Эффективность антимонопольной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в сравнительно короткие сроки показали свою несостоятельность.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность монополии и необходимость регулирования монопольного рынка 6
1.1 Причины возникновения и формы монополий 6
1.2 Оценка монопольной власти 10
1.3 Ценовая дискриминация 14
1.4 Возникновение антимонопольной политики………………………………………………...18
Глава 2. Антимонопольная политика РФ и основные пути ее совершенствования…………..22
2.1 Содержание антимонопольной политики 22
2.2. Регулирование монополий в России 26
2.3. Основные пути совершенствования законодательства в области государственного анти-монопольного регулирования 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория экономии Антимон.политика.doc

— 282.00 Кб (Скачать документ)

-контроль над фирмами,  занимающими господствующее положение  на рынке;

-контроль над ценами;

-защита интересов потребителей;

-защита среднего и  малого бизнеса.

В соответствии с ними разрабатываются определенные меры воздействия.

Исходным началом  деятельности по антимонопольному регулированию  в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.

В российском антимонопольном  законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

В настоящее  время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка. В настоящее время антимонопольным законодательством запрещены любые соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка.

Кроме запрещения и ограничения определенных форм поведения фирмы, антимонопольное  законодательство ограничивает существование  или образование определенной структуры  рынка, при которой наиболее вероятно злоупотребление монопольной силой. Рыночная структура отрасли определяется количеством фирм в данной отрасли и их объемами продаж. При этом обобщающим понятием является уровень концентрации производства в отрасли. Существует несколько способов измерения концентрации, из которых в практике антимонопольного законодательства применяются два - степень концентрации и Н-индекс. Степень концентрации измеряется суммарной долей продаж четырех наиболее крупных фирм в данной отрасли. Отрасли, в которых степень концентрации (по 4 фирмам) составляет 75% и более, считаются сильно концентрированными, менее 75% - средне- и малоконцентрированными. Степень концентрации является весьма простым и удобным измерителем уровня монополизации, но не всегда достаточно точным. Например, как для монополии, так для олигополии, включающей 4 фирмы с одинаковыми долями, 25% рынка, степень концентрации будет 100%. Более точным измерителем уровня концентрации является так называемый Н-индекс или Herfindahl Index.

Один из элементов  в любой системе антимонопольного регулирования - перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не должны иметь место. В России к ним относятся:

-распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

-введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

некорректное  сравнение хозяйствующим субъектом  в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

-получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;

-самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.

В 2006 году в РФ на политическом и законодательном  уровне может быть закреплена новая  антимонопольная политика государства. Был принят федеральный закон  «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона - о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами.

В РФ наибольшую долю среди случаев нарушений  антимонопольного законодательства составляют ценовые сговоры. Чтобы повысить эффективность работы антимонопольных органов, в Закон «О защите конкуренции» введено новое понятие «согласованные действия». Ранее бывали случаи, когда суды настаивали на том, что фактом, подтверждающим наличие сговора, может быть только соглашение. На практике же это скорее исключение, чем правило.

Введено понятие  «координация деятельности», применение которого позволяет выявлять согласованные  действия, когда одно из лиц не является непосредственным производителем товаров, но имеет возможность координировать деятельность производителей.

Государственную антимонопольную политику в России регулирует Федеральная антимонопольная  служба. Стоящие в настоящее время  перед антимонопольной службой  задачи - это отказ от избирательного правоприменения, активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех без исключения рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.

Следовательно, в целом антимонопольное законодательство, основанное на законах Шермана и Клейтона (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.

 

Глава 2. Сущность антимонопольной  политики и основные пути ее совершенствования

2.1 Содержание антимонопольной  политики

 

Для того, чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, современное государство применяет различные методы антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика представляет собой способы защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.8 Применение такого экономического и правого регулирования необходимо для:

  • обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
  • определения структуры цен и тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на цены и тарифы для различных типов потребителей;
  • стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
  • создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

Для рассмотрения антимонопольной политики государства начнем с теоретических положений, таких как:9

  1. Объективность   монополизации рынков связана с ее  экономической целесообразностью для максимизации прибыли. Монополизация рынков осуществляется в интересах крупного капитала. Эти интересы расходятся с интересами массового потребителя.
  2. Повышение цены на продукцию, реализуемую на монополизированных рынках, привело к снижению покупательной способности потребителей и к расхождению интересов производителей и потребителей. Происходит сокращение объемов продаж.
  3. Государственное регулирование монополизированных рынков необходимо для защиты интересов потребителей в области производства массовых товаров. Характер производства в России, сложившейся в результате рыночной трансформации  – олигополический или монополистический.
  4. Антирыночная  сущность монополизма рассматривалась К.Марксом и В. Лениным. Но в самой капиталистической стране, США     антимонопольное регулирование было введено в 1890 г. (Закон Шермана) за 26 лет до работы В.Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма".
  5. Процесс демонополизации товарных рынков предполагает создание конкуренции, ликвидацию монопольных структур, противодействие приемам монополизации рынков.
  6. Развитие конкуренции делает  инвестиции основным фактором выживания коммерческих структур, стимулирует инновационность воспроизводства.

