Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:05, курсовая работа
Из этого следует, что целью курсовой работы является выявление основных механизмов обеспечения и путей совершенствования экономической безопасности России.
Для реализации поставленной цели, следует выделить следующие задачи:
- дать определение понятию и сущности экономической безопасности;
- разобрать структуру и основные показатели экономической безопасности
- рассмотреть проблемы обеспечения и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.
Введение……………………………………………………..………………..….3
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности……………….5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………….5
1.2. Структура экономической безопасности…………………………..8
1.3. Показатели экономической безопасности………………………….10
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности…...14
2.1. Проблема обеспечения экономической безопасности страны…....14
2.2. Потенциальные угрозы экономической безопасности страны…...20
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России…………....24
3.1. Механизм обеспечения экономической безопасности России...…24
3.2. Пути совершенствования экономической безопасности России...26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………....35
Таблица 1. Сопоставление России с ведущими странами, %
Россия | США | ЕС | Япония | Мир | |
ВВП, млрд долл. | 1289,6 | 13 843,8 | 12 114,0 | 4383,8 | 54 395,4 |
ВВП на 1 км территории, тыс. долл. | 75,4 | 1408,8 | 4843,0 | 11602,3 | 95,4 |
ВВП по ППС на 1 км территории, тыс. долл.* | 122,1 | 1408,8 | 4115,1 | 353,7 | 114,1 |
ВВП на душу населения, тыс. долл.* | 9,1 | 45,8 | 38,5 | 34,3 | 8,4 |
ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл.* | 14,7 | 45,8 | 32,7 | 33,6 | 10,0 |
Доходы консолидированного бюджета/ВВП, % | 39,1 | 30,4 | 45,6 | ||
Расходы консолидированного бюджета/ВВП, % | 33,3 | 33,5 | 46,2 | ||
Профицит (дефицит) консолидированного бюджета/ВВП, % | 5,8 | -3,0 | -0,6 | 2,7 | |
Активы банковской системы/ВВП, % | 59,0 | 79,0 | 271,0 | 149,9 | |
Инвестиции в основной капитал/ ВВП, % | 19,5 | 15,3 | 14,8 | 23,2 |
Таблица 2. Основные показатели экономического развития ведущих стран
Вывод второй. В системе обеспечения внутренней безопасности нарушены законы гармоничного развития, принципы справедливого распределения богатств и доходов.
Выполненные в Центре финансово-банковских исследований аналитические работы показывают, что по финансовым индикаторам вся «чаша» наших достижений переполнена: значительные резервы, профицит бюджета (кроме, некоторых кредитных индикаторов). Что же касается развития инновационной сферы, машиностроения и социальной сферы, то пороговые значения здесь не обеспечиваются.
Проблемы глобальной безопасности тесно связаны с задачей гармонизации сфер экономики. Одной из главных причин мирового финансового кризиса стал значительный рост количества финансовых инструментов. Причем эти инструменты все в меньшей степени отражают процессы, происходящие в реальном секторе экономики. Центром кризисных явлений стала финансово-банковская сфера, в частности процессы накопления и использования остатков денежных средств на счетах банков, компаний, государства и т.д.
В связи с этим необходима новая архитектоника мирового финансового рынка вместо «пожарных» механизмов национализации банков. Одно из направлений, по нашему мнению, – разработка системы индикаторов и их предельных величин, характеризующих состояние реального сектора, социальной и финансово-банковской сфер, а также фондового рынка.
Гармонизация – это, прежде всего сбалансированность основных сфер и секторов экономики.
Основой сбалансированности может быть только масштабный рост объемов массового производства внутри страны. При этом обязательно должны быть обеспечены достаточно высокие темпы роста в промышленных отраслях, в первую очередь в ТЭК при поддержании достигнутых его масштабов.
Необходимо решить проблему внедрения конкурентоспособных передовых технологий.
В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие отрасли, а в обрабатывающих и перерабатывающих секторах ощущается значительное отставание. Правда, в последние два года некоторое оживление фиксируется и здесь. Однако заметный прирост производства дают связь и транспорт, тогда как основной потребитель новаций – машиностроение – остался на низком уровне.
Также есть мнение, что конкурентоспособность определяется новизной технологий, их превосходством на рынке. И хотя в России темпы роста по отдельным видам продуктов достигают 15-20% в год, уровень их продаж на мировом уровне, к сожалению, составляет около одного процента.
Анализируя причины этого отставания, ученый заключил: «Россия импортирует инновации вместе с зарубежной техникой и технологиями, а они не рассчитаны на резкое повышение темпов развития экономики конкурентов».
Как отмечает руководитель Российской инженерной академии Борис Гусев, технологический уровень экономики зависит от двух факторов – инвестиций и инноваций. И если в России состояние дел в сфере инвестиций постепенно улучшается, то доля инноваций в них едва достигает 10%. Следовательно, конкурентоспособные технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют такой же удельный вес в технологической базе страны. «Мы покупаем машины, а не лицензии, поэтому уже завтра оказываемся без запчастей. Такая инновационная политика, к сожалению, не приводит к быстрому экономическому росту и высокому качеству продукции», - констатирует академик.
