Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:12, курсовая работа
Большую роль в рыночной экономике играют фирмы - производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству.
Введение
Глава 1. Экономическая сущность издержек…………………………………..5
1.1 Издержки и их виды……………………………………………………........5
1.2 Явные и неявные издержки………………………………………………….6
1.3 Постоянные, переменные, предельные издержки……………………........7
Глава 2. Оценка издержек фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах………………………………………………………………………………13
2.1 Краткосрочный период……………………………………………………..14
2.1.1 Кривые издержек в краткосрочном периоде…………………................16
2.2 Долгосрочный период………………………………………………………18
Глава 3. Анализ соотношения затрат и прибыли……………………………...24
3.1 Пути снижения издержек производства…………………………………..32
3.2 Взаимосвязь издержек производства и прибыли………………………...36
Выводы
Список использованной литературы
10/100>5/250 Из этого следует, что если предприниматель откажется от двух
единиц труда, он сократит производство на 10 единиц и высвободит 500 руб. На эти деньги он может нанять одну дополнительную единицу капитала (потратить на это 100 руб.), которая возместит потери продукции (даст 10 единиц продукции). Значит, заменяя две единицы труда одной единицей капитала (для определенного объема продукции) , фирма может уменьшить общие издержки на 400 руб. Следует, однако, учитывать, что уменьшение объема труда неизменно приведет к увеличению предельного продукта труда (в соответствии с законом уменьшающейся отдачи), а увеличение количества используемого капитала наоборот вызовет падение МРк. В результате левая и правая части равенства (2) станут равными.
Равенство (2) можно записать в следующем виде:
МРК / mpl= РК / pl (3)
Так как цены на вводимые факторы производства по нашим условиям не меняются, то для рассмотренного выше примера Рк I pl = 0,4
Тогда и соотношение МРк / МРl должно равняться 0,4 для выбранного объема выпуска продукции.
В долгосрочном периоде при заданном объеме производства фирма достигает равновесия в применении вводимых факторов производства и минимизирует издержки, когда любая замена одного фактора другим не приводит к уменьшению издержек единицы продукции. Это происходит, когда удовлетворяется равенство (2) или эквивалентное ему равенство (3).
Равенство (2) и (3) позволяет определить действия фирмы, если начнут меняться относительные цены ресурсов. Если, положим, относительная цена труда возрастает, то левая часть (2) станет больше правой, и это вынудит фирму применять меньше более дорогого ресурса — труда (что вызовет повышение МРl ) и больше относительно дешевого ресурса — капитала (уменьшая тем самым МРк) • В результате равенство (2) вновь будет выполняться.
Итак, мы знаем, как минимизировать издержки на единицу продукции при заданном объеме производства. А когда фирма начнет уменьшать или увеличивать выпуск готовой продукции? Если цены на ресурсы заданы и остаются неизменными, то для каждого объема продукции с помощью равенств (2) и (3) мы можем найти оптимальное, с точки зрения минимизации средних издержек, сочетание труда и капитала. Отложим на графике (рис. 1-15) по оси х рассматриваемые объемы выпуска продукции, а по оси у — величины средних издержек. Для каждого объема продукции укажем на координатной плоскости точку, ордината которой равна средним издержкам при оптимальном соотношении труда и капитала для данного объема капитала' (точки А, В, С). Если соединить все эти точки одной линией, то получим кривую средних издержек в долгосрочном периоде (LRAC).
Как видно из рис. 1-15, кривая LRAC на участке от 0 до А понижается (т. е. с ростом выпуска средние издержки падают), а затем при дальнейшем увеличении выпуска средние издержки вновь начинают возрастать. Если полагать, что цены на экономические ресурсы остаются неизменными, то первоначальное уменьшение средних издержек в долгосрочном периоде объясняется тем, что с расширением производства темпы прироста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек на вводимые факторы производства. Это происходит в силу действия так называемого «эффекта экономии на масштабах». Суть его заключается в том, что на начальном этапе увеличение количества вводимых факторов производства позволяет повысить возможность специализации производства и распределения труда. Снижение средних издержек может вызываться и применением более производительной техники, снижением числа нанятых.14
Однако дальнейшее расширение производства неизменно приведет к тому, что потребуются дополнительные управляющие структуры (начальники отделов, смен, цехов), возрастут расходы на административный аппарат, сложнее будет управлять производством, участятся сбои. Это вызовет увеличение издержек производства, и кривая LRAC станет возрастать.
Кривая LRAC делит координатную плоскость на две части: для всех точек ниже кривой LRAC (например, точка т) соответствующий объем производства qm для фирмы недостижим при существующих ценах на вводимые ресурсы (т. е. фирма никогда не сможет добиться, чтобы величина средних издержек при объеме выпуска qm равнялась Cm). Для точек выше кривой LRAC (точка п) объем qn достижим (но потребует больших средних издержек).
