Экономическая ценность и альтернативная стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:56, курсовая работа

Описание

Цель работы - понять сущность, экономических благ и связанных с ними экономических категорий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
· подробно изучить экономические блага и их классификацию;
· изучить экономическую ценность и альтернативную стоимость благ.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика экономических благ 4
1.1 Понятие экономических потребностей и благ 4
1.2 Экономические блага в общей классификации благ 9

2. Ценность и альтернативная стоимость 13
2.1 Товар и его свойства 13
2.2 Проблемы соизмерения благ 17
2.3 Концепция альтернативной стоимости 22

Заключение 27

Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

экономические блага.docx

— 49.79 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Восточно-Сибирский Государственный Технологический университет

Кафедра «Антикризисное управление, управление персоналом»

 

 

 

Курсовая работа

Экономические блага, их классификация.

Экономическая ценность и альтернативная стоимость.

 

 

 

 

Выполнила: Сандакова С.С.

Проверил: Протасов А.Е.

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2010

Содержание

 

 

Введение 3

 

1. Общая характеристика  экономических благ 4

1.1 Понятие экономических  потребностей и благ 4

1.2 Экономические блага  в общей классификации благ  9

 

2. Ценность и альтернативная  стоимость 13

2.1 Товар и его свойства 13

2.2 Проблемы соизмерения  благ 17

2.3 Концепция альтернативной  стоимости 22

 

Заключение 27

 

Список литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В основе жизнедеятельности человека лежат потребности.

Потребность - это объективно существующая необходимость, нужда человека в чём-либо, которая  выражается желанием её удовлетворения. Потребности индивида, фирмы, общества в целом составляют экономические  потребности. Потребности людей  безграничны и постоянно растут. Экономические потребности выступают  как внутренний побудитель активной экономической деятельности человека, фирмы, общества в целом. У всех людей  есть различные потребности. Их можно  разделить на две части: духовные и материальные потребности.

Блага - это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.

Благо - предмет, вещь, услуга, способность  вещи удовлетворять потребности, как  правило, предмет предшествующего  производства. Для блага очень  важно свойство отчуждаемости, т.е. свойство быть объектом собственности  и выступать объектом купли-продажи. Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами, им будет уделено основное место  в нашей работе. Неэкономические  блага - это свободные блага, не предмет  производства, в отличие от экономических  они, как правило, имеются в неограниченном количестве и общедоступны для каждого  человека вне всякого обмена.

Актуальность  работы обусловлена необходимостью осознания блага как цели труда, исходного момента для достижения благосостояния и, тем самым, как  детерминатора человеческого благосостояния. В связи с этим блага заслуживают  системной трактовки и теоретического объяснения.

Цель  работы - понять сущность, экономических  благ и связанных с ними экономических  категорий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

· подробно изучить экономические  блага и их классификацию;

· изучить экономическую ценность и альтернативную стоимость благ.

1. Общая характеристика  экономических благ

1.1 Понятие экономических  потребностей и благ

Экономические блага (товары и услуги) создаются  в процессе производства, экономическими ресурсами.

Экономические ресурсы - это элементы, используемые для производства экономических  благ. Выделяют природные (естественные), материальные, финансовые, информационные, трудовые ресурсы.

К природным ресурсам относятся природные  дары, используемые человечеством в  производстве товаров и услуг (собственно земля, полезные ископаемые, леса, водные ресурсы, кислород, благоприятные климатические  условия и т.д.).

К материальным ресурсам относится всё  то, что создано руками человека (здания, сооружения, оборудование, машины и т.д.).

Трудовые  ресурсы - это население в трудоспособном возрасте (рабочая сила) и предпринимательские  способности (способность к организации  производства, умение рисковать, интеллект, талант и т.д.).

Финансовыми ресурсами являются денежные средства, которые необходимы для экономической  деятельности. К информационным ресурсам относятся данные, необходимые для  функционирования автоматизированного  производства и управления ими с  помощью компьютерной техники.

