Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:19, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Введение.......................................................................................................................3
1. Конкуренция и монополия……………………………………………………….5
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……………...6
1.2. Сущность и виды монополии………………………………………….…9
1.3. Монополистические объединения…..…………………………………..11
2. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы………..13
2.1. Конкуренция как критерий классификации рыночных структур…….13
2.2. Особенности рынка совершенной конкуренции…………………….…15
3. Проблемы конкурентной борьбы……………………………………………….17
3.1. Ограничение свободы выбора…………………………………………...17
3.2. Демпинг…………………………………………………………………...19
3.3. Антимонопольные экономические отношения……………………...…20
4. Конкурентоспособность в России ……………………….…………………..…21
5. Расчетная часть. Анализ динамики цен и роста продаж устройств для чтения в России………………………….…………………………..……………………...23
Заключение ……………………………………………………………………........28
Список использованной литературы.……………………………………………..30
Рис. 4 Структура российского рынка по основным производителям[13]
Анализ динамики розничных цен на наиболее популярные устройства на российском рынке показывает, что за исключением одного бренда (Orsio) какой-либо явной тенденции к понижению конечной стоимости устройств не наблюдается.
| Sony PRS-505 | ORSiO b731 | PocketBook 301 | Lbook Reader V3 | Explay TXT.Book |
окт.09 | 15450 | 14000 | 12000 | 10350 | 8000 |
ноя.09 | 15200 | 14000 | 11000 | 9400 | 9000 |
янв.10 | 13500 | 11050 | 11400 | 10000 | 9200 |
фев.10 | 13800 | 11000 | 11450 | 10000 | 9000 |
мар.10 | 17300 | 11000 | 11450 | 10900 | 8900 |
апр.10 | 17000 | 11000 | 11000 | 10700 | 8800 |
май.10 | 15650 | 11000 | 11000 | 10000 | 8600 |
июн.10 | 15900 | 11000 | 11000 | 10000 | 8600 |
Рис. 5 Динамика средних цен на наиболее популярные устройства для чтения в России [13]
Основной причиной сохранения подобной стабильности цен является высокая стоимость используемых практически во всех подобных устройствах экранов, изготовленных по технологии eInk. Компания PVI, владеющая правами на данную технологию, до недавнего времени была монополистом в этом сегменте рынка. Однако в 2009 году о своих интересах в этой области заявил крупнейший производитель LCD экранов AU Optronics, который приобрел 31,58% акций компании SiPix — разработчика сравнимой с eInk технологии изготовления экранов. AU Optronics планирует в 2010 году увеличить в несколько раз количество выпускаемой SiPix продукции и занять значимую долю рынка экранов, предназначенных для применения в специализированных устройствах для чтения.
Начинающаяся конкуренция между производителями комплектующих, по нашим оценкам, приведет к тому, что в 2011 году произойдет значительное снижение конечной стоимости аппаратов (потенциально до 6000-7000 руб.), в результате чего мы станем свидетелями второй волны взрывного роста российского рынка.
Рынок электронных книг:
легальный рынок
Легальный рынок электронных книг в РФ только зарождается, его объем крайне невелик. В 2005 г. он составлял около 0,6 млн долл., в 2008 г. достиг 900 тыс. долларов и вырос до 1,5 млн долларов в 2009 г. при средней цене продаваемой электронной книги около 28 рублей. В 2010 г. ожидается рост рынка еще на 30% (до 1,95 млн долларов).
Основными игроками на легальном рынке электронных книг является компания LitRes, кроме этого, весьма активно развивают данное направление ведущие универсальные книжные магазины (Ozon.Ru, Books.ru и т.п.).
пиратский рынок
Объем российского пиратского рынка на порядок превышает объем легального рынка: в 2009 г. он составил не менее 10 млн долл. Важно понимать, что речь идет не об объеме реально проданных нелегально распространяемых копий, а о стоимости бесплатно загружаемых владельцами электронных устройств электронных книг (потерях правообладателей). Необходимо отметить, что нелегальные ресурсы зачастую предлагают значительно более широкий ассортимент доступных книг, а также крайне удобные и развитые интерфейсы работы с книгами (в качестве примера можно привести такие ресурсы, как lib.rus.ec и flibusta.net).
В отличие от всего остального мира подобные ресурсы являются в России одним из значимых драйверов рынка специализированных устройств для чтения, предоставляя читателям практически ничем не ограниченный выбор контента.
Заключение
Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.
Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.
Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как «война всех против всех». Эта война выглядит так:
Первый фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле.
Второй фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.
Третий фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.
Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.
С другой стороны рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.
В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.
Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.
Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров.
В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.
Естественные монополии представляют собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.
Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут служить крупные японские фирмы по производству видеотехники.
Список использованной литературы.
1. Макконел, К.Р., Экономикс: Принципы, проблемы и политика/К.Р. Макконнел. - М.: Республика, 2007 - с.429
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД «КноРус», 2009 - с.683
3. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь. - С.П.: Гурко и др. - 2008 - с.713
4. Кныш, М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие/М.И. Кныш. – С.П.: Питер. - 2007 - с. 639
5. Экономика. Учебник/под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.:«Проспект», 2009 — с.774
6. Юданов, А.Ю., Конкуренция: теория и практика/А.Ю. Юданов. - М.: 2008 - с.361
7. Экономика. Учебник/под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.:«Проспект». - 2009 — с.774
8. В.Башмачников. У фермера уходит почва из-под ног/ В. Башмачников. – «Экономика и жизнь» №24. - 2006 - с.124
9. Хейне, П.Т. Экономический образ мышления/П.Т. Хейне. - М.: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy». - 2008 - с. 405
10. Кураков, Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие/Л.П. Курлаков. -М.:Пресс-центр. - 2007 - с.368
11. Маршалл А.В., Принципы экономической науки/А.В. Маршалл. - М.: Прогресс. - 2005 - с. 628
12. Резникович, А.И., Монополистическое отечество в опасности/А.И. Резникович. - Коммерсантъ-Деньги #31. - 2007 - с. 227
13. J’son & Partners Consulting. данные компаний 2010