Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:29, реферат

Описание

Государственный кредит — самостоятельное звено финан­совой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная состав­ная часть государственных финансов, поэтому ему присущи та­кие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отно­шениях, распределительный характер этих отношений, жест­кая государственная регламентация условий и порядка осуще­ствления государственно-кредитных операций.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность государственного кредита.docx

— 42.23 Кб (Скачать документ)

Экономическая сущность государственного кредита

 В условиях развитых  товарно-денежных отношений государство  может привлекать к покрытию  своих расходов свободные финансовые  ресурсы хозяйственных структур  и средства населения. Главным  способом их получения является  государственный кредит 

 Государственный кредит  — самостоятельное звено финан­совой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная состав­ная часть государственных финансов, поэтому ему присущи та­кие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отно­шениях, распределительный характер этих отношений, жест­кая государственная регламентация условий и порядка осуще­ствления государственно-кредитных операций.

 В то же время  государственный кредит — одна  из форм кре­дитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных де­нежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключи­тельных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри стра­ны и в международных экономических отношениях.

 При осуществлении  государственно-кредитных операций  внутри страны государство, как  правило, является заемщиком средств,  а физические и юридические  лица — кредиторами. В международных  экономических отношениях государство  вы­ступает в роли как заемщика, так и кредитора.

 Кроме того, государство  может выступать и гарантом  воз­врата займов или выполнения  других обязательств субъектами  предпринимательства, в деятельности  которых оно заинтересо­вано. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик—кредитор), непосредственно влияющих на величи­ну централизованных денежных фондов, выдача гарантий не

 обязательно приводит  к их изменению. Если должник  своевре­менно и в полном размере рассчитывается по своим обязатель­ствам, то гарант не несет дополнительных затрат. Однако на практике государственные гарантии нередко распространяют­ся на недостаточно надежных заемщиков, что может повлечь за собой рост расходов из централизованных денежных фондов. Государство принимает на себя гарантийные обязательства для поддержания отечественных товаропроизводителей в конку­рентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструк­ции основных фондов народного хозяйства, повышения уровня занятости, развития науки и др.

 С помощью государственного  кредита государство мобили­зует дополнительные финансовые ресурсы для финансирова­ния общегосударственных расходов и выполнения своих функ­ций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностя­ми общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов. В сфе­ру бюджетного распределения не попадают значительные объе­мы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов предпри­нимательской деятельности, и личные доходы граждан.

 Между тем бюджетная  нагрузка на расходы растет. Струк­турная перестройка, регулирование экономики, социальная по­литика государства, расходы на оборону страны, участие в меж­дународной деятельности требуют больших средств. Поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денеж­ных ресурсах, а так как налоговые и им подобные поступления ограниченны, то приходится прибегать к помощи государствен­ного кредита. В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, в условиях нарушения сбалансированности бюджета главным способом получения до­полнительных финансовых ресурсов становится государствен­ный кредит. В годы экономического подъема, напротив, потреб­ность в государственном кредите сокращается и сфера его при­менения сужается.

 Государственный кредит  представляет отношения в основ­ном вторичного распределения стоимости валового внутренне­го продукта. Через государственный кредит перераспределяют­ся средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политичес­ких ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу госу­дарственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд. [5,c.274-275]

 Нельзя не заметить, что государственный кредит имеет  сущ­ностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансо­вой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государ­ством. Второй стороной выступают отношения, обусловлен­ные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, моби­лизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установлен­ного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

 Итак, государственный  кредит представляет собой сово­купность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физи­ческими и юридическими лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных де­нежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций.

 Как особая сфера  экономических отношений государствен­ный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от нало­гов и банковского кредита.[5,c.276]

 Отличия государственного  кредита от налогов: 

 • для налогов характерен  принудительный, обязательный характер  отношений, для государственного  кредита — добро­вольный (хотя в истории, как уже отмечалось, есть примеры не­соблюдения принципа добровольности);

 • налогам присуще  одностороннее, безвозмездное движение  стоимости, в то время как  основой государственного кредита  являются его возвратность и  платность: через определенное  время внесенная сумма должна  быть возвращена с процентами.

 Отличия государственного  кредита от банковского:

 • потребность в  кредите возникает у государства  при фи­нансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покры­тие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;

 • условием сделки  банковского кредита является  совпаде­ние экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участ­ников различаются, и, чтобы заинтересовать кредиторов в доб­ровольной передаче денежных средств в пользование заемщи­ка, государство берет на себя обязательство выплачивать им оп­ределенный доход. В отличие от банковского процента за кре­дит, выступающего в качестве механизма воздействия на хо­зяйственную и коммерческую деятельность кредитополучате­лей, вознаграждение кредиторов при государственном кредите играет роль стимула реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков;

 • банковский кредит  имеет целевое назначение. Он  исполь­зуется прежде всего для обеспечения своевременности денеж­ного оборота, который опосредует движение материально-ве­щественных элементов производственного процесса и реализа­ции товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ре­сурсы, мобилизуемые с его помощью, расходуются государ­ством в соответствии с текущими потребностями экономики и для финансирования чрезвычайных расходов;

 • при банковском  кредитовании срок возврата ссуды  строго регламентирован, его нарушение  влечет экономические санк­ции (например, повышенные проценты за кредит). В государ­ственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются;

 • с помощью банковского  кредита создаются деньги, он  спо­собен увеличивать или сокращать денежную массу и при не­продуманной кредитной политике может спровоцировать появ­ление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

 В Республике Беларусь  расходы государства осуществляют­ся в основном в национальной валюте, поэтому преимуществен­ное развитие получает внутренний государственный кредит. Это, однако, не уменьшает роли международного государствен­ного кредита для экономики страны.

 В системе государственно-кредитных  отношений есть также понятие  «условный государственный кредит»,  когда государ­ство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иност­ранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

 В целом государственный  кредит при правильной его  орга­низации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мо­билизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормали­зации и укреплению денежного обращения в стране и одновре­менно служит источником доходов для держателей государ­ственных ценных бумаг.

 Международный государственный  кредит способствует ус­корению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, пози­тивно влияет на международное сотрудничество и взаимопони­мание между странами.

 В Республике Беларусь  правовой основой государственного  кредита служат законы о внутреннем  и внешнем государствен­ном долге, о бюджете на очередной год и другие нормативные акты.[5,c.277-278]

1.2 Функции государственного  кредита 

 Государственный кредит  как финансовая категория выполня­ет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

 Посредством распределительной  функции государственно­го кредита  осуществляются формирование и  использование централизованных  денежных фондов государства  на принци­пах возвратности, срочности и платности, обеспечивается до­полнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

 Как показывает опыт  стран с рыночной экономикой, исполь­зование государственного кредита для покрытия дефицита бюд­жета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясня­ется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структу­рам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обраще­нии не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъек­тов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

 Положительное значение  государственного кредита для  эко­номики состоит также в более равномерном распределении на­логов во времени. Дело в том, что долгосрочные государствен­ные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании созда­ния крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря госу­дарственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки по­гашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с по­мощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные пла­тежи или увеличивать действующие.

 Иное дело, если средства, мобилизованные с помощью госу­дарственных  займов, направляются на финансирование  воен­ных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных теку­щих расходов — т.е. на непроизводительное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.

 Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется  рефинансиро­ванием государственного долга.

 Тяжесть налогового  бремени, обусловленного государствен­ными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесто­ров. Длительные сроки заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказы­вают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государ­ства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков за­имствования способствует увеличению стоимости обслужива­ния дефицита государственного бюджета. В целом рост государ­ственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита