Экономическая ценность и альтернативная стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:56, курсовая работа

Описание

Цель работы - понять сущность, экономических благ и связанных с ними экономических категорий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
· подробно изучить экономические блага и их классификацию;
· изучить экономическую ценность и альтернативную стоимость благ.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика экономических благ 4
1.1 Понятие экономических потребностей и благ 4
1.2 Экономические блага в общей классификации благ 9

2. Ценность и альтернативная стоимость 13
2.1 Товар и его свойства 13
2.2 Проблемы соизмерения благ 17
2.3 Концепция альтернативной стоимости 22

Заключение 27

Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

экономические блага.docx

— 49.79 Кб (Скачать документ)

Что же касается частных благ, предназначенных  для индивидуального потребления  и полностью исчезающих в его  результате, то способ труда и способ присвоения этих благ может быть как  общим, так и частным.

Частные блага те, которые идут строго определенному  покупателю, как, например, буханка  хлеба. Остальные блага относятся  к совместно потребляемым (товары общественного пользования). Их потребление  каждым, происходит только совместно. При этом некоторые блага доступны только определенному количеству потребителей, например, общественный транспорт. До определенного предела потребление  каждым не уменьшает возможности  потребления остальных, а сверх  определенного предела потребление  каждого становится препятствием их потребления другими.

Более сложной формой благ являются такие, потребление которых беспредельно, «не перегружается». В то же время интересы производителей могут быть обеспечены на основе установления ограничений на их потребление, например, введением платы за пользование определенными благами. Тот, кто не платит, благ не получает. Так организованы частные школы, платная медицина и другие. Например, в телевизионных сетях возможно установление кодов для просмотра определенных передач только теми, кто уплатил за их просмотр. Хотя смотреть могли бы все, но просмотр ограничивают только теми, кто платит. Исключением могут быть, т.н. «социальные блага» или «социальные товары».

Высшей  формой благ являются чисто общественные, за которые нельзя установить никакой  ограничивающей платы, например, любование  фейерверком. Чисто общественные блага  это такие, которые потребляются всеми людьми независимо от того, платят они за них или нет: национальная оборона, обеспечение внутренней безопасности.

С технико-экономической точки зрения частные блага можно подразделить на простые и сложные, а также  выделить группу благ, создаваемых  в условиях определенной динамики предельных издержек. Простые блага - это такие, структура и свойства которых  непосредственно не аккумулируют в  себе новейшие достижения научно-технического прогресса. Таковыми можно считать  питьевую воду, зерно, многие виды продуктов  питания и т.д. Несомненно, что  если способ труда и организации  производства ряда благ данной категории  под силу одному человеку (домохозяйству), то процесс создания блага осуществляется частным образом, то есть в рамках экономической формы частной  собственности.

Сложными  считаются блага, создание которых  не просто фокусирует в себе достижения прогресса науки и техники, что  совсем необязательно, а в любом  случае является результатом коллективного, то есть общего труда. В этом случае частное благо создается в  условиях экономической формы общей  собственности. При этом важно отметить, что традиционно понимаемая частная  капиталистическая собственность  есть не более чем один из видов  общей собственности, поскольку  конечный продукт в данном случае создается совместным, именно общим  трудом собственников средств производства и собственников рабочей силы.

Способ  труда, организации и управления производством по созданию сложных  благ обусловливает экономическую  общую собственность (частнокапиталистическую, акционерную, коллективную долевую  и коллективную недолевую, государственную, муниципальную, смешанную и т.д.). Способ труда, создающего простые блага, может осуществляться как в рамках экономической общей, так и в  условиях экономической частной  формы собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ценность и альтернативная  стоимость

2.1 Товар и его свойства

Центральной категорией товарного производства является товар. Следует четко различать  содержание категорий «благо», «продукт», «товар».

Прежде  всего, товар нельзя отождествлять  с благами, которые выступают  как желаемые вещи, удовлетворяющие  человеческие потребности. Во-первых, не все блага являются товарами, хотя в условиях рыночного хозяйства  большая часть благ становится товаром. Во-вторых, если благо не является продуктом  труда - это не товар. В-третьих; если блага не удовлетворяют потребности  и никому не нужны - это тоже не товар. В-четвертых, когда благо создано  для потребления внутри хозяйства, а не для обмена - оно также  не является товаром. Таким образом, товар - это специфическое экономическое  благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.

От  продукта товар принципиально отличается тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает  через рынок. Товар - продукт труда, изготовленный не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. В этом смысле в  качестве товара выступают и услуги, но они имеют специфику: не имеют  материальной формы, их нельзя непосредственно  накопить, потребить их можно только в момент производства. Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд, воплощенный в товаре; способность  обмениваться на другие продукты).

Рассматривая  свойства товаров, следует учитывать  соотношение категорий «ценность», «стоимость», «полезность».

Первоначально немецкое слово «der Wert» обычно переводилось как «ценность». В переводах трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вместо этого  термина стали использовать «стоимость». Подобное разграничение было обусловлено  тем, что стоимость стала увязываться  с овеществленным в товаре общественным трудом, а сторона полезности при  таком подходе исключалась из рассмотрения.

