Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:51, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения; уровня жизни:
1) характеристика доходов населения. их распределение.
2) проблемы заработной платы.
3) характеристика и показатели уровня жизни.
4) Регулирование доходов.
Введение……………………………………………………………….. 2
1. Экономическая природа дохода ………………………………….5
1. Понятие дохода. Виды дохода…………………………………...5
2. Проблемы заработной платы…………………………………….9
3. Распределение доходов………………………………………….13
2. Уровень жизни ……………………………………………………..19
2.1. Понятие уровня жизни……………………………………………19
2.2. Показатели уровня жизни………………………………………...21
3. Регулирование доходов……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………31
Приложение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..38
В этой связи существование чистой прибыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса - предпринимательских способностей. Под последним, как известно, понимаются способности предпринимателя:
а) принимать решение об использовании в производстве товаров и услуг других ресурсов;
б) применять более прогрессивные способы управления фирмой;
в) использовать инновации, как в производственных процессах, так и в выборе форм реализуемого товара;
г) идти на риск принятия всех подобных решений.
Наконец, фирма будет получать экономическую прибыль, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольная прибыль возникает потому, что монополист сокращает объем производства и повышает цену товара.
Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда
1) рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий;
2) специалистов - юристов, врачей, преподавателей и т.д.;
3) владельцев мелких предприятий - парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев - за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.
Важно также провести
различие между денежной, или номинальной,
и реальной заработной платой. Номинальная
заработная плата - это сумма денег, полученная
за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная
плата - это количество товаров и услуг,
которые можно приобрести на номинальную
заработную плату. Реальная заработная
плата - это «покупательная способность»
номинальной заработной платы. Вполне
очевидно, что реальная заработная плата
зависит от номинальной заработной платы
и цен на приобретаемые товары и услуги.
Изменение реальной заработной платы
в процентном отношении можно определить
путем вычитания процентного изменения
в уровне цен из процентного изменения
в номинальной заработной плате. Так, повышение
номинальной заработной платы на 8% при
росте уровня цен на 5% дает прирост реальной
заработной платы на 3%. Номинальная и реальная
заработная плата не обязательно изменяются
в одном и том же направлении. Например,
номинальная заработная плата может повыситься,
а реальная заработная плата в то же самое
время - понизиться, если цены на товары
возрастают быстрее, чем номинальная заработная
плата.
1.2 Проблемы заработной
платы
Заработная плата является основным источником доходов большинства россиян. На рубеже веков в процессе перехода к рыночной модели экономики уровень заработной платы в России является самым низким среди экономически развитых стран мира. Анализ данных о структуре денежных доходов населения показывает, что за годы реформ сложилась устойчивая тенденция сокращения доли заработной платы в составе ВВП, что и привело к значительному снижению жизненного уровня основной массы населения страны. В России, как известно, и в предыдущие десятилетия оплата труда находилась на более низком по сравнению с развитыми странами Запада уровне, который в определенной мере амортизировался существованием значительных объемов общественных фондов потребления. Сложившийся уровень и структура заработной платы не обеспечивает для абсолютного большинства трудящихся полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. По данным академика Д. Львова, среднемесячная заработная плата в сопоставимых ценах в 2003 году составляла 598 рублей в месяц, а в 2004 году - только 198 рублей, то есть произошло ее снижение в 3 раза (Журнал «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги», -N"Q4, 2005г.).
Особенно сложное положение сложилось в бюджетной сфере. О резких диспропорциях в оплате труда в этой сфере вынуждены констатировать и официальные власти. 17 из 18 разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы "уходят" под черту прожиточного минимума. Один из главных лозунгов проводимых в России рыночных реформ - "приближение внутренних цен к мировым". В условиях интеграции России в мировое хозяйство оно действительно необходимо и по основной массе товаров произошло (причем по некоторым товарам, как известно, внутренние цены не только сравнялись с мировыми, но и превысили их). При этом умалчивается, что в условиях рыночной экономики рабочая сила тоже товар, и ее цена также должна приближаться к мировым ценам. Но в России товар рабочая сила поставлен в исключительное положение: цены на все другие товары ускоренно сближаются с мировым уровнем, а на труд столь же быстро от него удаляются. В ходе проведения реформ произошло удешевление труда не только по отношению к стоимости товаров народного потребления и услуг, но и по сравнению с другими производственными ресурсами. Снижение доли заработной платы в свою очередь уменьшило налоговую базу, что привело к сокращению финансовых поступлений во внебюджетные фонды и сделало невозможным решение многих социальных проблем. В настоящее время в стране существует около десятка различных концепций реформирования оплаты труда. Определенные наработки и предложения выдвигают Федеральное Собрание, Федерация независимых профсоюзов России, Российская академия наук, однако общепринятой концепции пока нет. Действия государства, как показывает практика, базируются на тактике "малых шагов", то есть подтягивания и адаптации зарплаты к инфляции, расширению сферы платных услуг, проведению жилищно-коммунальной реформы и т.д. На протяжении последних лет Правительство Российской Федерации проводит крайне жесткую политику в области оплаты труда и доходов населения. В бюджетной сфере это проявляется в том, что в расходной части федерального бюджета главная задача состоит в обеспечении в полном объеме выплат текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других социальных трансфертов, а также выполнении графика погашения задолженности по таким группам. Осуществлявшаяся в последние годы индексация оплаты труда работников бюджетной сферы сопоставима с уровнем инфляции и не оказывала заметного позитивного влияния на уровень жизни. Для принципиального изменения положения дел необходимо усиление роли государственного регулирования оплаты труда, использование единых принципов ее организации и уровня гарантий по оплате труда для всех секторов экономики, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовой формы.
