Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить основные положения экономической концепции П. Ж. Прудона.
В соответствии с целью, задачами курсовой работы являются следующие:
- указать предмет и изучить метод научных исследований П. Ж. Прудона;
- описать экономические законы и явления в понимании теории П. Ж. Прудона;
- охарактеризовать особенности прудонизма как мелкобуржуазной идеологии;
- изучить теорию критики собственности и социализма П. Ж. Прудона;
- описать особенности теории «банка обмена»;
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ П. Ж. ПРУДОНА................6
1.1. Предмет и метод научных исследований П. Ж. Прудона.............................6
1.2. Экономические законы и явления в теории П. Ж. Прудона........................9
1.3. Особенности прудонизма как мелкобуржуазной идеологии.....................12
2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ В ТЕОРИИ П. Ж. ПРУДОНА И ПРИЧИНЫ ИХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ .......................................................16
2.1. Критика собственности и социализма..........................................................16
2.2. Теория «банка обмена»..................................................................................20
2.3. Причины несостоятельности теории реформ П. Ж. Прудона...................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................31
- в-третьих, тем, что создание Банка народа произойдет не без привлечения капитала, а, напротив, с капиталом в 5 000 000 фракциями по 5 франков.
Между тем П. Прудон, как и социалисты-рикардианцы, предполагая обеспечение производителям гарантий о постоянном и полном сбыте их товаров при полной свободе производства, очевидно, не утруждал себя вопросом, «каким образом найти сбыт таким товарам, которые почему-либо не нравятся покупателям и произведены в излишнем количестве против спроса», и можно ли вообще «искать в комиссионных конторах решения социального вопроса».
Наконец, идея отмены правительства у П. Прудона зиждется по существу на том, что в результате его реформ осуществится «слияние классов» и останутся только трудящиеся, которые обмениваются продуктами своего труда по их истинным ценам, и поэтому призванное «положить конец их – притеснителей и притесняемых, сильных и слабых – взаимной борьбе ярмом общего угнетения» правительство станет бесполезным. Таким образом, по его мысли, «раз капитал и труд будут отождествлены, общество может существовать самостоятельно и не нуждаться в правительстве» [4, с. 123].
Прудонизм получил в 19 в. распространение во Франции и некоторых других странах с мелкобуржуазным составом населения и значительной, мелкобуржуазной прослойкой в рабочем классе. Распространению прудонизма способствовало то, что его реакционная сущность маскировалась псевдореволюционной фразеологией (в критике пороков капитализма, буржуазного государства и крупной собственности). Прудон отражал действительное положение мелкой буржуазии во Франции, в условиях промышленного переворота: с одной стороны, её протест против разорения и гнета крупного капитала и буржуазного государства, с другой — её стремление сохранить мелкую собственность и пойти назад, к мелкобуржуазному «маленькому капитализму». Это обусловливало его принципиальную общность с буржуазным социализмом, сущность которого «...как раз и заключается в желании сохранить основу всех бедствий современного, капиталистического общества, устранив в то же время эти бедствия». Закономерно поэтому в «Манифесте Коммунистической партии» отнесение Прудона к создателям систем буржуазного социализма [7, с. 88].
Чрезвычайно трудно проследить влияние мысли Прудона в период времени, последовавший за 1884 годом. Тем не менее, когда (1864 г.) в Лондоне основалось знаменитое Международное Товарищество Рабочих (Первый Интернационал), входившие в него парижские рабочие, по-видимому, были еще проникнуты насквозь прудонистскими идеями. На первом конгрессе Интернационала в Женеве в 1866 году, они представили доклад, идеи которого весьма определенно навеяны учением Прудона, и заставили конгресс принять резолюции. Но со следующего конгресса, в 1867 году, они натолкнулись на более сильное сопротивление, на конгрессах же Брюссельском (1868 г.) и Базельском (1869 г.) влияние Маркса становится преобладающим.
Успех идей Маркса после 1867 года покрыл мраком забвения все прежние социалистические системы. Несостоятельность прудонизма подтвердил также опыт Парижской Коммуны, который до конца раскрыл порочность и вред прудонизма, давший себя знать во многих ошибках и слабостях Коммуны, и заставил участвовавших в ней прудонистов делать «...как раз обратное тому, что им предписывала доктрина их школы».