Материальные  потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в  том, что мы хотим различных экономических  благ. В свою очередь, экономические  блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические  потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий  в экономической теории.

На  заре человечества, люди удовлетворяли  экономические потребности за счет готовых благ природы (неэкономических  благ). В дальнейшем, когда на земле  практически не осталось мест, где  бы человек смог выжить за счёт природных  благ, абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические  блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).

Человечество  устроено так, что его экономические  потребности обычно превышают возможности  производства благ. Это объясняется  законом (принципом) возвышения потребностей, который означает, что потребности  растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что  по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

Так, в традиционном обществе большинство  его членов испытывает потребности, прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности  преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ вв. прусский статистик Эрнест Энгельс доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгельса находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.

В конечном счете, мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических  благ, то эти потребности до конца  неутолимы, безграничны.

Другой  вывод - экономические блага ограничены (редки, по терминологии экономической  теории), т.е. меньше потребностей в  них. Это ограничение связано  с тем, что производство экономических  благ сталкивается с ограниченностью  запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.

Все виды экономических ресурсов рассматриваются  с точки зрения редкости и ограниченности. Вследствие редкости ресурсов объём  производства ограничен. Ограниченность ресурсов и безграничный характер потребностей создают как для индивида, фирмы, так и общества в целом ситуацию выбора.

Ограниченные  блага - это экономические блага. В рыночной экономике произведенные  ограниченные блага распределяются путем обмена одних благ на другие. В процессе обмена экономических  благ возникает понятие товара.

Редкость  ресурсов и благ характеризует их распространенность в природе и  обществе. Редкость - это отношение  между желательностью и наличием, или между спросом и предложением. Редкие предметы могут быть изобильными  ввиду того, что они не нужны  людям. Широко распространенные ресурсы  могут быть ограниченными по сравнению  с потребностями общества в них. Это относительная редкость: если в некотором обществе все боятся змей, то змеи могут встречаться  нечасто, но они не будут редкими, если в другом обществе змеи ценятся  как продукт питания, они могут  встречаться достаточно часто, но, тем  не менее, быть редкостью. Благо является редким, если люди не могут приобрести его в таком количестве, в каком  хотели бы, не жертвуя при этом какой-либо другой ценностью. Благо перестает  быть редким, только когда люди могут  получить любое его желаемое количество без каких бы, то ни было затрат. Денежные цены предоставляют информацию об относительной  редкости. Когда благо становится более редким, а его цена не может  быть повышена, образуется дефицит: величина спроса при преобладающей цене превышает  величину предложения. Если ресурсов и (или) благ в данном обществе нет  или почти нет, то образуется редкость.

Редкие  блага приходится тем или иным образом распределять. Распределение  предполагает использование критериев  отбора, определяющих, кому сколько  достанется. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить  критериям доступа к редким благам.

Все экономические ресурсы на Земле  редки или имеются в ограниченном количестве. Экономикс - наука, которая  выявляет наиболее эффективный метод  использования редких ресурсов. Экономическая  эффективность характеризует связь  между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в  процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо потребного продукта.

В настоящее время обществу приходится задумываться даже о достаточности  кислорода в воздухе для обеспечения  нормальной жизни. Тем более это  касается других ресурсов.

Формулировка  закона относительной редкости подчеркивает, что ресурсов всегда недостаточно для  того, чтобы удовлетворить безгранично  растущие потребности и желания  людей. Редкость ресурсов порождается  самой психологией человека. Именно связь с человеческой природой определяет и «универсальный», всеобщий характер закона редкости. Таким образом, исходным в системе экономических противоречий является противоречие между постоянно  растущими потребностями и ограниченностью  производства экономических благ для  их удовлетворения. Оно разрешается  путем производства благ, необходимых  для удовлетворения возникших новых  потребностей. Разрешаясь на одном  этапе развития общества, оно вновь  возникает на другом. Постоянно воспроизводясь, именно это противоречие является импульсом, как совершенствования производства, так и появления новых потребностей.