Установление ставки минимального размера оплаты труда (МРОТ) является важным рычагом государственного вмешательства в регулирование реальной заработной платы. МРОТ является отправной точкой в переговорах работодателей и наемных работников, заключающих соглашения об условиях труда и его оплаты. В России, которая по Конституции является социальным государством, узаконены минимальные размеры оплаты труда и пенсий, которые в несколько раз меньше прожиточного минимума. В первые годы реформ при определении МРОТ исходили лишь из экономической возможности, а не из ее реального соотношения с величиной минимального прожиточного уровня, единственного мерила при определении минимального размера оплаты труда.
Такая ситуация сохраняется по настоящее время. В 2006 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) после его повышения с 800 до 1100 рублей составил только 34% к прожиточному минимуму. Минимальный размер оплаты труда в России за месяц равен минимальному размеру оплаты труда в США за один час.
При таких соотношениях минимальная заработная плата не может обеспечить не только простое воспроизводство рабочей силы, но и биологическое выживание человека: МРОТ утратила свой социально-экономический смысл в качестве социальной нормы. Вместе с тем, как показывает опыт ряда стран Восточной Европы, введение МРОТ на уровне прожиточного минимума сопровождается постоянным снижением масштабов бедности и, вопреки опасениям некоторых экономистов, не вызывает ни инфляции, ни роста безработицы.
Таким образом, законодательно утвержденные нормативы минимальной заработной платы и ставок первого разряда в бюджетной сфере не имеют необходимых обоснований и представляют собой нерыночные оценки, так как прожиточный минимум рассчитывается сам по себе, а эти нормативы - сами по себе. Разрыв между ними продолжает увеличиваться.
Одной из острых и хронических
проблем продолжает оставаться несвоевременная
выплата заработной платы, как в бюджетном,
так и коммерческом секторе. Несмотря
на усилия, предпринимаемые федеральными
и региональными властями, при некотором
сокращении показателей задолженности
полностью ликвидировать их не удается,
что свидетельствует о сохранении объективных
причин этого явления.
(Приложение
2)
На 1 апреля 2006г. по сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 6582 млн.рублей и снизилась по сравнению с 1 марта 2006г. на 1009 млн.рублей (на 13,30/0).
Просроченная задолженность
по заработной плате из-за отсутствия
у организаций собственных средств составила
на 1 апреля 2006г. 6345 млн.рублей, или 96% общей
суммы просроченной задолженности. По
сравнению с 1 марта 2006г. она снизилась
на 844 млн.рублей (11,70/0). Задолженность из-за
недофинансирования из бюджетов всех
уровней составила 237 млн.рублей и снизилась
по сравнению с 1 марта 2006г. на 165 млн.рублей
(41,2%), в том числе из федерального бюджета
- 40 млн.рублей (снижение на 55 млн.рублей,
или на 58,5%), бюджетов субъектов Российской
Федерации - 25 млн.рублей (снижение на 16
млн.рублей, или на 39,50/0), местных бюджетов
- 172 млн.рублей (снижение на 94 млн.рублей,
или на 35,2%).
1.3 Распределение
доходов: не равенство и бедность.
Важной социально-экономической проблемой является распределение дохода (income distribution), которое в экономической теории рассматривается с двух точек зрения:
- функционального, т.е. распределение дохода между факторами производства.
- распределение дохода в зависимости от его величины.
Функциональное распределение дохода показывает, какая доля совокупного дохода страны направляется соответствующему фактору производства.
Распределение дохода по величине характеризует распределение созданного в стране дохода между домохозяйствами. Обычно статистические ведомства стран разбивают все население на группы по величине получаемого дохода и затем высчитывают процентное соотношение каждой группы к общему числу домохозяйств. В (приложении 3) приведены данные о распределении дохода по его величине в России в январе 2006 г. Таблица позволяет отметить существенное неравенство в распределении дохода. Доля трех групп населения, получающих в год 300 тыс.руб. и меньше, составляет 18,5% от общего числа населения, что приблизительно равно доле группы, имеющей доход от 700 тыс.руб. до 1 млн.руб. (17,2%). Однако первые три группы получают лишь 6,94% от совокупного дохода, тогда как группы населения с доходом 700 тыс.руб. - 1 млн.руб. составляет 25,40%.
Проблема неравенства благосостояния - одна из древнейших. Эта проблема порождает социальное напряжение, а проще говоря, - враждебное отношение бедных к богатым. Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению.
У этой проблемы есть две грани:
1. Неравенство доходов.
2. Неравенство богатства.
Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства, Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.
Свое богатство семья может завещать, т.е. с помощью завещания подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению, создавая, соответственно, все более прочные основы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью.
Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство было вынуждено отказаться от принципов полной уравнительности и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Но, поскольку способности у людей различны, их труд имеет разную ценность, что влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, т.е. различие в доходах.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.
Абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду. Все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, иногда довольно редкими. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.