Таким образом, основные причины несостоятельности экономической концепции Прудона сводятся к следующему:
- Прудон придерживался идеалистической идеологии и представлял экономические категории как продукт чистого разума. Он считал, что они являются вечными и неизменными, что реальность экономической деятельности создается категориями;
- для Прудона диалектическое движение состоит лишь в догматическом различении хорошего и дурного, а категория – это механическое соединение противоречивых свойств – дурного и хорошего. Поэтому задача сводится к тому, чтобы сохранить хорошую сторону, устраняя дурную. Прудон попытался доказать, что, устраняя отрицательные (дурные) стороны и сохраняя хорошие, возможно “улучшить”, “очистить” капитализм. Такая чисто реформистская и реакционно-утопическая в своей сущности трактовка экономических категорий выступает при анализе вопросов о разделении труда, собственности, стоимости, кредита и др.
- Прудон игнорировал объективные экономические законы и оценивал экономические явления исходя из вечной справедливости. Справедливость для него являлась основополагающим принципом;
- Прудон не понял сущности денег, противоречия между товарами и деньгами. Он предлагал реорганизовать обмен выдвинув утопический проект безденежного товарного хозяйства. Прудон идеализировал мелкое товарное хозяйство, однако выступая против денег, против «дурной стороны» товарного хозяйства. Проект организации товарного обмена без денег – это утопия, ибо Прудон хотел сохранить товарное хозяйство, товар, стоимость, цену, прибыль, но без денег;
- с реакционных и антинаучных позиций им излагаются и закономерности движения заработной платы. Прудон выступает против борьбы рабочих за повышение заработной платы, так как это вызывает якобы всеобщее повышение цен, рост нужды.
В дальнейшем прудонистские идеи сохранялись в бакунистском анархизме, а после краха бакунизма использовались различными течениями «мирного» анархизма, а также анархо-синдикализма. Теоретики последнего заимствовали у Прудона буржуазно-анархистские идеи, отрицательное отношение к государству, политической борьбе и др. Ряд идей Прудона вошёл в арсенал буржуазных теорий «солидаризма», «радикал социализма» и тому подобных проповедей сотрудничества классов.
Несмотря на несостоятельность теорий Прудона, его концепции являются арсеналом, из которого и сегодня черпают идеи реформирования капитализма, мелкобуржуазные теории «капитализма для всех» различные течения анархизма, социал-реформизма, ревизионизма, а также теоретики неофашистских концепций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:
1) предметом изучения политической экономии, по мнению П. Прудона, не может являться сфера производства, так как в этом случае из-за того, что «меновая ценность не поддается измерению», без внимания остаются проблемы социальной сферы и прежде всего многообразные задачи организации обмена и потребления. Последние по существу и являются предметом изучения этой науки в его представлении;
2) для теоретических конструкций Прудона характерны:
- субъективизм и идеализм;
- игнорирование объективности экономических законов;
- эклектицизм;
- отрыв логического от исторического;
- наличие абстрактных конструкций, так называемых “экономических сил“: разделение труда, конкуренция, обмен, кредит, собственность;
- меновой подход;
3) Прудон придерживался идеалистической идеологии и представлял экономические категории как продукт чистого разума. Он считал, что они являются вечными и неизменными, что реальность экономической деятельности создается категориями;
4) для Прудона диалектическое движение состоит лишь в догматическом различении хорошего и дурного, а категория – это механическое соединение противоречивых свойств – дурного и хорошего. Поэтому задача сводится к тому, чтобы сохранить хорошую сторону, устраняя дурную. Прудон попытался доказать, что, устраняя отрицательные (дурные) стороны и сохраняя хорошие, возможно “улучшить”, “очистить” капитализм. Такая чисто реформистская и реакционно-утопическая в своей сущности трактовка экономических категорий выступает при анализе вопросов о разделении труда, собственности, стоимости, кредита и др.
