Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:51, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения; уровня жизни:
1) характеристика доходов населения. их распределение.
2) проблемы заработной платы.
3) характеристика и показатели уровня жизни.
4) Регулирование доходов.
Введение……………………………………………………………….. 2
1. Экономическая природа дохода ………………………………….5
1. Понятие дохода. Виды дохода…………………………………...5
2. Проблемы заработной платы…………………………………….9
3. Распределение доходов………………………………………….13
2. Уровень жизни ……………………………………………………..19
2.1. Понятие уровня жизни……………………………………………19
2.2. Показатели уровня жизни………………………………………...21
3. Регулирование доходов……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………31
Приложение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..38
Трудно определить относительный уровень экономического развития Российской Федерации. Основываясь на такой критерий, как валовый внутренний продукт на душу населения, можно сделать вывод, что Россия в 2004 г. достигла уровня экономического развития, составляющего примерно четверть американского и чуть менее трети от показателей передовых европейских стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Таких, как Австрия или Франция (Журнал «Уровень жизни регионов России», Х21, 2005г.). Согласно определенному подобным образом уровню развития, Россия располагается среди беднейших членов ОЭСР и стран с переходной экономикой: несколько ниже, чем Чешская Республика и Венгрия, примерно на таком же уровне, как Словакия, и немного выше, чем Польша, Мексика и Турция. По социальным показателям, таким, как средняя продолжительность жизни и детская смертность, Россия по своему уровню развития отстает от упомянутых выше стран, за исключением Мексики и Турции.
Опросы общественного мнения свидетельствуют: большинство россиян придерживаются точки зрения, что их жизненный уровень до падения коммунизма был выше, чем сегодняшний; однако лишь четверть населения желала бы реставрации прежнего режима.
Показатели уровня жизни населения России представлены в (приложении 5). Статистика средней продолжительности жизни и смертности отражает тот факт, что в период после 2002 г. происходило ухудшение социальных условий. Ухудшение показателя средней продолжительности жизни в период 2003 - 2004 гг. совпадает с социоэкономической разрухой, порожденной процессом реформ. Для значительного числа россиян либеральные реформы, начатые в первые месяцы 2002 г., обернулись снижением жизненного уровня.
Большинство российских
семей вынуждено вместо продуктов питания
высокого качества (мясо, молоко, овощи
и фрукты) потреблять более дешевые продукты
(хлеб и картофель). Подобный тип поведения
семей на рынке продуктов питания обычно
является следствием процесса скатывания
к бедности большинства населения. Рост
бедности затронул различные группы населения
в неравной степени; особенно уязвимыми
оказались группы, включающие в себя многодетные
семьи, семьи с маленькими детьми и одним
родителем, одиноких пожилых людей с низкой
пенсией, инвалидов и некоторые этнические
меньшинства. Среди экономически активного
населения промышленные рабочие, занятые
в государственном секторе, и рабочие
бывших совхозов и колхозов столкнулись
с падением реальных доходов, в то время
как занятые индивидуальной трудовой
деятельностью и работающие в сфере финансовых
услуг стали более состоятельными.
3. Регулирование
доходов.
Процессы, происходящие в современной российской экономике, привели к таким неоднозначным явлениям, как падение доли оплаты труда в доходах населения при одновременном росте предпринимательских доходов. В структуре денежных доходов населения доля заработной платы составила за 2005 год 39,5% по сравнению с 46% в 2004 году и 60% в 2003 году. В первом полугодии 2006 года эта доля несколько увеличилась - 43,6% (Журнал «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги», Х24, 2005г.). Соответственно увеличилась доля доходов от предпринимательской деятельности.
Вместе с тем среди экономистов есть справедливое положение, что в понятии «предпринимательский доход» присутствует и так называемая «теневая»зарплата. Доходы населения, получаемые в виде дивидендов, статистика; также относит к предпринимательскому доходу, куда включаются все поступления, не относящиеся к заработной плате и социальным трансфертам. Сюда же входит скрываемая от налогообложения оплата труда в теневом секторе экономики. В таком виде предпринимательские доходы не поддаются эффективному регулированию, хотя и растут самыми быстрыми темпами. В целом это подтверждает вывод о все более суживающейся сфере государственного регулирования доходов населения. Отсутствие целенаправленной экономической политики, призванной как контролировать доходы различных слоев населения, так и активно влиять на них, приводит к такому явлению, как необоснованная дифференциация доходов.