Создание конкурентной среды с 1890 года стало инструментом в руках  государства повышения эффективности  экономики и защиты экономических  прав членов общества. В этом направлении  осуществляется антимонопольная деятельность  правительств всех экономически развитых государств. Вместе с тем, на практике уровень конкуренции отражает проводимую государством экономическую политику. Теоретическая разработка этих вопросов, пока не дает однозначного решения этой проблемы. В основе государственной антимонопольной политики лежат некоторые достаточно отработанные инструменты. В какой–то мере они отражают сложившийся в стране уровень монополизации рынков. Определенное влияние на антимонопольную политику оказала разработка теории  свободного рынка, вызванное гипертрофированным представлением силы рынка. Но свободный рынок может быть следствием длительного периода развития экономики и не в состоянии в достаточно короткие сроки привести к согласованию интересов производителей и потребителей товаров и услуг.   В моем представлении государственное регулирование необходимый инструмент социально–экономического развития, способный привести  к народнохозяйственному оптимуму.

С определенными национальными  особенностями развитие конкуренции присуще всем экономически  развитым странам.

В мире действует государственная  система    антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий  мероприятий по монополизации рынков для государства и потребителей: слияния, разделения, сговора, фальсификации конкурсов, деятельности естественных монополий.10

Действует система жестких санкций  за нарушение антимонопольного законодательства – возмещение нанесенного ущерба в трехкратном размере. Нарушения антимонопольного законодательства в капиталистических странах есть. Но  громкие нарушения расследуются обязательно. (Америкэн телефон энд телеграф, Майкрсофт, повышение цен на муку в Канаде, Нескафе в Англии).

Формирование принципиально новой экономической среды процесс достаточно длительный. При этом, несмотря на специфику развития экономики каждой страны, этот процесс должен учитывать логику и законы экономического развития, характерные для классических рыночных отношений. Механизм регулирования рынка может быть разнообразным, начиная от убеждений и рекомендаций и заканчивая принудительными мерами: налогообложение, квоты, штрафы, санкции, законы и так далее.

Выбор механизма регулирования  основывается, как правило, на существующих законодательных актах. Политика регулирования зависит от принятого критерия эффективности функционирования рынка. Регулирование рынка осуществляется в целях защиты потребителей. Обычно оно осуществляется законодателем, который должен обеспечить нормальную конкуренцию и предупредить всевозможные злоупотребления. Особое место в решении данной проблемы занимает антимонопольная политика государства, которая реализуется путем создания антимонопольного законодательства, ориентированного на стимулирование наиболее эффективного использования ресурсов.11

Антимонопольная политика каждого государства имеет своей  целью создание условий для развития конкуренции. Конкуренция - это рыночная ситуация, при которой фирмы и  продавцы независимо друг от друга  борются за покупателей, необходимых для достижения определенных хозяйственных целей (получения повышенной прибыли или увеличения собственной доли на рынке).

В обеспечении достаточно надежной, безотказной реакции экономической  системы на изменение спроса, условий  рынка состоит главная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на рынке.

Государственное регулирование  конкурентных отношений основывается на антимонопольной политике государства, включающей разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.

Атимонопольное законодательство представляет собой комплексное  образование в системе норм коммерческого  и хозяйственного права и направлено на сохранение и поддержание конкуренции.

Существующие в разных странах антимонопольные законодательства чрезвычайно разнообразны. Однако каждое из них в большей или меньшей степени принадлежит к одной из двух основных систем: запретительной или регулятивной.

Запретительная система  антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США, антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции. К запретительной системе можно также отнести и антимонопольное законодательство Японии, при разработке которого широко использован опыт США.

Вторая известная в  мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное  законодательство большинства европейских  стран, в т. ч. Стран Восточной  Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.

В целом, следует отметить, что основной принцип антимонопольного законодательства, которому следуют  зарубежные законодательства, - признак  монополии не большая величина контролируемого  ею рынка (разумеется, все же учитываемая), а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.

Следовательно, антимонопольная политика представляет собой способы защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.

 

2.2. Регулирование монополий  в России

 

С развитием экономической  науки, экономисты осознали всю важность проблемы монополии и ее регулирования.

Информация о работе Эффективность антимонопольной политики государства