В современной экономической литературе по отношению к благам формулируется  понятие ценности, имеющее два  аспекта:

· оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;

· оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в  процесс производства.

Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов и затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной и абстрактной  полезности, а вторые (затраты) - как  единство конкретного и абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых и  невоспроизводимых ресурсов, имеющих  альтернативные возможности применения).

К товару и его свойствам каждая научная школа подходила со своей  методологией. В историческом плане  можно выделить два подхода к  анализу товара: на основе трудовой теории стоимости и с позиции  теории предельной полезности (иначе - нетрудовой теории стоимости).

Прежде  всего, рассмотрим основные положения  трудовой теории стоимости. Ее разработка осуществлялась представителями классической буржуазной политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Большой вклад  в развитие трудовой теории стоимости  внес К. Маркс, который систематизировал труды своих предшественников, изложил  ее последовательно и всесторонне  раскрыл ее узловые элементы в  их единстве и взаимосвязи.

В рамках трудовой теории стоимости четко  различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая  стоимость.

Потребительная  стоимость - это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым  он обладает способностью удовлетворять  какую-либо потребность общества или  отдельного человека (может служить  пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а  общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять  потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым  поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Не  всякая общественная потребительная стоимость  является товаром, поскольку товар  должен обладать еще одним свойством - свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая стоимость - это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим  объективным свойством товаров  является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как  воплощение общественного труда  они однородны. Общественный труд, воплощенный  в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость  является внешним проявлением стоимости  и лежит в основе обмена товаров.

Стоимостью  может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С  другой стороны, сами по себе затраты  труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для  собственного потребления, свойство стоимости  не приобретают).

Согласно  теории предельной полезности (будет  рассмотрена в 2.2.) ценность каждого  из благ зависит от двух факторов:

· от важности удовлетворения потребности;

· от степени ее насыщения.

На  языке торговли, часто бессознательно смешивают цену и ценность, ибо  на самом деле указание цены заключает  в себе и указание ценности. Но, тем  не менее, это понятия, которые важно  различать.

В политической экономии категория стоимость  характеризует затраты труда  на присвоение благ (путем освоения природных ресурсов или производства с их помощью новых продуктов). Согласно этому определению природные  блага, не тронутые трудом, не имеют  стоимости. Но они имеют, как и  блага, созданные людьми, потребительную стоимость, которая характеризует  способность блага удовлетворять  ту или иную человеческую потребность

Ценность  же, является одной из важнейших  категорий экономики, выражающей степень  полезности благ, как созданных трудом, так и природных, внутреннюю меру значительности товара.

Согласно  теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно  необходимый уровень затрат труда.

Стоимость создается в процессе производства, а проявляется на рынке. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает  его полезный эффект, а не затраты  труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория  во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные  материальные и духовные блага и  услуги не в результате того, что  на их производство затрачен общественно  необходимый труд, а потому, что  эти блага имеют полезность.

Ценность  блага двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым  трудом), потребитель (покупатель) - степенью полезности. Ценности блага не противостоят друг другу.

Члены различных социальных групп имеют  свои приоритеты, т.е. наборы благ, поэтому  ценность каждого блага зависит  от того, в каком наборе оно находится. Таким образом, ценность блага не определяется заранее, она определяется положением потребителя в социальной группе.

 

 

2.2 Проблемы соизмерения  благ

Потребительские предпочтения можно описать, используя  концепции полезности и предельной полезности. В экономическом анализе  термин «полезность» используется для  обозначения того удовольствия или  удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг. Можно предложить еще одно определение. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления  товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая  вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия. Если от покупки  книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет  для него большую полезность, чем  буханка хлеба. Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен, У.С. Джевонс, К. Менгер, О. Бем-Баверк и Ф. Визер. Названные  экономисты создали особое направление  в экономической науке, получившее название «маржинализм» («предельность»). Ключевая идея маржиналистского подхода  состояла в следующем: стоимость (или, на современном экономическом языке - ценность) товара определяется не затратами  труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

Из  этого наблюдения следовали три  важных вывода:

1. Каждая дополнительная единица  товара приносит потребителю  дополнительную полезность, которая  называется «предельной полезностью»  данного блага. Таким образом,  под предельной полезностью маржиналисты  понимали величину дополнительной  полезности, полученной от прироста  величины потребления, равного  единице некоторого блага (при  прочих равных условиях).

2. Чем больше количество единиц  потребленного блага, тем меньше  предельная (т. е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления  каждой последующей единицы этого  блага. Другими словами, предельная  полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое  удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Отсюда следует сформулированная маржиналистами обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага. Она состоит в том, что благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот. Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

3. Потребляя некоторое число единиц  одного товара, человек получает  общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих  предельных полезностей.

Информация о работе Экономическая ценность и альтернативная стоимость