Особенным российским явлением стали задержки и невыплаты заработной платы, что не только снижает и без того низкие доходы большинства населения, но и значительно увеличивает фактическую дифференциацию доходов населения.
По данным, приводимым в подготовленном в октябре 2005 года коллективом, авторов Института социально-экономических исследований по заказу Центрального банка Российской Федерации социально-экономическом исследовании «Сбережения населения России». В распоряжении пяти процентов населения находилось более 70% сбережений (без корпоративных счетов), что свидетельствовало о концентрации сбережений в руках небольшой группы населения. Большая часть сбережений (58,8%) была сосредоточена в слое «очень богатых» семей, На долю которых приходилось два процента общей численности населения. Средний размер сбережений, размещенных на территории России у «очень богатых» семей, с учетом корпоративных счетов был равен 387 млн. рублей на семью, или 161,2 млн. рублей на душу, в то время, как средний размер вкладов на 1 января 2006 года составил 381,1 тыс. рублей.
Что касается воздействия государства на эти процессы, то, очевидно, что в наибольшей степени регламентируется уровень доходов работников бюджетной сферы. Если принимать во внимание тот факт, что сам по себе уровень доходов в бюджетных отраслях значительно ниже среднего по стране, с одной стороны, а с другой стороны, доля занятых в бюджетной сфере постоянно уменьшается, то станет очевидно, что прямому государственному регулированию и учету в области доходов практически неподвластна большая часть экономики.
Важное значение данный факт имеет при осуществлении социально ориентированной экономической политики, направленной на оказание адресной помощи малоимущим слоям населения. Если официально учитываемые доходы могут отражать положение лишь части населения, занятой в бюджетной сфере или на государственных предприятиях и не имеющей иных источников дохода, кроме заработной платы, то адресная помощь не может быть таковой в силу большего количества скрытых от государственного учета и воздействия источников дохода.
Наиболее характерный пример - широко распространенные валютные депозиты, активно применявшиеся до последнего времени практически без каких-либо ограничений. Являясь существенным источником дохода работников коммерческих структур при официальной весьма скромной зарплате, они, приводят к недополучению государством налогов практически по всем платежам, связанным с начислениями на фонд оплаты труда. А в справке о зарплате будет указана соответственно только официальная зарплата, представляющая собой часть фактического дохода. Налогообложение валютных депозитов сверх ставки рефинансирования Банка России - половинчатое решение, сохраняющее неравноправное положение различных хозяйствующих субъектов в части налогообложения и заставляющее их активно применять подобные методы увеличения доходов своих сотрудников и снижения налогового бремени.
Новая шкала подоходного налога, введенная в действие с 1998 года. Она ориентирована на некоторое снижение налоговой нагрузки, на получающих средние и высокие доходы при неизменном ее уровне для низкодоходных слоев населения.
Попытка учесть множественность источников доходов предпринята во вводимой с 1998 года декларации о доходах. Так, появилось понятие «материальной выгоды», подразумевающее следующие виды доходов: проценты и выигрыши по вкладам в банках; доходы от страховок, экономия от беспроцентных или низкопроцентных кредитов, получаемых от предприятий, учреждений и организаций.
Опыт показывает, что доначисление налогов по результатам работы налоговых инспекций осуществляется крайне неэффективно в силу ряда объективных и субъективных факторов (малочисленность работников налоговых органов, недостаток информации по всем налогоплательщикам, невозможность практически привлечь к ответственности недобросовестных должников, включая даже необеспечение сохранности корреспонденции в почтовых ящиках, поскольку уведомления налогоплательщикам о необходимости предоставить соответствующие справки рассылаются по почте).
Резервы увеличения сбора подоходных налогов по группе населения, имеющей низкие доходы, практически исчерпаны. В группе населения с высокими доходами имеется гораздо больше возможностей сокрытия налогов при практически полной ненаказуемости нарушителей. Не получила распространения и процедура конфискации имущества (хотя в новом законе о банкротстве она предусмотрена).