Как взаимосвязаны кривые средних издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах? Рассмотрим на кривой LRAC точку С. Как мы только что сказали, в этой точке достигаются наименьшие затраты Сс на единицу продукции (т. е. оптимальное соотношение труда и капитала) при объеме производства в qc единиц. Чтобы переместиться по кривой LRAC из точки С в точку В, фирма должна увеличить объем капитала, а для срабатывания эффекта «экономии на масштабах» необходимо время. Но ведь на каком-то промежутке своей деятельности фирма не меняет станков и оборудования, т. е. можно считать, что она функционирует в краткосрочном периоде. Пусть фирма зафиксировала свои мощности и величина капитала (в краткосрочном периоде он становится постоянным фактором) соответствует точке С кривой LRAC. Имея один фиксированный фактор производства и, действуя в краткосрочном периоде (кривая SRAC1), фирма может более эффективно использовать потенциальные возможности экономии на масштабах — оперативно распоряжаться переменными факторами производства, быстрее внедрять прогрессивное разделение труда, совершенствовать управление фирмой. В итоге фирма на тех же производственных мощностях может увеличить объем производства до величины qD с одновременным уменьшением средних издержек до Cd, т. е. действовать более эффективно.
Тем не менее, планируя деятельность на будущее, предприниматель должен оценить потенциальные возможности расширения производства. Если он пойдет на риск и увеличит величину капитала, так что новое оптимальное соотношение труда и капитала будет достигаться в точке В, то его поначалу могут ждать потери — объем производства сократится до qb. Но затем, используя уже в следующем краткосрочном периоде (кривая SRAC2) потенциальные возможности экономии на масштабах, фирма добьется увеличения производства до уровня qe с одновременным сокращением средних переменных издержек.
Вот где проявляются издержки упущенных возможностей, связанные с предпринимательским риском: тот предприниматель, кто побоялся рискнуть и расширить производство, упустил выгоду, равную (qe - qD ) х (СD - Cе) , т. е. произведению величины полученного прироста продукции (qe - qd) и величины уменьшения средних издержек (Cd-Cе).
Предприниматель должен каждый раз идти на риск и расширять производство, когда он уверен, что потенциальные возможности эффекта расширения производства могут уменьшить средние издержки с одновременным увеличением производства. В точке А наступает глобальный минимум, где и соответствующая кривая SRAC3 и сама кривая LRAC достигают наименьших значений. Любая попытка фирмы добиться одновременного расширения производства и сокращения средних издержек будет безуспешна. Возможности экономии на масштабах исчерпают себя, и тот предприниматель, который пойдет на риск дальнейшего расширения производства, потерпит неудачу. Значит, в точке А фирма оптимизирует свою деятельность в долгосрочном периоде.
Из
рис. 1-15 нетрудно увидеть, что кривая
LRAC является огибающей семейства кривых
средних издержек фирмы в краткосрочных
периодах (SRAC1,
SRAC2, SRAC3).15
Глава
3. Анализ соотношения
затрат и прибыли
Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.
Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем;
пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (CVP-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки.
Под критической понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности.
Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения.
Метод уравнения
В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:
Выручка — переменные затраты — постоянные затраты = прибыль.
Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь:
Исходя из этого определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:
где Qкр — объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
Р — цена единицы продукции;
VС — удельные переменные затраты на единицу продукции;
FС — постоянные расходы.
Рассмотрим этот метод на условном
Примере
3. Предприятие планирует продать свою
продукцию по цене 500 ден. ед., постоянные
расходы составляют 70 000 ден. ед., удельные
переменные расходы на единицу продукции
— 300 ден. ед. В точке безубыточности прибыль
равна 0, тогда
500 • Х - 300 • Х - 70 000 = О
200 • Х = 70 000
Х = 350
Таким образом, при продаже 350 ед. изделий предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убытки равны.
Критическую точку можно рассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции:
350 * 500= 175 000 ден. ед.
CVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли.
Предположим в нашем Примере 4, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.
В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:
Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.
500 • Х = 300 • Х + 70 000 + 40 000
200-Х= 110000
X = 550
Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении
550 • 500 = 275 000 ден. ед.
Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию
метода уравнений.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.
Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продукции
и относительного маржинального дохода:
где d— относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/Р);
(1 - d) — относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации.
В Примере 5 маржинальная прибыль на единицу составляет
500 - 300 = 200 ден. ед., а точка безубыточности равна
70 000 / 200 =350ед.