Недостаточность благ стала причиной возникновения  экономической науки. Ограниченность ресурсов существовала всегда. В условиях рынка она принимает форму  дефицита недостатка товаров по сравнению  со спросом на них. Дефицит общая  проблема, с которой сталкиваются как богатые, так и бедные страны. Острота дефицита, конечно, может  быть различной: кому-то не хватает  хлеба, а кому-то черной икры на хлеб. Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказывается  средство для их приобретения. В  общественном сознании идет борьба о  том, какой дефицит гуманнее: товаров  или денег? Популистские мнения, чаще всего, склонны оправдывать дефицит  товаров, но рациональнее дефицит денег. Конкретный экономический анализ позволяет выяснить в каждом конкретном случае должную пропорцию между этими двумя формами дефицита.

Дефицитность  благ ведет к дискриминации определенных потребителей созданию условий, при  которых они не потребляют блага.

Как правило, в цивилизованных странах  люди сохраняют ресурсы благ. Высшей формой запасов можно считать  резервы, создаваемые фирмами и  странами на непредвиденные случаи стихийные  бедствия, социальные потрясения.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Экономические блага  в общей классификации благ

Существует  великое множество благ. Условно  их можно объединить в несколько  крупных групп:

1. С точки зрения вещной формы,  блага можно разделить: на материальные  и нематериальные, или осязаемые  и неосязаемые. К первым, например  можно отнести дом, воду, цветы,  а ко второй группе относятся  главным образом услуги, например, информация о погоде на завтра, стрижка в парикмахерской, перелет  на самолете.

2. С функциональной точки зрения, блага делятся на две большие  группы: потребительские блага и  блага производственного назначения. К последним, относятся материальные  факторы производства, такие как  оборудование, сырье, заводские здания, транспорт, дороги.

3. Среди благ выделяют:

· взаимозаменяемые (субституты): масло - маргарин, поезд - автомобиль;

· взаимодополняемые (комплиментарные  товары): стол и стул, автомобиль и  бензин, фотоаппарат и фотоплёнка.

4. Благами могут быть и вещи, и свойства вещей, и нематериальные  услуги. Одни из потребляемых  благ имеются в более или  менее неограниченном количестве, например, воздух, вода в некоторых  районах земного шара. Это свободные  или неэкономические блага. Другие  блага существуют в ограниченном  количестве, поэтому их необходимо  производить. Это так называемые  экономические блага, например  хлеб, компакт-диск, автомобиль, знания, услуги программиста и др. Экономические  блага - это товары и услуги. Экономические блага обладают  признаком ценности и распределяются  путём рыночного механизма, принимая  форму товара.

Будущие блага могут быть различными. Если считать интеллект благом, то обучение представляет развитие будущей способности  самостоятельного мышления, скажем, умножения  чисел. Остальные блага имеют  значение в данный момент времени, являются настоящими.

Из  них выделяют косвенные или производственные блага, то есть те, которые используют для производства других благ. Остальные  блага потребительские.

Из  них выделяют долговременные, например, жилье, мебель, которые служат обычно многим поколениям людей. Иные блага  недолговременные, в том числе  разового пользования, включая продукты питания.

С социально-экономической точки зрения все экономические блага подразделяются на известные общественные и частные (с аналитической точки зрения смешанными и другими производными благами можно пренебречь). Общественные блага создаются исключительно  под общественным (государственным) контролем и в интересах всего  общества. Известно, что это товары и услуги, обеспечивающие национальную оборону, охрану правопорядка, государственное  управление, фундаментальную науку  и т.д. Отсутствие гарантий получения  экономической прибыли и иной коммерческой выгоды делает проекты  производства общественных товаров  явно непривлекательными для частных  инвесторов.

Информация о работе Экономическая ценность и альтернативная стоимость