5) Прудон игнорировал объективные экономические законы и оценивал экономические явления исходя из вечной справедливости. Справедливость для него являлась основополагающим принципом;
6) Прудон выступал за необходимость преобразования капиталистического общества с учетом предписаний справедливости, пытался превратить всех членов общества в мелких буржуа и мелких крестьян. Он игнорировал крупное фабричное производство и считал лучшим хозяйственный режим, состоящий из отдельных формально независимых товаропроизводителей, которые изготовляют особые самостоятельные продукты, пригодные для немедленного потребления и обмена на рынке. В связи с этим Прудон рекомендовал устранить крупную собственность, но сохранить мелкую собственность товаропроизводителей;
7) Под экономическими силами Прудон подразумевал разделение труда, коллективную силу, обмен, кредит, собственность и торговлю;
8) в теории стоимости Прудон выделял потребительную стоимость, которую рассматривал как воплощение изобилия, и меновую стоимость – как отражение редкости. Центральным пунктом теории стоимости является учение о «конституированной стоимости»;
9) Прудон полагал, что в процессе обмена на рынке происходит отбор продуктов. Одни товары реализуются, попадают в сферу производства и становятся стоимостью. Таким образом, товары, которые прошли через рынок получают общественное признание. Другие товары не попадают в сферу обращения, не получают общественного признания. В связи с этим под конституированной стоимостью Прудон подразумевал стоимость, санкционированную рынком, которая может быть реализована и соответствует требованиям пропорционального роста производства, и делал вывод о том, что необходимо стремиться к тому, чтобы заранее конструировать стоимость, чтобы товар мог быть наверняка продан. Первыми товарами, стоимость которых конституировалась, являлись золото и серебро;
10) Прудон также выступал за создание «дарового кредита» и основанного на нем «банка обмена». Он пытался сохранить товарное производство, устранить недостаток товаров, которые не обладают непосредственной обмениваемостью, и ликвидировать деньги. При этом его исходным тезисом являлось то, что товар и деньги не должны развиваться в капитал, что все должно продаваться, но ничего не должно отдаваться в ссуду;
11) Прудон выступал также против капитала, проносящего проценты, и предлагал отменить процент, организовать «даровой кредит» и общественные учреждения, которые должны обеспечивать обмен всех товаров по их трудовой стоимости;
12) Прудон не понял сущности денег, противоречия между товарами и деньгами. Он предлагал реорганизовать обмен выдвинув утопический проект безденежного товарного хозяйства. Прудон идеализировал мелкое товарное хозяйство, однако выступая против денег, против «дурной стороны» товарного хозяйства. Проект организации товарного обмена без денег – это утопия, ибо Прудон хотел сохранить товарное хозяйство, товар, стоимость, цену, прибыль, но без денег;
13) с реакционных и антинаучных позиций им излагаются и закономерности движения заработной платы. Прудон выступает против борьбы рабочих за повышение заработной платы, так как это вызывает якобы всеобщее повышение цен, рост нужды;
14) прудонизм был подвергнут уничтожающей критике в работах классиков марксизма-ленинизма. Утопический проект Прудона о реформировании обмена и буржуазного строя В. И. Ленин назвал «тупоумием мещанина и филистера». К. Маркс и Ф. Энгельс вели всестороннюю и длительную борьбу с прудонизмом начиная с конца 40-х годов. Успех идей Маркса после 1867 года покрыл мраком забвения все прежние социалистические системы. Несостоятельность прудонизма подтвердил также опыт Парижской Коммуны, который до конца раскрыл порочность и вред прудонизма, давший себя знать во многих ошибках и слабостях Коммуны, и заставил участвовавших в ней прудонистов делать «...как раз обратное тому, что им предписывала доктрина их школы»;
15) в дальнейшем прудонистские идеи сохранялись в бакунистском анархизме, а после краха бакунизма использовались различными течениями «мирного» анархизма, а также анархо-синдикализма. Теоретики последнего заимствовали у Прудона буржуазно-анархистские идеи, отрицательное отношение к государству, политической борьбе и др. Ряд идей Прудона вошёл в арсенал буржуазных теорий «солидаризма», «радикал социализма» и тому подобных проповедей сотрудничества классов;
16) несмотря на несостоятельность теорий Прудона, его концепции являются арсеналом, из которого и сегодня черпают идеи реформирования капитализма, мелкобуржуазные теории «капитализма для всех» различные течения анархизма, социал-реформизма, ревизионизма, а также теоретики неофашистских концепций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьев, В. С. Буржуазная экономическая мысль 30-80-х годов XX века: Очерк теории. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Экономика, 1986. – 350 с.
2. Бартенев, С. А. История экономических учений: Учеюник. – М.: Экономист, 2003. – 456 с.
3. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе/ пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1994. – 720 с.
4. Всемирная история экономической мысли/ под ред. В. Н. Черновца. – М.: Мысль, 1987. – 970 с.
5. Жид, Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М.: Экономика, 1995. – 435 с.
6. История экономических учений (современный этап): Учебник/ под общ. ред. А. Д. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 733 с.
7. История экономических учений: Курс лекций.–Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.– 280 с.
8. История экономических учений: учеб. пособие для студ. ВУЗов.- Мн.: Выш. шк., 1984. – 351 с.
9. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов / Рындина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. – М.: Высшая школа, 1983. – 521 с.
10. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов / Под ред. Боровик Ф.В. – Мн.: Высшая школа, 1984. – 410 с.
11. Негиши Т. История экономической теории: Учебник/пер. с англ. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 462 с.
12. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 288 с.
13. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с.
32