Разработка взвешенной политики доходов, учитывающей интересы различных слоев населения и направленной на поддержание социальной устойчивости экономического механизма, включает в себя целый ряд направлений. Это и внесение изменений в законодательство, регулирующее размеры оплаты наемного труда (включая такие предложения, как частичная добровольная плата труда с помощью акций предприятий при создании соответствующих условий), и совершенствование практики взимания социальных налогов с правом предоставления выбора наиболее целесообразной для региона или отрасли базы для начисления такого рода налогов, и реорганизация системы подоходного налогообложения с установлением, например, более дробной шкалы налогообложения. Большие интервалы не могут быть эффективными, поскольку стимулируют сокрытие от налогов даже относительно невысоких доходов. Существенное значение могут иметь меры, направленные на совершенствование системы социального страхования, которая призвана оказывать социальную поддержку широким слоям населения, и опирается на легальные формы занятости и получения доходов. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются, создается персонифицированная система учета пенсионных взносов.
В условиях повсеместного распространения различных методов сокрытия полученных доходов наиболее целесообразно, по мнению автора, применять методы контроля над доходами на стадии потребления, поскольку практика утаивания все же менее сложна и использование подставных лиц при осуществлении крупных покупок таит угрозу для самих фактических владельцев при заключении недобросовестных соглашений. При этом предлагаемый некоторыми экономистами и политиками налог с продаж при явной его привлекательности, в значительной степени затронет всех потребителей товаров и услуг. Поскольку снижение налоговой нагрузки на предприятия в условиях тяжелого финансового состояния большинства из них, не гарантирует соответствующего снижения цен на товары, а новый налог может привести к росту цен практически на все, особенно ходовые (например, продовольственные) товары, спрос на которые не в столь значительной степени ограничен платежеспособностью основной массы населения, как на дорогостоящие товары.
Не касаясь подробно опыта развитых стран по осуществлению контроля над доходами и расходами (это предмет специального исследования), приведем пример отношения государства к тайне банковских вкладов. Необходимость установления происхождения тех или иных доходов вынудила ряд государств осуществить в этом направлении ряд шагов.
Ответственность за соблюдения Закона о банковской тайне была возложена на контролирующие организации федерального банка. Одновременно была значительно усилена роль министерства финансов. В конце 1989 года министерство финансов создало специальную сеть, представляющую собой информационный банк данных о финансовых сделках и операциях, объединяющий сведения, полученные от различных федеральных органов. Службе внутренних доходов министерства финансов были предоставлены соответствующие полномочия по инспекции финансовых учреждений через управление уголовного розыска службы, куда поступают отчеты о валютных операциях, зарубежных банковских и финансовых счетах, платежах наличными. Структурным подразделением министерства является также Таможенная служба, которая несет ответственность за расследование нарушений перевозки денег через границу. Закон разрешил финансовым учреждениям предоставлять должностным лицам правительственных организаций ограниченную информацию о любых возможных нарушениях закона клиентами. При этом финансовые учреждения были освобождены от ответственности перед клиентами за раскрытие такой информации.
Руководители, имеющие право подписи в банках, и лица, владеющие ценными бумагами или имеющие зарубежные счета на сумму более 10000 долларов, в течение одного месяца должны представлять отчет о финансовых счетах в иностранных банках. Лица и организации, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, несут уголовную или гражданскую ответственность, а средства конфискуются.
Практика анонимных
банковских вкладов в настоящее время
ставится под сомнение даже в Швейцарии.
Тем более назрела такая необходимость
и в России. Речь идет не только о банковских
вкладах, но и о создании целостной системы
контроля за доходами и расходами, основанной,
прежде всего на равенстве всех граждан,
независимо от их положения, перед законом.
Заключение.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что резкая дифференциация и падение доходов основной массы россиян привели к значительному снижению уровня жизни в стране в 2000-е годы. Современная модель экономического развития России свидетельствует о недооценке объективного общесоциологического закона возвышения потребностей, согласно которому удовлетворенные потребности людей рождают новые потребности более высокого уровня и дают сильный импульс развитию производства. Возможность удовлетворения потребностей людей только на физиологическом уровне ухудшает качество человеческого потенциала, лишает работника необходимых стимулов к производительному труду.