Для России характерная проблема продовольственной безопасности. Имея около 10% мировых запасов сельскохозяйственных угодий, страна использует это богатство неэффективно: доля страны в мировом агропроизводстве не превышает 1,34%. Причина в том, что около 30% пахотных земель являются бесхозными и неиспользуемыми. Россия, располагая 240 млн. га сельскохозяйственных угодий, производит лишь 62% необходимого стране продовольствия. В то же время Европа с ее 100 млн. га сельхозугодий полностью обеспечивает себя продуктами питания. Япония, имея только 5 млн. га угодий, на 75% обеспечивает питанием 122 млн. своих граждан. Причем, продовольственная зависимость России от импорта усугубляется с каждым годом и уже приблизилась к 40%. А в ряде мегаполисов импортное продовольствие составляет 80-85%. «Если мы хотим сохранить свой статус крупной аграрно-индустриальной державы, спасти село и страну от экономического умирания, необходимо переходить к идеологии социального государства на базе стратегии развития реальной экономики страны и, особенно, возрождения агропромышленного комплекса», - говорили члены Совета по аграрной политике. По их мнению, такой подход требует резкого усиления роли государства, что подтвердил мировой финансовый кризис.
Другой важной проблемой экономической безопасности является сокращение количества и качества трудовых ресурсов. По результатам исследования, к 2025 г. число трудоспособного населения в стране сократится на 17 млн. человек, а количество граждан пенсионного возраста, напротив, увеличится на 7 млн. человек. Статистики ООН также прогнозируют демографический спад. По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных уменьшится на 42-43%, т.е. на 40 млн. человек. Фактически это означает, что инновационный прорыв, о котором заявлено в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г.», у нас некому будет осуществлять.
По мнению специалистов, выход здесь может быть только один – кардинальное (в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях крайне важно четко определить приоритетные направления развития экономики, в которых можно совершить прорыв и многократно увеличить производительность труда, обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Для этого нужно разработать и реализовать национальные инновационные программы и проекты. Причем эти программы должны быть конкретными, обеспечены реальными ресурсами, специалистами-профессионалами.
Есть убеждение, что инновационным процессом должны заняться профессиональные инженеры. Правильно выбрав принцип инновационного развития страны, они дадут импульс прогрессу всей экономики. К сожалению, сегодня интеллектуальная составляющая ни в одной отрасли не превышает 1 %, тогда как в развитых странах Запада она достигает 20-25%. Причина известна: уже несколько лет в России регистрируются лишь 20 тыс. патентов (из них только 5% используется в промышленности), в то время как в СССР этот показатель ежегодно составлял 200 тыс. авторских свидетельств. «Для того чтобы преодолеть отставание, исполнительная власть, прежде всего Минобрнауки России, должна думать о подготовке кадров высшей квалификации, которые могут стать мостом между наукой и производством».
Одна из причин нашего экономического отставания – отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии страны.
Что касается национальной безопасности, то указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» была утверждена Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные направления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации
Сейчас, после долгого перерыва, в Минэкономразвития России идет работа над Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г. Если этот проект будет выполнен и получит общественную поддержку, мы будем иметь государственную стратегию, содержащую не только национальные интересы и потребности страны, механизм их достижения, но и ожидаемые результаты. Для этого надо создать наделенный широкими полномочиями совет по стратегии, который объединит представителей власти, науки, предпринимателей.
Необходимо
обеспечить единство системы управления
в решении стратегических задач.
Нужен орган управления, который
на научной основе определил бы объемы
наших ресурсов, оценил возможности науки,
отладил систему натуральных и стоимостных
балансов. На этой базе возможно построение
комплексной стратегии долгосрочного
развития страны.
2.2.
Потенциальные угрозы
экономической безопасности
страны
Наиболее
вероятными угрозами экономической
безопасности Российской Федерации, на
локализацию которых должна быть
направлена деятельность федеральных
органов государственной
1.
Увеличение имущественной
дифференциации населения
и повышение уровня бедности, что ведет
к нарушению социального мира и общественного
согласия. Достигнутый относительный
баланс социальных интересов может
быть нарушен в результате
действия следующих факторов: расслоение
общества на узкий круг богатых
и преобладающую
массу бедных, неуверенных в своем будущем
людей; увеличение доли бедных слоев населения
в городе по сравнению с деревней, что
создает социальную и криминальную
напряженность и почву для широкого распространения
относительно новых для России
негативных явлений - наркомании,
организованной преступности, проституции
и тому подобного; рост безработицы, что
может привести к социальным конфликтам;
задержка выплаты заработной платы, остановка
предприятий и так далее.
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.