
на измерительную технику, на
сами измерения, на
4.
Издержки закрепления (
5.
Издержки оппортунистического
Различают две основные формы такого поведения.
Первая форма – так называемый «моральный риск», т.е. ситуация, когда невозможно иметь информацию о соблюдении партнеров условий контракта (или это очень дорого). Самая распространенная форма – это работа с меньшей отдачей, особенно в условиях работы в группе или команде, где трудно выделить личный вклад каждого. Для преодоления этой формы издержек оппортунистического поведения руководители предприятий вынуждены создавать сложные структуры контроля, устанавливать правила наложения взысканий и т.п.
Вторая форма – так называемое «вымогательство». Самый распространенный вид – это спекуляция того или иного работника или коллектива на своей уникальности в силу особой квалификации, либо опираясь на обладание уникальной информацией.
Трансакционные
издержки связаны с эффектом масштаба
производства: чем больше масштаб
производства, тем ниже эти издержки в
расчете на единицу продукции.
Таким образом, издержки фирмы - это те выплаты, которые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения.
Заключение
В
данной работе мы проанализировали предприятие
как производственно-
Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. Производство включает в себя три разнородных фактора: 1) субъективный, человеческий; 2) вещественный – средства труда; 3 ) предмет труда.
Все
три фактора связываются
В
основе системы показателей
Любое предприятие стремиться расширить, увеличить свое производство, и как следствие, увеличить прибыль. Необходимо найти оптимальный вариант соотношения затрат и доходов производства, и по мере деятельности фирмы стремиться к этому. Исследование издержек в долгосрочном периоде позволяет рассчитать оптимальные показатели издержек производства при изменении производственных мощностей предприятия и найти идеальный вариант сочетания всех факторов для максимизации прибыли и минимизации затрат. При решении этих проблем фирме следует руководствоваться следующими правилами:
Чтобы сократить издержки нужно учитывать и принципы рационального размещения предприятия. Основные из этих принципов:
1.
Близость к источникам сырья.
Сырье считается
2. Близость к источникам энергии. Этот принцип особенно важен для энергоемких производств.
3.
Близость к источникам рабочей
силы. Если предприятие находится
далеко от места проживания
рабочих, то последним
4.
Близость к рынку сбыта
5.
Близость к транспортной
Учет
основных принципов размещения предприятий
привел к сосредоточению значительной
части предприятий в крупных городах.
Однако, развитие транспортной системы,
особенно автомобильной, способствовал
рассосредоточению предприятий, выводу
значительной их части за пределы городов.
Библиографический
список:
1. Белянов, В.А. Введение в экономическую теорию: учебное пособие/ В.А. Белянов. – М.: Абик, 2003г.
2. Белянов, В.А. Микроэкономика (Основы современной теории рынка и фирмы)/ В.А. Белянов. – М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 2002г.
3. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебное пособие/ В.Я. Иохин. – М., 2000г.
4. Коуз, Р.Г. Природа фирмы/Теория фирмы/ Под ред. В.М. Гальперина. – Спб: Эконом.школа, 1995г.
5. Разнодежина, Э.Н. Экономическая теория: методические указания/ Э.Н. Разнодежина. – Ульяновск, 2005г.
6. Седов, В.В. Экономическая теория: В 3ч. Ч. 2. Микроэкономика: учебное пособие. – Челябинск, 2002г.
7. Экономическая теория: учебное пособие/ Под ред. Л.Г. Симкина. – Спб.: Питер, 2003
8. Экономическая теория: учебное пособие/ Под ред. Николаевой И.П. – М.: проспект, 2000г.
9. Экономическая теория: учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, Г.П.Журавлевой, и др. – М.:ИНФРА – М, 2003г.
10. Экономическая теория: учебное пособие / Под ред. Самосонова А.А. – М.: Юрист, 2002г.