Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание

Из этого следует, что целью курсовой работы является выявление основных механизмов обеспечения и путей совершенствования экономической безопасности России.
Для реализации поставленной цели, следует выделить следующие задачи:
- дать определение понятию и сущности экономической безопасности;
- разобрать структуру и основные показатели экономической безопасности
- рассмотреть проблемы обеспечения и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

Содержание

Введение……………………………………………………..………………..….3
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности……………….5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………….5
1.2. Структура экономической безопасности…………………………..8
1.3. Показатели экономической безопасности………………………….10
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности…...14
2.1. Проблема обеспечения экономической безопасности страны…....14
2.2. Потенциальные угрозы экономической безопасности страны…...20
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России…………....24
3.1. Механизм обеспечения экономической безопасности России...…24
3.2. Пути совершенствования экономической безопасности России...26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………....35

Работа состоит из  1 файл

экономическая безопасность россии.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

   Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

   Одновременно  будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

   Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование  корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.

   Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться под влиянием следующих факторов:

   – скорость выхода мировой экономики  из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;

   – степень адаптации российских компаний и банков к кризису и повышение  их конкурентоспособности, а также  динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;

   – эффективность реализации мер государственной  антикризисной политики, а также  мероприятий по модернизации экономики.

   В настоящее время российская экономика, а с нею вместе сельское хозяйство  и пищевая промышленность переживают те же последствия кризиса, что и экономики многих других стран – широкомасштабный вывоз капитала (можно исключить), высокий уровень инфляции, увеличение безработицы, заметное снижение объема ВВП.

   В сфере борьбы с криминализацией  экономики необходимо активизировать противодействие организованной преступности, в том числе пресечение деятельности международных преступных группировок. Должны быть приняты меры, обеспечивающие, в первую очередь, отражение угроз экономической преступности, наносящей ущерб социальной стабильности общества, экономике, интересам государства во внешнеэкономической деятельности.

   Крупные задачи должны быть решены в области  управления экономикой. Совершенствование  системы управления экономикой требует  четкого определения задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти.

   Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

   - создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления  и осуществление институциональных  преобразований;

   - разработку механизма разрешения  спорных вопросов и конфликтных  ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

   - гармоничное развитие экономических  и политических отношений со  странами ближнего и дальнего  зарубежья с учетом взаимных интересов и обеспечения экономической безопасности России;

   - укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов  выработки и формирования экономической  политики.

   Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

   - объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

   - выработку пороговых, предельно  допустимых значений социально-экономических  показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;

   - деятельность государства по  выявлению и предупреждению внутренних  и внешних угроз безопасности  экономики. 

   Важнейшим элементом механизма обеспечения  экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России.

   Основные  направления этой деятельности следующие. Во-первых, выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности страны.

   Совет безопасности РФ рассматривает концепцию  федерального бюджета с точки  зрения обеспечения экономической  безопасности государства. Правительство  координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых мер, в том числе по подготовке законодательных и иных нормативных актов. В-третьих, экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

   Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности Российской Федерации  требует организации системы  контроля за их исполнением. Следует  отметить, что в условиях многоукладной  рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.  

 

    Заключение 

   В данной курсовой работе мы рассмотрели, что экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

   Угрозы  в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.

   Проанализировав данную работу и  сопоставив цель курсовой, мы пришли к тому, что государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

   При этом социальная политика должна содействовать  консолидации общества на условиях устойчивого  экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в  росте среднемесячных денежных доходов  населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

   Основным  направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной  среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться основные принципы: последовательная децентрализация инвестиционного процесса; повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения); значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов; использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства; стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

   Следует заметить, что важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической  безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России.

   Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной  системы контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

   В числе основных угроз экономической  безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.

   Для борьбы с угрозой экономической  безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику.

   В курсовой работе было выявлено, что  для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

   - создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления  и осуществление институциональных  преобразований;

   - разработку механизма разрешения  спорных вопросов и конфликтных  ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

   - гармоничное развитие экономических  и политических отношений со  странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом взаимных интересов и обеспечения экономической безопасности России;

   - укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов  выработки и формирования экономической  политики.

   Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз.

   Важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России.  
 
 
 

   Список  использованной литературы 

  1. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. – 2008г.
  2. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. – 2008г.
  3. Бауэр В.П. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России / В.П.Бауэр, Е.М.Литвинова // ЭКО. – 2008г.
  4. Бекетов Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н.В.Бекетов, М.Е.Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009г.
  5. Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопросы экономики. – 2003г.
  6. Бендиков М.А. Наукоемкие производства и экономическая безопасность / Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. // ЭКО. – 2004г.
  7. Беседин М.Ю. Угроза недружественного поглощения хозяйствующих субъектов и эффективная система защитных мер // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007г.
  8. Блинов Н. Об обеспечении экономической безопасности России / Линов Н., Кокарев М., Крашенинников В. // Экономист. – 2006г. 
  9. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. – 2008г.
  10. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е.Бухвальд, Н.Гловацкая, С.Лазуренко // Вопросы экономики. – 2004г.
  11. Гайфутдинова О.С. Инновационная конкурентоспособность как фактор укрепления национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009г.
  12. Герасимов А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты. - СПб., 2001г.
  13. Градов А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики/ Экономическая наука современной России.– 2001г.
  14. Карачаровский В. Организационно-управленческие аспекты экономической безопасности // Общество и экономика. – 2008г.
  15. Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. – 2009г.
  16. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008г.
  17. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность как ценностный ориентир региональной экономической стратегии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009г.
  18. Логинов Е.Л. Актуальные проблемы экономико-правового обеспечения экономической безопасности / Логинов Е.Л., Лукин В.К., Чечулина Ю.С. - Краснодар, 2007г.
  19. Макконел К.Р., Брю С.Л.. Экономикс: в 2 т. – М.: ИНФРА – М, 2003г
  20. Чепурина М.Н., проф. Киселева Е.А.. Курс экономической теории – Киров: «АСА», 2008г.

Информация о работе Экономическая безопасность России