Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:37, реферат
Древний Рим являлся античным государством, в котором рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к порабощению многих племен и народов. Положение римских рабов, происходивших в основним из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции. В отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Именно в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели, в конечном счете, к возникновению колоната. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аграрные проблемы, и прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.
Введение……………………………………………..………………….……3
1. Экономические воззрения Катона Старшего……………………………4
2. Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона…………………..5
3. Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла…………………....7
4. Труды Гая Плиния Старшего…………………………………………….9
5. Библиографический список…………………………………………….10
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
КРАСНОЯРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
По дисциплине: «История экономических учений»
На тему «Экономическая мысль
древнего Рима»
Выполнила:
Ермакова Кристина Алексеевна
Проверил:
Шадрин Виктор Константинович
Красноярск
2010
Содержание:
Введение……………………………………………..………
1. Экономические воззрения Катона Старшего……………………………4
2. Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона…………………..5
3. Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла…………………....7
4. Труды Гая Плиния Старшего…………………………………………….9
5. Библиографический
список…………………………………………….10
Введение
Первые зачатки экономической теории проявляются в экономической мысли античного мира. Не следует, конечно, искать в ней стройной и цельной системы взглядов, ибо экономическая мысль еще не выделилась в особую область идеологии.
Отдельные экономические
высказывания античных авторов были
вызваны стремлением осмыслить
некоторые явления и процессы,
характерные для их эпохи. Так, мы
встречаемся у них с попытками
первого научного обобщения и
оценки общественного разделения труда,
обмена, денег. Но все эти проблемы
ставились и рассматривались
с точки зрения класса рабовладельцев,
защиты рабовладения и натуральных
форм хозяйства. Эта классовая позиция
обусловила непонимание исторической
закономерности возникновения товарно-денежных
отношений и отрицательное
Таким образом,
классовый характер экономической
мысли этой эпохи выражен очень
наглядно. Отсюда историческая ограниченность
и противоречивость взглядов античных
авторов по экономическим вопросам.
Так, высказав некоторые научные
положения относительно разделения
труда, обмена и денег, они вместе
с тем выступали в защиту натуральных
форм хозяйства, считали рабовладельческий
строй вечным, абсолютным.
Древний Рим
являлся античным государством, в
котором рабовладельческие
1.Экономические воззрения Катона Старшего.
Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший (234- 149 гг. до н.э.). В своем сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».
Прежде чем покупать виллу, будущий хозяин должен посмотреть, много ли в усадьбе прессов, а также сосудов для хранения земледельческой продукции. Необходимо, «чтобы оборудования было поменьше и чтобы тебе (будущему владельцу- Авт.) не израсходоваться на имении». По мнению Катона, самое лучшее имение должно обладать следующими угодьями: виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д. Позднее комментаторы этого места трактата считали, что Катон отобразил шкалу доходности отраслей сельского хозяйства. Это не лишено определенных оснований, поскольку писатель обращал внимание на условия торговли и количество прессов, а на первое место в списке культурных, угодий поставил виноградник, а не масличный сад.
Катон был сторонником
натурального хозяйства, хотя рекомендовал
«продавать вообще все лишнее». Писатель
выступал за самообеспеченность поместья,
поскольку «хозяину любо продавать,
а не покупать». Как рачительный
хозяин, Катон советует продавать
масло, если оно в цене, тем самым
предлагая при организации
Как экономист-практик,
Катон пытался установить оптимальные
пропорции «элементов»
Значительное
внимание Катона к набору средств
производства и даже бытовых предметов
объясняется стремлением автора
повысить доходность имения. Пригородное
имение, по его мнению, хозяин «должен
устроить и засадить так, чтобы оно
было как можно прибыльнее». Катон
первым в экономической мысли
Древнего Рима поставил проблему эффективности
рабовладельческого хозяйства, связав
ее с организацией производства и
обмена. Уже в самом начале трактата
Катон предостерегает землевладельца
от «большого оборудования». Катон
стремился достичь
2.Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона.
Известным экономистом-аграрником был Марк Тёренций Варрон (116-27 до н. э.), принадлежавший к сословию всадников. До нас дошли три книги его трактата «О сельском хозяйстве», написанные уже в преклонном возрасте. В отличие от Катона Варрон никогда не занимался сельским хозяйством, и его основными источниками были книжные материалы. Композиционно три книги представляют соответственно земледелие, животноводство и приусадебное хозяйство (птицеводство, рыболовство и пчеловодство).
Согласно Варрону, «земледельцы должны стремиться к двум целям: к пользе и удовольствию». Но «польза требует того, что доходно; а удовольствие - того, что приятно; на первом месте скорее стоит полезное, чем приятное». Однако прежде, чем бросать семена в землю, Варрон советует изучить основные элементы Вселенной: воду, землю, воздух и солнце. По его мнению, следует не только хорошо знать свойства местной почвы, но и выяснить, «какое в этом имении оборудование требуется и какое должно иметь для его обработки».
Первая книга
Варрона посвящена организации
рабовладельческого хозяйства, и преимущественно
полеводству. К садоводству и
виноградарству автор трактата обращается
редко. Хлебные нивы поместий были,
по-видимому, немалыми, поскольку Варрон
советовал «продать сбор колосьев»
после жатвы. Он скептически относился
к катоновским принципам
Для Варрона основная ценность имения - земля! Главное - знать, «какова земля и для чего она хороша или нехороша». Эта идея пронизывает весь труд экономиста-агрария. Влияние природного фактора на аграрную экономику докапиталистических обществ весьма существенно. Не случайно К. Маркс отмечал, что «во всех формах общества, где господствует земельная собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой».
Проблема размещения
виллы тесно связывается
Касаясь средств,
«которыми возделывают землю», Варрон
выделял «орудия говорящие, бессловесные
и немые». «Говорящие орудия»- это
рабы, «бессловесные»- волы, рабочий
скот, а «немые»- телеги, грабли, корзины
и т. д. Трактат Варрона был
написан после восстания