Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 02:41, реферат
Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБНОВЛЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА 6
1.1 Что конкретно предлагается в новой ЕПС? 6
1.2 «Восточное партнерство» и обновленная ЕПС 8
1.3 «More for more» 9
1.4 Среднесрочный прогноз развития отношений Беларуси и ЕС в контексте обновленной ЕПС 11
1.5 Что ЕС предлагает Беларуси? 13
Глава 2 Беларусь и ЕС: проблемы сотрудничества по противодействию трансграничным угрозам безопасности 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Министерство образования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
технологий управления и гуманитаризации
Кафедра
«Таможенное дело»
Реферат
по дисциплине «Экономическая безопасность»
Тема: «Экономическая
безопасность Республики Беларусь в
условиях соседства с Европейским
союзом»
Выполнила:
студентка гр. 108617
Проверил:
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБНОВЛЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА 6
1.1 Что конкретно предлагается в новой ЕПС? 6
1.2 «Восточное партнерство» и обновленная ЕПС 8
1.3 «More for more» 9
1.4 Среднесрочный прогноз развития отношений Беларуси и ЕС в контексте обновленной ЕПС 11
1.5 Что ЕС предлагает Беларуси? 13
Глава 2 Беларусь и ЕС: проблемы сотрудничества по противодействию трансграничным угрозам безопасности 19
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.
Европейский
союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое
и политическое объединение 27 европейских
государств. Нацеленный на региональную
интеграцию, Союз был юридически закреплён
Маастрихтским договором в 1992 году
на принципах Европейских
Взаимоотношения
между Республикой Беларусь и
Европейским союзом были первоначально
созданы после признания
26
января 2006 г. на сессии Парламентской
ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) была
принята резолюция, осуждающая
ситуацию в Белоруссии
ПАСЕ
призвала ввести против Белоруссии режим
международной изоляции, заключающийся
в отказе предоставлять визы высокопоставленным
белорусским государственным
В 2008 году взаимоотношения между Республикой Беларусь и ЕС стали налаживаться.
В 2009 г. Белоруссия стала членом проекта ЕС «Восточное партнёрство», а ПАСЕ поддержала возвращение белорусскому парламенту статуса специально приглашённого при условии введения моратория на смертную казнь. В 2009 году был открыт Информационный пункт Совета Европы в Минске на базе Белгосуниверситета. Деятельность информационного пункта призвана содействовать развитию взаимодействия между Беларусью и СЕ, а также повышать информированность государственных органов, общественных организаций, СМИ, ВУЗов и граждан Беларуси об основополагающих ценностях, правовых инструментах, достижениях, политике и деятельности СЕ. В 2010 году ПАСЕ отозвала свою рекомендацию 2009 года и решила приостановить свои контакты высокого уровня с Белоруссией. А после фальсификации (по мнению ЕС) выборов 19 декабря 2010г. отношения Беларуси с ЕС практически заморозились.
Развитие политических и экономических отношений между Европой и Беларусью объективно соответствует общеевропейским интересам, что неоднократно декларировалось на самых различных уровнях как со стороны Беларуси, так и со стороны ЕС, а также всех сопредельных с Беларусью государств. Особое значение при этом имеет географическое положение Беларуси как транзитной страны и все более очевидная значимость стратегического сотрудничества Беларуси с Россией. Надо признать, что, несмотря на полное расхождение взглядов на политическую ситуацию в Беларуси, официально Минск никогда не заявлял о вторичности отношений
с ЕС. При
всей остроте политических расхождений,
тем не менее, на протяжении многих
лет белорусской стороной была разработана
и официально предложена система
подходов к развитию отношений с
Евросоюзом, известная как концепция
«ответственного соседства с
ЕС».
Ревизия Европейской политики соседства (ЕПС) была плановым мероприятием, направленным на оптимизацию отношений Евросоюза со странами-соседями. Она началась еще летом 2010 г. Однако неожиданным
катализатором процесса пересмотра ЕПС стали события в странах северной
Африки и Ближнего Востока. В результате озабоченность ЕС по поводу этих
событий наложила основной отпечаток на содержание документа и перспективы его практической реализации. Это обстоятельство обусловливает еще большее снижение приоритетности «Восточного партнерства» для ЕПС. Для отношений Беларуси и Евросоюза обновленная
ЕПС будет иметь лишь минимальное значение.
25
мая 2011 г. было обнародовано
совместное сообщение
странами и обществами». Целями этого партнерства должно быть: «строительство и консолидация здоровых демократий, стремление к устойчивому экономическому росту и укрепление межграничных связей». При этом подчеркивается, что ЕС «не стремится навязать соседям модель или готовый рецепт политических реформ» и что «инициатива должна исходить от партнеров».
Как видно из центрального принципа пересмотренной ЕПС, новая стратегия предусматривает существенно большую диверсификацию отношений ЕС со странами-соседями. Уровень отношений должен определяться более жесткими требованиями. То есть вводится более жесткий принцип обусловленности во взаимодействиях с правительствами соседних стран, многие из которых не могут похвастаться хорошими показателями в области демократии, прав человека и законности. В тех случаях, когда правительства не будут предпринимать достаточно усилий для исправления ситуаций в своих странах или будут еще более их ухудшать, Евросоюз будет снижать уровень отношений с государственными структурами и больше внимания уделять гражданским обществам этих стран. Для этих целей в документе предусмотрено создание новых инструментов: Европейский фонд в поддержку демократии (European Endowment for Democracy) и Инструмент
гражданского общества (Civil Society Facility). Также дальнейшее развитие получат т.н. «диалоги по правам человека», которые «позволят проводить мониторинг выполнения обязательств в этой области, включая случаи нарушения прав человека». Особая роль здесь отводится межпарламентскому сотрудничеству, в том числе в формате ЕВРОНЕСТ (для «Восточного партнерства»).
Для обеспечения функциональности обновленной ЕПС «Новый ответ на изменения в странах-соседях» предусматривает увеличение финансирования политики соседства.
К
уже имевшимся в рамках Европейского
инструмента соседства и
средств
пойдет в средиземноморском
Отдельный «пакет» мер и предложений предусмотрен для стран «Восточного партнерства». Документ в очередной раз подчеркивает стремление ЕС заключить в будущем с восточноевропейской «шестеркой» Соглашения об ассоциации. Экономической составляющей этих соглашений будут глубокие и всеобъемлющие зоны свободной торговли, которые являются более «продвинутыми» формами экономической интеграции с соседями. При этом отмечается, что для сокращения долгого и сложного процесса заключения Соглашений об ассоциации инструменты «Восточного партнерства» должны в большей степени соответствовать специфике ситуаций в каждой отдельно взятой стране-соседке. Таким образом, ЕС все более диверсифицирует и переводит на двустороннюю основу подходы к отдельным странам в рамках первоначально многостороннего «Восточного партнерства». Для того, чтобы помочь участникам «Восточного партнерства» развить административный потенциал для проведения внутренних реформ, предусмотрена Программа всестороннего институционального развития. А снижению экономических, социальных и региональных дисбалансов должна способствовать Пилотная программа регионального развития. Дальнейшую поддержку получат хорошо зарекомендовавшие себя флагманские инициативы в области управления границей, развития малого и среднего бизнеса, энергетического сотрудничества, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также охраны окружающей среды.