Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:00, курсовая работа
Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в сравнительно короткие сроки показали свою несостоятельность.
Введение 3
Глава I. Сущность монополии и необходимость регулирования монопольного рынка 6
1.1 Причины возникновения и формы монополий 6
1.2 Оценка монопольной власти 10
1.3 Ценовая дискриминация 14
1.4 Возникновение антимонопольной политики………………………………………………...18
Глава 2. Антимонопольная политика РФ и основные пути ее совершенствования…………..22
2.1 Содержание антимонопольной политики 22
2.2. Регулирование монополий в России 26
2.3. Основные пути совершенствования законодательства в области государственного анти-монопольного регулирования 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35
В наше время во многих странах, включая Россию, разрабатываются новые подходы к этой проблеме, усовершенствуется антимонопольная политика.
Становление рыночной экономики в России столкнулось с монополизмом особого рода. Монополизм в нашей стране сложился как результат огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления.
К корням российского
монополизма относятся и его
характерные черты, которые связанны
с хронической
Основными направлениями антимонопольной политики в России являются: стимулирование предпринимательства, развитие конкурентных начал в экономике и организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.12
Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику, а о корректировках в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов.
Выделяют прямые и косвенные методы антимонопольного регулирования.
К методам прямого
воздействия относятся меры, устраняющие
или предупреждающие
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.14
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.
В регулировании конкурентных отношений в РФ необходимо принимать во внимание характер отраслевой структуры экономики России, отличающийся высоким уровнем концентрации производства. В ряде отраслей , таких как авиакосмическая, судостроительная, элетротехническая и других отраслях высокотехнологического машиностроения, большинство предприятий представляет собой крупные целостные образования, в рамках которых обеспечивается воспроизводство и кооперация составляющих их производственных единиц, поэтому необходимо отнесение этих предприятий к сфере разрешенной монополии с соответствующей системой регулирования и контроля за деятельностью этих предприятий
Обеспечение
открытой конкуренции рассматривается
как важнейший критерий рыночной
экономики в большинстве стран
Таким образом, Основными направлениями антимонопольной политики в России являются: стимулирование предпринимательства, развитие конкурентных начал в экономике и организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики. Также выделяют прямые и косвенные методы антимонопольного регулирования.
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП) выступает за усиление меры ответственности хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашениях и сделках, ограничивающих конкуренцию.
При этом необходимо учитывать опыт антимонопольного законодательства зарубежных стран.
В Европе штраф за участие в картелях достигает 10% от годового оборота всех его участников, а в США участие в картельных соглашениях является уголовным преступлением, которое расследуется Министерством юстиции. Таким образом, необходимо отметить, что недопустимо, когда наказание за участие в антиконкурентных соглашениях приравнивается к наказанию за незначительные административные правонарушения.15
Российское антимонопольное законодательство в целом сопоставимо с конкурентным правом стран европейского сообщества, но требует некоторых изменений. Например, предлагается отказаться от антимонопольного регулирования на финансовом рынке, обосновывая это невозможностью применения положений антимонопольного законодательства для участников рынка ценных бумаг, в силу открытости и прозрачности этого рынка.16
Взгляд на российское
антимонопольное
Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:17
А) наладить антимонопольный контроль
за проведением конкурсов, торгов, аукционов,
в том числе при размещении
заказов на поставки продукции для
государственных и муниципальны
Б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
В) совершенствовать правовое
регулирование использования
Г) согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:18
В целях совершенствования
В итоге, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
На основании вышеизложенного материала в работе можно сделать следующие выводы, что формирование принципиально новой экономической среды процесс достаточно длительный. При этом, несмотря на специфику развития экономики каждой страны, этот процесс должен учитывать логику и законы экономического развития, характерные для классических рыночных отношений. Механизм регулирования рынка может быть разнообразным, начиная от убеждений и рекомендаций и заканчивая принудительными мерами: налогообложение, квоты, штрафы, санкции, законы и так далее.
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, эластичность последнего является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов: эластичность рыночного спроса, количества фирм на рынке, во введение фирм на рынке.
Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях: покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать; существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.
В целом антимонопольное законодательство, основанное на законах Шермана и Клейтона (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.
Антимонопольная политика представляет собой способы защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.
Основными направлениями антимонопольной политики в России являются: стимулирование предпринимательства, развитие конкурентных начал в экономике и организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики. Также выделяют прямые и косвенные методы антимонопольного регулирования.
Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Таким образом, суть любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики ,и нейтрализовать ее побочные последствия, связанные с ослаблением конкуренции на товарах и иных рынках.
Отметим так же, что для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.
1 Окрепилова И.Г. Монополии и антимонопольное регулирование в России. //— СПб.: 2008. — С. 23/256с.
Информация о работе Эффективность антимонопольной политики государства